По транспортным связям и номенклатуре нефтепродуктов, делятся:

По транспортным связям нефтебазы делятся на железнодорожные, водные (речные, морские), водно-железнодорожные, трубопроводные и базы, получающие нефтепродукты автотранспортом.
По номенклатуре хранения нефтепродуктовразличают нефтебазы общего хранения, только для светлых нефтепродуктов, только для темных нефтепродуктов и др.

ПЕРЕВОЗКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Основным направлением отечественного цистерностроения, начиная с момента постройки 2-х осных цистерн грузоподъемностью 8-5-11 тонн в 1872 году, является увеличение их грузоподъемности, а также сокращение времени на техническую и коммерческую обработку этого вида транспорта.

В настоящее время создаются и осваиваются в производстве цистерны с максимально-возможными габаритами подвижного состава. Большое внимание при создании новых цистерн уделяется обеспечение экологических требований. Также не меньшее значение уделяется повышению надёжности узлов и деталей железнодорожных цистерн.

В целом, учитывая увеличение номенклатуры перевозимых грузов, следует ожидать роста выпуска специализированных цистерн по видам производимых продуктов.

СЛИВО-НАЛИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Для проведения операций по сливу и наливу железнодорожных цистерн на нефтебазах сооружаются сливо-наливные эстакады.оборудованныесливо-наливными устройствами, подводящими трубопроводами с коллекторами, насосами и другим оборудованием, позволяющим принимать цистерны всех типов.

Нефтегрузовые операции на эстакадах могут проводиться одновременно с несколькими или одиночными цистернами, причем применяют закрытый или открытый способы слива и налива цистерн.

К закрытому способуслива и налива нефтепродуктов относится такой способ, который применяют только при полной герметизации технологического оборудования и приборов, соединяющих цистерны с приемораздаточными трубопроводами. При такой системе герметизацию исключается возможность контакта струи перекачиваемого нефтепродукта с атмосферным воздухом.

Достоинством такого способа является и то, что сокращаются или даже исключаются потери нефтепродуктов от испарения и проливов, а также снижается пожароопасность.

К открытому способуслива и налива цистерн относится способ, при котором отсутствует полная герметизация оборудования в наблюдается разбрызгивание нефтепродукта на начальной стадии налива.

В связи с требованиями противопожарной безопасностислив и налив нефтепродуктов с температурой вспышки до 61°С (т.с. легковоспламеняющиеся нефтепродукты) должен осуществляться закрытым способом. Мазуты, масла и высоковязкие нефтепродукты допускается сливать и наливать открытым способом.

При эксплуатации нефтебазового хозяйства используются, в основном, следующие способы слива и налива нефтепродуктов:

• слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн через горловину цистерн (верхний слив цистерны);

• слив нефтепродуктов через нижние сливные приборы (нижний слив);

налив нефтепродуктов в ж.д. цистерны через горловины (верхний налив);

• слив нефтепродуктов из ж.д. цистерн через нижние сливные приборы в желоб или емкость, расположенные непосредственно-под рельсами иля вдоль них (межрельсовый слив цистерн).

• налив нефтепродуктов через нижние сливные приборы (нижний налив).

Верхний сливприменяется в тех случаях, когда цистерны не оборудованы приборами нижнего слива, или если приборы находятся в неисправном состоянии и их нельзя открывать при наличии нефтепродуктов в цистерне.

В связи с этим на всех действующих и вновь строящихся железнодорожных сливо-наливных установках должны быть предусмотреныустройства для обеспечения как нижнего, так и верхнего слива, с учетом того, что в парке действующих железнодорожных цистерн все еще находится значительная часть цистерн, не оборудованных нижними сливными приборами, отвечающими современным требованиям.

Способ верхнего слива цистерн по сравнению со способами нижнего слива имеет более сложные условия работы, связанные с затратой значительного времени на слив (особенно при организации работ по зачистке остатков нефтепродуктов из цистерн).

В летний период при высоких температурах возникают трудности при сливе бензинов с высоким давлением насыщенных паров. Быстро изнашиваются прорезиненные напорно-всасывающие рукава, требуется большая численность обслуживающего персонала.

Верхний слив нефтепродуктов обладает целым рядом недостатков по сравнению с нижним:

имеют место значительно большие потери от испарения;

• возможные срывы насосов при сливе продуктов с высоким значением давления насыщенных паров;

• необходимость применения вакуумных насосов для заполнения всасывающих коммуникаций.

Существующие способы слива и налива цистерн характеризуются технологическими схемами слива и налива железнодорожных цистерн.

Верхний открытый налив нефтепродуктов. Здесь конец наливного стояка 4 возвышается над горловиной у цистерны на высоту h с таким расчетом, чтобы иметь возможность конец вращающего стояка с коротким шлангом 5 подводить к горловине. Открытый налив по такой схеме возможен, когда конец стояка имеет желоб из бензоогнестойкого материала и может быть рекомендован для налива таких нефтепродуктов, как мазут, масло и т.д.

По транспортным связям и номенклатуре нефтепродуктов, делятся: - student2.ru

Рис. 1 Верхний открытый налив:

1 - приемная труба; 2 - наливной коллектор; 3 — задвижка; 4 — наливной стояк; 5 - рукав; 6 - горловина

Верхний налив применяется в настоящее время и используется значительно чаще вследствие большей простоты, хотя также обладает большими недостатками (повышенное испарение, пожарная опасность и т.д.)

Cхема глубинного верхнего налива железнодорожных цистерн.В этом случае на конце наливного стояка подвешивают гибкий бензостойкий рукав 5, длиной не менее 4 м.

При определении длины рукава учитывают возможные отклонения оси горловины цистерны относительно оси наливного стояка с таким расчетом, чтобы конец рукава доходил до нижней образующей цистерны. В начальный момент, налива наблюдается разбрызгивание нефтепродукта и смешение паров с атмосферным воздухом, а затем прекращается, т. к. струя нефтепродукта находится в затопленном состоянии.

По транспортным связям и номенклатуре нефтепродуктов, делятся: - student2.ru

Рис. 2. Верхний глубинный налив:

1 - приемная труба; 2 - коллектор; 3 - задвижка; 4 - стояк; 5 - рукав; 6 - цистерна; 7 - наконечник

Cливо-наливной стояк для верхнего и нижнего слива и налива нефтепродуктов.Разница с предыдущей схемой заключается в том, что в цистерну при сливе продукта опускаются два рукава, рассчитанные на разную пропускную способность, что позволяет максимально выбрать остатки нефтепродукта. Кроме того, стояк дополнительно оборудован установкой нижнего слива, герметически соединенной со сливным прибором цистерны и коллектором. При этом имеется полная гарантия (при использовании УСН) в предотвращении пролива нефтепродукта, как в процессе слива из цистерны, так и после слива или налива. Это обеспечивается тем, что УСН отсоединяют от сливного патрубка цистерны и убирают из-под цистерны поворотом в нерабочее положение только после того, как цистерна будет полностью освобождена от нефтепродукта и клапан сливного прибора будет поставлен в положение «закрыто». При эксплуатации УСНПП приведенная схема может быть использована для слива и налива вязких нефтепродуктов с путевым подогревом.

По транспортным связям и номенклатуре нефтепродуктов, делятся: - student2.ru

Рис. 3. Сливо-наливной стояк для верхнего и нижнего слива и налива

нефтепродуктов:

1 - вентиль; 2 — поворотное устройство с сальниковой набивкой; 3 - опорная стойка;

4 - хомут; 5 - стопор-ограничитель; 6 - косынка; 7 - стояк; 8 - соединение шланга

со стояком; 9 - шланг (рукав); 10 - наконечник; 11 - установка нижнего слива; 12 -

зачистной трубопровод

По транспортным связям и номенклатуре нефтепродуктов, делятся: - student2.ru

Рис. 4. Схема слива тёмных нефтепродуктов:

1 - сливной прибор; 2 - переносной сливной лоток; 3 - паровая рубашка;4 — коллектор с паровым спутником; 5 — крышка; 6 - нулевой резервуар;7 - насос; 8 - резервуар

Схема нижнего слива

Слив происходит самотеком при помощи передвижного лотка легкой конструкции. Верхний конец лотка 2 подводится под сливной прибор 1 (типа СПГ) цистерны, а нижний конец - в боковой коллектор 4 и далее в нулевой резервуар 6, объем которого должен составлять 50 - 100% суммарного объема принимаемых на эстакаде цистерн. При необходимости подогрева сливаемого нефтепродукта могут быть использованы передвижные лотки 2 с паровой рубашкой 3 или электроподогревом. Для уменьшения времени слива нефтепродукта в цистерне может быть создано повышенное избыточное давление с помощью компрессорной станции (КС).

Из недостатков схемы можно отметить то, что описанныйспособ является открытым и применяется только для слива темных нефтепродуктов.

По транспортным связям и номенклатуре нефтепродуктов, делятся: - student2.ru

Рис. 5. Межрельсовый слив темных нефтепродуктов:

1 - межрельсовый желоб; 2 - сливное устройство; 3 - канализационный лоток;

4 - цистерна; 5 - железобетонный нулевой резервуар; 6 - паровые змеевики; 7 - насос; 8 - резервуар

Более совершенной следует считать схему, закрытого прямоточного слива нефтепродуктов в межрельсовый желоб с боковой емкостью или емкостью, расположенной непосредственно под рельсами.

По транспортным связям и номенклатуре нефтепродуктов, делятся: - student2.ru

Рис. 6 Технологическая схема слива масел:

- ложная цистерна; 2 - устройство нижнего слива; 3 - коллектор для слива подземного резервуара

помощи насоса; 4 - коллектор для слива масла из;: -саорожной цистерны; 5 - задвижки; 6 - горизонтальный резервуар

По этой схеме обеспечивается одновременный слив масел двух сортов или поочередно нескольких сортов в зависимости от числа подземных резервуаров, установленных у эстакады. Здесь закрытый слив осуществляется через сливной коллектор 4, разделенный на две части задвижкой 5. Обе части сливного коллектора соединены со всеми подземными резервуарами и установками нижнего слива 2. Данная схема позволяет сливать масло любого сорта, любой установкой нижнего слива и в любой резервуар. Кроме того, можно обеспечить последовательный слив различных масел без их смешения и самотеком освобождать сливные коллектора от остатков масла.

Сливо-наливные операции на эстакадах могут производиться одновременно с несколькими или одиночными цистернами

Рис 7. Схемы слива светлых нефтепродуктов из железнодорожных

цистерн: 1 - сифонный слив; 6) - верхний и нижний сливы под избыточным давлением;

в) - верхний слив при помощи погружного насоса.

\ — цистерна; 2 — сливной стояк; 3 - резервуар; 4 - вакуум-насос; 5 — насос; 6 - погружной насос; 7 - компрессор; 8 - вакуум-коллектор

Принудительный слив нефтепродуктов может осуществляться с помощью погружных насосов или за счет создания в цистерне избыточногодавления.

Для осуществления сифонного слива (рис. 7.а) необходимо предварительно заполнитьнефтепродуктом сливной стояк. Для этого обычно используются вакуум-насосы, которые при сливе одиночных цистерн устанавливаются прямо на стояке. При маршрутном сливе верхнюю часть стояка подсоединяют вакуум-коллектору.

По транспортным связям и номенклатуре нефтепродуктов, делятся: - student2.ru

При верхнем сливе цистерн центробежными насосами или самотеком установка дополнительно поршневого вакуум-насоса необходима не только для заполнения стояка и всасывающих трубопроводов. Практика показывает, что в процессе слива, когда уровень взлива в цистерне становится низким и сливаемая жидкость не успевает подтекать к приемному рукаву, у его конца образуется воздушная воронка. Воздух из нее проскальзывает во всасывающий трубопровод и в немобразуется воздушная пробка, приводящая к разрыву сплошности потока жидкости и срыву работы насоса. Это означает окончание «газовой» операции и переход на операцию зачистки-удалению остатков груза.

Наши рекомендации