Дорожные условия и безопасность движения
ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ДЕТАЛИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
"ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА НА ХАРАКТЕРНЫХ УЧАСТКАХ"
для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы»
всех форм обучения
Тюмень, 2014
УДК 625.7/.8
ББК Д-69
Дорожные условия и безопасность движения. Методические указанияк разработке детали курсовой работы "Горизонтальная дорожная разметка на характерных участках" для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы всех форм обучения / Р.В.Андронов, Д.А.Гензе, А.А.Тестешев, Е.Н.Легостаева. - Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ, 2014. – 22 с. Методические рекомендации разработаны на основании рабочей программы ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» дисциплины «Дорожные условия и безопасность движения» для студентов специальности: 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы» очной и заочной формы обучения. Содержат интерактивные методы обучения. Методические рекомендации содержат условия, правила, а также методику применения горизонтальной дорожной разметки. Рецензент: Куюков С. А. Тираж 50 экз. © ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» © Андронов Р.В., Гензе Д.А., Тестешев А.А., Легостаева Е.Н. Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» |
СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение
Дорожная разметка является одним из простых и действенных средств управления движением и входит в общую схему организации движения транспорта, разрабатываемой в составе проекта дороги или в процессе ее эксплуатации.
Разметка проезжей части позволяет упорядочить движение, сформировать ряды, что способствует повышению общей пропускной способности дороги и безопасности движения. Разметка проезжей части не только способствует зрительному ориентированию, но и регламентирует положение автомобиля в плане и режим обгона [2]. Опыт показывает, что нанесение только лишь прерывистой осевой линии на всем протяжении дороги заметно повышает безопасность движения в темноте. Наличие разметки на проезжей части отражается на эмоциональной напряженности водителя, что позволяет влиять на выбираемую им скорость и траекторию движения. Это связано со стремлением водителя поддерживать информационную нагрузку на уровне, близком к оптимальному.
Устройство горизонтальной разметки позволяет снизить общее число ДТП на участках их концентрации на 20-35% [5].
Цельюметодических указаний является приобретение навыков разработки мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах с помощью применения горизонтальной разметки.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
Общекультурных
ОК-1 - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Профессиональных
ПК-4 – способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны;
ПК-9 – знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест;
ПК-10 - владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных прикладных расчетных и графических программных пакетов;
ПК-11 - способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации зданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
ПК-13 – способность вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках; способностью осуществлять организацию рабочих мест, их технологическое оснащение, размещение технологического оборудования, контроль соблюдения технологической дисциплины и экологической безопасности;
ПК-17 – знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности;
ПК-18 - владение математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам.
С ограниченной видимостью
Разметка участков горизонтальных кривых с ограниченной видимостью осуществляется таким образом, чтобы не допустить выполнение обгонов транспортными средствами, находящимися в зонах с видимостью менее чем в таблице 3.
Рисунок 3. Разметка горизонтальной кривой с ограниченной видимостью
Таких зон на участке кривой две (рисунок 3). В зависимости от геометрии кривой, эти зоны располагаются отдельно одна от другой или перекрывают друг друга.
На двухполосных дорогах с движением на кривой по двум полосам запрещение обгонов производится путем нанесения барьерной линии 1.11, состоящей из сплошной и пунктирной линии, причем сплошная линия наносится со стороны транспортных средств, движущихся в зоне с видимостью менее допустимой на всем ее протяжении.
Если зоны ограниченной видимости расположены отдельно одна от другой, то между ними разделение встречных потоков осуществляется с помощью прерывистой линии 1.5, допускающей выезд транспортных средств на полосу встречного движения для обгона.
Если зоны ограниченной видимости накладываются «одна на другую» то на участке их наложения наносится сплошная линия 1.1.
ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ СХЕМЫ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ НА ХАРАКТЕРНОМ УЧАСТКЕ
(НА КРИВЫХ В ПЛАНЕ)
Дано:
дорога 3 технической категории
кривые в плане:
1. Кривая, ПК 13+700 L=700 м, R=750 м, α =37°;
2. Кривая, ПК 26+300 L=1100 м, R=420 м, α =88°;
Итоговый коэффициент аварийности на участке ;
Доля легковых, грузовых автомобилей и автопоездов в составе потока равна соответственно 0,6; 0,3; 0,1.
Согласно заданию дорога 3 технической категории, следовательно, она будет размечаться на 2 полосы движения.
Для каждой кривой определяем условную плавность закругления – Р по формуле (3.4.):
α 1=37°=0,65 рад.
α 2=88°=1,54 рад.
Условная плавность закругления – Р1 соответствует схеме (Приложение 2 рисунок IV Б) [5].
Рисунок 5. Схема нанесения дорожной разметки на кривой ПК 13+700
L1 и L2 приняты по таблице 15 [3].
Условная плавность закругления – Р2 соответствует схеме (Приложение 2 рисунок IV В) [5] .
Рисунок 6. Схема нанесения дорожной разметки на кривой ПК 26+300
После этого определяем суммарную протяженность каждого типа линий разметки:
L1.1. = (120+700+75) +750+1100=2745 м
L1.6. =100+100+100+100=400 м
Для определения L1.5. суммируем прямые горизонтальные участки
Затем приводим все линии разметки к линии 1.1 при помощи коэффициента приведения [5].
L1.6. = 400·0,75=300 м
Итого L1.1. = 2745+300=3045 м
Определяем суммарную площадь нанесения разметки:
S=L·B, м2 | (4.1) |
где L - общая протяженность разметки, приведенная к линии 1.1.
B - Ширина линии разметки, м.
S=3045·0,1=304,5, м2
Производим сравнение материалов дорожной разметки (Приложение А)
Спрейпластик «Highway ColdPlast» (Россия). Срок службы – 24 месяца расход - 1 кг/м2
Потребное количество материала:
304,5·1=304,5 кг
Стоимость материала
304,5·110=33495 руб.
Эмаль дорожная АК-500 (Россия). Срок службы – 12 месяца расход - 0,4 кг/м2
Потребное количество материала:
304,5·0,4=121,8 кг
Стоимость материала
121,8·67,5=8221,5 руб.
Для определения наиболее выгодного материала по формуле 6.6 [4] определяем интегральный эффект от нанесения дорожной разметки:
, руб. | (4.2) |
где Rt - эффект от снижения числа ДТП в году t;
Zt - текущие затраты в году t;
Kt - единовременные затраты в году t;
Е - норма дисконта;
Т- момент окончания расчетного периода.
Эффект от снижения числа ДТП рассчитывается по формуле 6.11 [4]:
Rt = 365´g´N´L´Sэ´(Пдо – Ппосле), руб | (4.3) |
где g - коэффициент использования пробега, g = 0,6·bl+0,9·b2+0,8·b3 (bl, b2, b3 - доля соответственно легковых, грузовых автомобилей и автопоездов в составе потока);
N - среднегодовая суточная интенсивность движения на рассматриваемом участке дороги в расчетный период, авт./сут;
L - протяженность рассматриваемого участка дороги, км;
Sэ - себестоимость перевозок в дорожных условиях, принятых за эталон, руб./авт.-км (13,46 руб./авт.-км);
Пдо, Ппосле - коэффициенты, определяющиеся в зависимости от величины коэффициентов относительной аварийности (Uдо, Uпосле) по формуле:
П=0,02U+0.98 | (4.4) |
Производим расчет коэффициента использования пробега:
g=0,6·0,6+0,9·0,3+0,8·0,1=0,71
, согласно рисунку 3.1 [8] U=0,65
По формуле (4.4) определяем Пдо:
Пдо=0,02·0,65+0.98=0,993
Величину коэффициента относительной аварийности после нанесения дорожной разметки Uпосле определяем по формуле:
Uпосле=U0+(Uдо-U0) · (l-Pm) | (4.5) |
где U0 - относительное количество происшествий, на возникновение которых не оказывают влияние дорожные условия (U0=0,08);
Uдо - средний коэффициент относительной аварийности до проведения мероприятий по повышению безопасности движения;
Рm - средняя вероятность снижения числа ДТП (по данным таблица 6.1[4]).
Uпосле=0,08+(0.993-0,08) · (l-0,52)=0,518
По формуле (4.4) определяем Ппосле:
Ппосле=0,02·0,518+0.98=0,99
Эффект от снижения числа ДТП (Rt) рассчитывается по формуле (4.3)
Rt=365·0,71·3250·1,8·13,46·(0,993 – 0,99)=61217,19 руб.
Рассчитываем интегральный эффект Эинт от нанесения дорожной разметки по формуле (4.2):
Спрейпластик «Highway ColdPlast»
103460,17-56608,26=46851,91 руб.
Эмаль дорожная АК-500
103460,17-13894,76=89565,41 руб.
Сравнив интегральный эффект, принимаем Эмаль дорожную АК-500 как более выгодную.
В заключение определяем потребное количество материала для нанесения каждого типа линии разметки.
Таблица 4 – Потребное количество материала
Номер | Форма, цвет, размеры в м | Назначение | Потребное количество материала, кг |
1.1 | Разделение транспортных потоков противоположных направлений. Обозначение полос движения. Обозначение границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен. Обозначение границ мест стоянки транспортных средств | 2745·0,1·0,4=109,8 | |
1.5 | v > 60 км/ч, l1 = 3,00 - 4,00, l2 = 9,00 - 12,00. l1:l2 = 1:3 | Разделение транспортных потоков противоположных направлений. Обозначение полос движения | 400·0,75·0,1·0,4=12 |
ИТОГО | 121,8 |
Библиографический список
Основная литература
1. Пугачёв И.Н. Организация и безопасность дорожного движения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Пугачёв, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 стр.
2. Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 279 с.: ил.
Справочная и нормативная литература
3. ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования.
4. Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, утвержденные распоряжением Росавтодора от 30.03.2000 № 65-р. – 82 с.
5. ВСН 23-75 Указание по разметке автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР М., «Транспорт», 1976. – 160 с., ил Тестешев А.А. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Дорожные условия и безопасность движения» для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы». Тюмень: ТюмГАСА, 2004. 34 с.
6. ОДМ 218.4.005-2010. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. – М.: Информавтодор, 2003.-96с.
7. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, согласованный департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России от 02.08.2006 г. № 13/6-3853 и департаментом Федерального дорожного агентства 07.08.2006 № 01-29/5313.
8. ВСН 3-81. Инструкция по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при проектировании автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР. Введ. 01.01.82. -М.: Транспорт, 1982. - 54 с.
Приложение А
Материалы для дорожной разметки
Название | Срок службы, месяцы | Толщина слоя нанесения | Время отверждения (высыхания), не более мин | Расход, кг/м2 | Рабочая температура нанесения, ºС | Цена, р/кг |
Краски | ||||||
Эмаль ЭП-5327 | 500-600 мкм | 0,2-0,3 | - | 89,2 | ||
Текнороуд-250 | 250 - 350 мкм | 0,18 | - | |||
Эмаль дорожная АК-500 | 140 мкм. | 0,4-0,6 | - | 67,5 | ||
HIGHWAY | 0,4 мм | 0,4-0,6 | - | |||
Спрейпластик | ||||||
Highway ColdPlast (холодное нанесение) | 0,4 - 0,8 мм | 0,7-1,2 | - | |||
Клинатон Ф-СП (горячее нанесение) | 0,6-1,2 мм | 1,2 - 2,5 | 200-210 | |||
Холодный пластик | ||||||
РДМ-ХП | 2-2,5 мм | 3,5 – 5,5 | - | |||
Техноласт | 3-4 мм | 6 – 8 | - | |||
Термопластик | ||||||
Новопласт | 2-5 мм | 8,12 | 185-190 | |||
ТПКН | 3-5 мм | 190-240 | ||||
Маркер | 1,5 - 4 мм. | 160°С. |
ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ДЕТАЛИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
"ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА НА ХАРАКТЕРНЫХ УЧАСТКАХ"
для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы»
всех форм обучения
Тюмень, 2014
УДК 625.7/.8
ББК Д-69
Дорожные условия и безопасность движения. Методические указанияк разработке детали курсовой работы "Горизонтальная дорожная разметка на характерных участках" для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы всех форм обучения / Р.В.Андронов, Д.А.Гензе, А.А.Тестешев, Е.Н.Легостаева. - Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ, 2014. – 22 с. Методические рекомендации разработаны на основании рабочей программы ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» дисциплины «Дорожные условия и безопасность движения» для студентов специальности: 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы» очной и заочной формы обучения. Содержат интерактивные методы обучения. Методические рекомендации содержат условия, правила, а также методику применения горизонтальной дорожной разметки. Рецензент: Куюков С. А. Тираж 50 экз. © ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» © Андронов Р.В., Гензе Д.А., Тестешев А.А., Легостаева Е.Н. Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» |
СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение
Дорожная разметка является одним из простых и действенных средств управления движением и входит в общую схему организации движения транспорта, разрабатываемой в составе проекта дороги или в процессе ее эксплуатации.
Разметка проезжей части позволяет упорядочить движение, сформировать ряды, что способствует повышению общей пропускной способности дороги и безопасности движения. Разметка проезжей части не только способствует зрительному ориентированию, но и регламентирует положение автомобиля в плане и режим обгона [2]. Опыт показывает, что нанесение только лишь прерывистой осевой линии на всем протяжении дороги заметно повышает безопасность движения в темноте. Наличие разметки на проезжей части отражается на эмоциональной напряженности водителя, что позволяет влиять на выбираемую им скорость и траекторию движения. Это связано со стремлением водителя поддерживать информационную нагрузку на уровне, близком к оптимальному.
Устройство горизонтальной разметки позволяет снизить общее число ДТП на участках их концентрации на 20-35% [5].
Цельюметодических указаний является приобретение навыков разработки мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах с помощью применения горизонтальной разметки.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
Общекультурных
ОК-1 - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Профессиональных
ПК-4 – способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны;
ПК-9 – знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест;
ПК-10 - владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных прикладных расчетных и графических программных пакетов;
ПК-11 - способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации зданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
ПК-13 – способность вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках; способностью осуществлять организацию рабочих мест, их технологическое оснащение, размещение технологического оборудования, контроль соблюдения технологической дисциплины и экологической безопасности;
ПК-17 – знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности;
ПК-18 - владение математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам.