К теме 1. Организационно-правовые основы ТЭО
Основная литература по теме: лекция [1-5; 6, с. 315-319, 341; 7. 80-96, 116-127; 14, с. 106-140], практическое занятие [7, с. 311-314, 336-338, 343]. В квадратных скобках – номер из списка литературы, после запятой страницы в нём, после точки с запятой – следующий.
Туристская деятельность– вид профессионального промысла, относится к предпринимательской деятельности, осуществляемой частным предпринимателем (физическим лицом) или объединением граждан (юридическим лицом) на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от продажи товаров, работ и услуг в соответствии с действующим законодательством. Организуется в индивидуальной и коллективной форме, регламентируется ГК РФ и нормативными актами.
Индивидуальный предприниматель– это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в этом качестве. Определяется простотой и мобильностью бизнес-процессов, повышенными рисками и полной имущественной ответственностью по обязательствам.
Коллективная форма– предпринимательская деятельность предприятия, зарегистрированного установленным законом порядком в качестве юридического лица. Юрлицом признаётся организация (два и более субъекта предпринимательской совместной деятельности), имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету. Они оформляться как коммерческие или некоммерческие организации.
Коммерческая организация– это субъект рынка, зарегистрированный как юридическое лицо, создаваемое для предпринимательства с извлечением прибыли в качестве основной цели своей деятельности в следующих организационно-правовых формах: хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Предприятия, осуществляющие туристскую и экскурсионную деятельность, относятся к коммерческим организациям.
Некоммерческая организация– юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели предпринимательской деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Определяется в форме потребительского кооператива, общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного или иного фонда, ассоциации. Туристские ассоциации (делового туризма, гостеприимства), пропагандируют и совершенствуют (подготовка персонала, реклама) деятельность организаций учредителей, оказывающих им организационную и информационную помощь.
Туристское предприятие– коммерческая организация, обретшее статус юридического лица в результате: определения миссии и целей деятельности; обоснования производственной и организационной структуры управления предприятием; подготовки к регистрации и государственной регистрации; организационного оформления предприятия; оформления и оснащения офиса; подбора и обучения кадров.
Организация туристского обслуживания – система мер, направленная на рациональное сочетание в деятельности труда, средств производства и технологии как единого производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.
Организация туристского обслуживания по качеству услуг– классификация обслуживания туристов по объёму и уровню предоставляемых услуг. В практике туристской деятельности используется разграничение: люкс, первый класс, туристский класс, экономический класс. Качество «люкс» обеспечивает VIP-обслуживание в самом полном объёме и высшем уровне индивидуального пакета услуг. Качество первого класса включает индивидуальное обслуживание высокого уровня и полного объёма пакета услуг. Туристский класс качества организации предполагает массовый (стандартный) уровень и объём пакета обслуживания в группе. Экономический класс организации обслуживания включает предоставление пакета минимально необходимого уровня и объёма услуг.
Туристские формальности– это правила, условия и действия, необходимые для контроля организации, оформления и совершения тура или экскурсии. Контроль обеспечивает безопасность и законность при путешествиях и охрану окружающей среды. В отношении туриста формальностями являются: оформление загранпаспорта, и виз, соблюдение порядка въезда, пребывания и выезда, таможенные процедуры, прививки и т.п. Для туристского предприятия формальностями определяются: сертификация деятельности, аккредитация в посольствах, визовая поддержка, страхование, информирование о порядке перемещений в стране назначения и т.д. Все туристские формальности делят на паспортно-визовые, таможенные, медико-санитарные, страховые. Регулирование формальностей – функция государства. Оно принимает законы, правила пребывания, меры по безопасности и защите прав и свобод. Свою роль играют и международные организации, в частности ВТО. Ею приняты рекомендации: децентрализации паспортных служб, упрощения процедур и срок паспортов не менее 5 лет; безвизовых въездов, 12 месячный срок визы с несколькими въездами, единый консульский сбор; приобретение валюты и другие.
Паспортно-визовые формальности – процедуры, связанные с проверкой соблюдения гражданами законодательства, цели пребывания в стране, местопребывания и сроков. За нарушение задержание на 3 часа, для установления личности и обстоятельств правонарушения до 10 суток. Возможен упрощенный порядок процедуры (Шенгенское соглашение, Соглашение России и Беларуси). Прохождение процедуры связано с удостоверением личности по паспорту. Паспорт может быть служебным, дипломатическим, моряка и общегражданский. Его действие может приостанавливаться за 3 и 6 месяцев до истечения срока действия. Выдаётся паспорт с 14 лет. До 7 лет производится запись в паспорт родителя, после 6 лет вклеивается фотография ребёнка. За прохождение этих формальностей туристское предприятие ответственности не несёт. На границе бывают карточки прибытия и убытия для статистики.
Особая процедура получение визы (от лат visum – просмотренное) – разрешение дипломатического представительства иностранного государства на въезд-выезд, пребывание и транзит. Разрешение оформляется в виде отметки (штампа или марки в паспорте или представляет отдельный документ – групповая туристская виза и т.п.). Срок действия зависит от вида поездки (тура по путёвке, ваучеру, приглашению). Многократные визы выдаются, как правило, в индивидуальном порядке. Посольства могут отказать в визе без объяснения причин. Консульский сбор не возвращается. Соблюдение обеспечивается таможней.
Таможенные формальности – это процедуры, связанные соблюдения лицами, пересекающими границу государства, правил ввоза и вывоза вещей и товаров. Ответственна за контроль этой формальности граничная таможенная служба. Для ускорения процедуры и повышения ответственности лица, осуществляющего пересечение границы заполняется декларация.
Декларирование– это процедура и документ, представляющий таможенному органу в установленной форме сведения о перевозимом грузе и ценностях, их количествах и качествах. Декларацию заполняют все лица, достигшие 16 летнего возраста. Для выявления соответствия перемещаемого через границу груза и ценностей проводится таможенный контроль.
Таможенный контроль – это совокупность мер уполномоченных органов по проверке соблюдения законодательства о перевозке грузов и ценностей через государственную границу. «Таможня», что «даёт добро», происходит от тюркского «тамга». У кочевников клеймо на предметах в качестве знака собственности. В Древней Руси тамгой именовалась торговая пошлина. Таможенный контроль включает: проверку документов, таможенный личный досмотр, досмотр предметов и ценностей, учёт товаров и транспортных средств, устный опрос лиц, пересекающих границу. Для упрощения процедуры контроля используется «зеленый» и «красный» коридоры, обозначаемые графическими символами (восьмиугольник и квадрат) и надписями на русском и английском языках. Зелёный коридор проходят те, кто не имеет предметов, подлежащие письменной декларации. Красный коридор предназначен для лиц, имеющих предметы, подлежащие письменному декларированию, предъявлению таможенным органам, ввозимых сверх установленных норм стоимости и количества, подлежащие таможенным платежам, требующие разрешения на перемещение от других органов (украшения… образцы флоры и фауны, имеющие культурно-историческую ценность).
Валютный контроль– процедура, проводимая одновременно с таможенным контролем, для контроля за соблюдением законодательства по перемещению денежных средств. В каждой стране существуют специальные законы. В РФ 10.12.2003 за № 173-ФЗ принят закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно ему, единовременно через границу без декларации можно провести наличную иностранную валюту в сумме менее 10 тыс.$ или иной ей эквивалентной в рублях (Ω).
Суммы не декларированного перемещения в разные периоды и в разных странах сильно различаются. В Англии и Японии ограничения отсутствуют. В США пределы такие же, как в России. Сами деньги, как и иные перемещаемые предметы, ценности и образцы флоры и фауны, могут являться источником переноса инфекций. В связи с этим в перечень туристских формальностей включаются медико-санитарные меры.
Медико-санитарные формальности – это процедуры, произведения проверки на границе по соблюдению законодательства о вакцинации, прививкам и другим специальным требованиям, включая эпидемиологический и ветеринарный контроль. Контроль проводится санитарными службами. Как правило, он ограничивается проверкой наличия международного сертификата о вакцинации – документа о вакцинации от жёлтой лихорадки, оспы, холеры и иных заболеваний, признанных опасными. Животные перемещаются через границу в соответствующим ветеринарным сертификатом. Эти формальности особенно актуальны при поездках в неблагоприятные в эпидемиологическом отношении регионы.
В соответствии с законом о туристской деятельности, граждане, готовящиеся к поездке в опасные регионы, должны проходить профилактику в соответствии с международными требованиями. Эти процедуры включают: ознакомление с правилами и ограничительными мерами проживания, питания и отдыха, вакцинация, профилактическое лечение (химияпрофилактика за 5 дней до выезда в регион распространения малярии).
Страхование в туризме– это обязательная и добровольная процедура финансовой защиты от различного рода неблагоприятных событий (страховых случаев). Документально - это страховой полис(Trevel Insuranse Polise), гарантией того, что придут на помощь.