VI. Организационно-методические указания (гарантийные условия)

Основными видами организации учебных занятий при очной форме обучения являются лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа. При очно-заочной и, особенно, заочной системе образования большую значимость приобретает самостоятельная работа студентов, в ходе которой в основном воспринимается информация. Занятия в аудитории направляются на формирование знаний из уже воспринятой информационной базы. Особенно это отличает заочную форму образования. Здесь в аудитории формируется только система из уже приобретённых в ходе самостоятельной работы знаний. При этом отчитывается образовант за весь объём работы по программе в 124 часов. Это важно уяснить.

Лекции дают систематизированные сведения об основах экскурсоведческих знаний, раскрывают современное состояние и перспективы экскурсного бизнеса (дела), концентрируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах теории и практики экскурсоведения, стимулируют познавательную деятельность, формируют творческое мышление. Практические занятия, включая семинары, проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также формирования умения обсуждать проблемные вопросы, решать задачи экскурсоведения, формулировать свои мысли. Для успешного и эффективного участия в практических занятиях необходимо заранее подготовиться; изучить лекционные материалы.

Самостоятельная работа имеет целый ряд целевых установок: закрепление, углубление знаний; привитие необходимых навыков; выполнение задания по индивидуальному изучению рекомендованной учебной литературы; подготовка творческих работ (при желании); формирование культуры умственного труда; развитие самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний. По итогам самостоятельной работы над каждой темой необходимо сформулировать вопросы: что не понятно? На сформулированные вопросы следует найти ответы у преподавателя, в библиотеках, в наблюдениях за практикой профессиональной деятельности. Организация этой формы работы имеет решающее значение для гарантированного результата образования. Для выработки навыков научно-исследовательской работы в процессе изучения дисциплины можно спроектировать конкретный экскурс (уклонение от обыденного образа жизни в мир искусства, науки, отдыха и развлечений). Разработка экскурсовне обязательна! Она может использоваться как творческое задание, направленное на развитие навыков творческого поиска, выработку умения грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

В процессе изучения дисциплины студент обязан освоить её содержаниеи сдать все обязательные формы отчетности(выполненные задания на самостоятельную работу).

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо: в соответствии с учебным планом института и расписанием прибыть на занятие и внимательно отработать на лекциях; в соответствии с учебно-методическим пособием по дисциплине внимательно изучить её содержание; при очно-заочном и заочном обучении на основании содержания учебно-методического пособия и рекомендаций преподавателя составить индивидуальный план самостоятельной работы, обратив особое внимание на формы и сроки учебной отчетности. В отведенное программой время необходимо изучить рекомендованный учебный материал, проверяя степень его освоения по перечню вопросов для итогового контроля (зачёта, экзамена, тестирование); в период непосредственной подготовки к сдаче контроля необходимо повторить изученный материал, прибыть на консультацию и уточнить у преподавателя все содержательные и организационные вопросы.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса является контроль за усвоением изучаемого материала, за превращением приобретаемых знаний в личные ориентиры профессиональной деятельности. Для объективной итоговой оценки этого процесса предусмотрен итоговый контроль, являющийся заключительным этапом изучения дисциплины. Он имеет целью проверку и оценку теоретических знаний и практических навыков в объеме учебной программы. Организация сдачиитогового контроля предусматривает ответы на вопросы. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в полной мере соответствовать требованиям государственного стандарта и нормативных документов. При ответе на вопрос необходимо четко сформулировать полученные сведения и проявить требуемые знания.

Оценка выставляется в соответствии с системой критериев. Оценка «отлично» выставляется за чёткое, точное, полное и логичное изложение материала по изученным темам с аналитическим комментарием (сравнение различных точек зрения), выражением собственной позиции (обоснованная состоятельными аргументами), свободным использованием современного понятийного аппарата, примеров из жизни, основной и дополнительной литературы, а также собственного опыта. «Хорошо» выставляется за достаточно полное, чёткое, точное и логичное изложение материала по изученным темам с аналитическим комментарием, использованием современного понятийного аппарата, сведений основой и дополнительной литературы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за изложение основных положений по изученным темам с использованием современного понятийного аппарата и базовых сведений для решения практических задач.

Для достижения полноценных образовательных результатов (знание, навык, умение, компетенция) необходимо выполнить ряд условий:

1. Образовант (студент) обязан эффективно и полностью использовать время образовательного процесса. Посещение всех аудиторных занятий, соответственно форме образования, является обязательным условием результативности (гарантией качества) образовательной услуги по изучению дисциплины. Очно-заочная, заочная и дистантная формы образования не освобождают от затрат времени, необходимых для достижения результатов образования. Программа рассчитана на определённое количество часов. Только в случае их полного задействования образовант (студент) может рассчитывать на качественный результат образовательной услуги.

2. Образовант (студент, потребитель образовательной услуги) обязан овладеть методикой самообразования. Программа рассчитана на потребителя, удовлетворительно владеющего знаниями в объёме полного среднего образования, навыками самостоятельной работы, способного приобретать умения, самостоятельно усваивать новую информацию и виды действий (навыки) в объёме полного среднего образования (общего или профессионального).

3. Результативность изучения дисциплины по данной программе гарантируется только в случае организации правильного и полного по объёму выполнения всех заданий на самостоятельную работу, обозначенных в пособии при освещении планов конкретных занятий.

4. Образовант обязан в ходе образовательного процесса и после него обязан организовать свою жизнедеятельность в соответствии с требованиями к обладателю квалификации специалиста в части знаний, навыков, умений и компетенций по данной дисциплине. Это означает организацию профессиональной деятельности или её имитацию в повседневной жизни (при отсутствии практики), согласно требованиям, изложенным выше. Иначе говоря, перевод знаний, навыков и умений в стадию привычек (автоматических механизмов поведения) относится на время, не включённое в образовательный процесс. Включение сформированных (образованных) культурных образований (знаний, умений) в индивидуальные функциональные системы производится за рамками услуги, предоставляемой учебным заведением. Это значит, что в процессе обучения и после для закрепления результатов образовательного процесса в привычках образовант обязан самостоятельно выделять в потоке жизни время для обзора источников, тренировки в их осмыслении.

В случае невыполнения указанных условий качество образовательной услуги не гарантируется. Ответственность остаётся на потребителе услуг (образованте, студенте).

Гарантированность качества образования при обучении по данной программе обеспечивается дидактической выверенностью её положений в соответствии с теорией педагогического конструирования, как части педагогического проектирования. В соответствии с ней каждый элемент изложения получил своё конкретное назначение в раскрытии той или иной грани смысла основной идеи курса через систему понятий, приведённую в глоссарии (см. ниже).

При заочной и дистантной формах попытки фрагментарного изучения и механического зазубривания отдельных частей текста обречены на безрезультатность. Не даст искомого результата и одноразовое беглое прочтение текста. Только вдумчивое овладение содержанием гарантирует успех на рынке труда. В связи с этим длярезультативности образованиярекомендуется:

1. Нацелиться на достижение конкретных результатов. Для этого предлагается составить индивидуальный план самостоятельной работы на время изучения дисциплины с указанием времени выполнения всех заданий, указанных в пособии по занятиям.

2. Пунктуально выполнять намеченный план, следя за соблюдением временного графика.

3. Овладеть техниками правильного режима дня; полного, верхнего, среднего и нижнего дыхания (ци-гун); своевременного отдыха (каждый час занятий перемежёвывать отвлечением), волевой гимнастики П. К. Анохина, аутогенной тренировки и т.п., способствующим поддержанию воли.

Для эффективной работы с теоретическим материалом требуется овладение техникой конспектирования. Для этого необходимо тренироваться в выборочной записи устной речи, в формулировании определений, примеров и других элементов связанного текста. Содержание лекций ориентирует на дополнительное изучение рекомендуемой литературы. Для эффективной работы с библиографическими источниками необходимо владение техникой быстрого и, что более важно, продуктивного чтения и считывания профессионально значимой информации с носителя.

Успешная работа с практически ориентированным материалом требует уяснения общего замысла и метода их изложения. В ходе практических занятий обычно отрабатываетсяиспользование технических средств и применения управленческого инструментария, изучение методики решения расчетных задач, моделирования, проведения экспериментов; оценки эффективности мероприятия. Методика изучения практического опыта имеет два основных варианта. В случае изучения техники расчетов количественных параметров управления процессами необходимо акцентировать назначение, принципы действия, основы устройства основных узлов управления, основные действия. По ходу изучения следует ставить перед собой вопросы и письменно формулировать ответы. Только после этого целесообразно приступать к запоминанию изученного материала. Убедившись в усвоении информации, осуществляется переход к новой порции информации или вопросу. В некоторых случаях для закрепления требуется кратко изложить основные вопросы темы повторно. Формирование умения должно жестко привязываться к конкретным теоретическим знаниям и навыкам. В этой связи уже на этапе усвоения информации следует отмечать практически значимые моменты. Здесь для результативности образования надо вооружиться знаниями, составляющими основу изучения методики самостоятельной работы.

В ходе изучения учебного материала следует стремиться не только к запоминанию информации, но и к развитию механизмов управленческого мышления в контексте использования системы понятий и обозначений, изученных в курсе. Информация при этом выполняет памятийно-образную функцию и играет роль мотиватора. Повышает мотивацию и постановка вопросов, для ответа на которые необходимо проработать тексты своих конспектов.

Этим определяется особое внимание разработке конспекта. Его разработке и составлению должно предшествовать изучение программных положений и целей, составление плана. После этого производится изучение источников (документов и других материалов). Источниковедение включает изучение области библиографических хранилищ информации, как правило, на бумажных носителях, в электронных сетях (интернет), кабельных (телевидение), социально-речевых (предания, заповеди, легенды, мифы, мастеровые сведения), социально-действенных (традиции, обычаи, ритуалы, ремесленные навыки, промыслы) и других.

Далее всесторонне изучается практический опыт, накопленный по теме. При этом важнейшим элементом подготовки конспекта является сверка работы с целью и задачами. Они стимулируют и направляют деятельность в нужное русло. В качестве цели обычно выступает желаемый конечный результат, а под задачами понимаются ступени-этапы достижения цели.

VII. Глоссарий

(словарь терминов составлен на основе формулировок из указанных выше источников и их авторского обобщения; источники из списка литературы указываются в форме [1, c. 32])

Общий (базовый) раздел

Информация– метод познания, заключающийся в сведении всех форм в одну (ин-форму); результат сведения разнородных данных в сведения текстовой, графической или иной общепризнанной формы знаний; основа возникновения потребности в путешествиях.

Искусство– процесс и результат отображения (материального, духовного) человеком, возникших в его сознании образов (следов отражения), мыслей; этап развития потребности к самовыражению в живописи, музыке, литературе и т.п. Основа искусствоведческих экскурсий.

Культ– единица культуры;ценностная ориентация как результат культивации самосознания. Основа образования потребности в экскурсиях.

Культура – система культов (ценностных ориентаций); совокупность сформулированных человечеством (мировая культура), народом, группой или индивидуумом культов в ходе деятельности по созданию материальных и духовных ценностей и ориентиров. Основа и цель осуществления профессиональной туристской деятельности.

Культурогогика– практически ориентированная (прикладная) часть культурологии, исследующая формирование системы культов в самосознании и их проявление в деятельности человека. Объясняет мотивации и прорывов в новое мировоззренческое измерение (инсайт, просветление, озарение, догадка, решение). Базис организации культурного туризма.

Модель– идеальное (духовное) отражение реальной (материальной) действительности (объекта). Понятие М. используется в ТЭО для эффективной подготовки качественной услуги.

Мультикультура – система культов, гармонично объединяющая характеристики ряда локальных культур в единое целое культурное время-пространство, например, соединение культур ряда этносов в мультикультуру суперэтноса (например, русских); основа мультикультурных туров, экскурсий и экскурсов, туристско-экскурсионный бренд России.

Наука– система количественно измеряемых и однозначно воспроизводимых объективных данных, сведений и знаний. Основа формирования научных туров, экскурсий и науковедческих экскурсов. Как основа тур-экскурсной привлекательности С.-Петербурга наука введена Петром Великим. Здесь было учрежденное в Москве «Нептуново общество». Действовало в Петербурге по заветам И. Ньютона, с которым Пётр, видимо, встречался в Лондоне в 1698 году.

Нормативные документы– это совокупность правовых актов, регламентирующих туристско-экскурсионного обслуживание (законы, подзаконные акты, распорядительные, организационные документы: Конституция России, международные юридические акты и договоры, федеральные законы, законы субъектов федерации, государственные стандарты, санитарные нормы, инструкции, правила пожарной безопасности, рекомендации по действия в экстремальных ситуациях и другие). Кроме этого сюда включаются документы, регламентирующие процесс ТЭО: инструкции, приказы, указания, положения.

Регуляция туристско-экскурсионного обслуживания– совокупность «обратных связей», каналов коррекции бизнес-процессов на уровне, обеспечивающем исчерпывающее разрешение противоречия интересов. В практике ТЭО используется для выделения возможностей персонала и уровня проведения тура и экскурсии.

Религия- система культов, возведённая в ранг государственной идеологии. Основана на культивировании понятия сверхъестественной силы (божества - «могущего всё», всемогущего). Примеры религий индоевропейской мегакультуры: буддизм, мусульманство, христианство (католичество, православие, протестантизм). Основа организации паломнических туров и экскурсий, обеспечиваемых, как правило, в России паломническими службами.

Самосознание– уровень развития сознания, вызревание в нём ядра целевой умственной активности и самостоятельности человека в его суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках; это осознание своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности; основа индивидуальных, экстремальных, эксклюзивных путешествий.

Символ– знак, наделённый определённым смыслом, значением и обозначением, указывающий на объект, выражающий общую идею его ценности для социума. Побудитель путешествий.

Социальное взаимоотношение– проявление человека в общении и многообразии его разновидностей. Основа родственных, ностальгических и подобных поездок (туров и экскурсий).

Специфическая культура (специальная)– профессиональный, корпоративный кодекс чести, свод правил поведения и деятельности в определённой профессиональной среде. Регулятор бизнес-туров, корпоративных экскурсий и конгрессного туризма.

Субкультура– часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущих социальной группе (этнической, конфессиональной, возрастной). Источник событийных туров.

Субъект– это активный человек, совершающий целеполагание и соответствующие целям действия. В исходном определении это основа потребности к путешествиям (турам и экскурсиям).

Суперструктура туризма – туристские ресурсы (природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, процессы, явления), способные удовлетворять потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их жизненных сил), стимулирующие (мотивирующие) совершение тура или экскурсии.

Техника (от technos) – процесс и материальное воплощение искусства (машины, автоматы…), общие закономерности которого изучаются технологией для массового воспроизводства.

Туризм – социально-коммерческое явление возникло из потребности в организации путешествия как тура; временные выезды (путешествия) граждан Россимйской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных или иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1, с. 5].

Турист – путешественник, купивший и реализующий тур, потребитель экскурсий временно в ходе тура может быть экскурсантом, а может и не быть. Это происходит, когда целью тура является только сам переезд с места на место без экскурсов и экскурсий.

Ценность (от гр. axia - ценность) – «цена носителя»; объект или событие, как правило, утратившие утилитарное значение и обретшее экологическую, экономическую, этическую, эстетическую, эдукологическую, эвристическую, эвдоминическую (испытание состояния счастья) или иную значимость (знаковость). Побудитель целого ряда разновидностей путешествий.

Эгалитарная (массовая) культура(от фр. элигатэ - культура для всех) – культ общественных течений массового потребления. Основа развлекательных, фанатских туров и экскурсий.

Экскурсант – совершитель вылазки, поездки; лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов (без ночёвки) в стране (месте) временного пребывания и использующее транспортные услуги с услугами экскурсовода (гида), гида-переводчика (закон РФ от 05.02.2007); потребитель экскурсионных услуг.

Элитарная культура (от фр. элитэ - избранное) – выделение из народной культуры полярного массовой культуре течения как противовес общедоступности. Основа организации корпоративного, конгрессного и т.п. туров и экскурсий.

Эмоции – форма отражения действительности в индивидной функциональной системе человека: жажда, отдых, самосохранение, холод, пища [1, c. 104], развиваясь трансформируются в чувства. Составляющая потребности в экстремальных и экспрессивных путешествиях.

Этнос– сообщество людей, объединяющее род, племя, народность на основе самосознания общей территории, языка и генетики. Основа событийного туризма и тематических экскурсий.

Язык– система формализации обозначений (слов), значений (терминов) и смыслов (понятий) предметов, явлений и событий в знаках общения и других ракурсах речи. Основа образовательного, познавательного и событийного туров и экскурсий.

Наши рекомендации