Основные характеристики снегоуборочных машин
Показатели | Снегоуборочный поезд ПТКБ ЦП МПС (несамоходный) | Самоходные поезда (машина) | |||
Поезд СМ-3 с полувагонами: головной, 2 промежуточных, концевой | Машина одновагонная СМ - 5 | ||||
Головная СМ-2 | Полувагоны: проме-жуточые, концевой | ||||
Производительность заборного | |||||
органа (при плотности снега | |||||
0,5 т/м3), куб. м\ч | |||||
Максимальная толщина слоя | 0,8 | 0,8 | 0.8 | ||
убираемого снега, м | |||||
Ширина полосы, очищаемой от | |||||
снега, м: | |||||
при работе без крыльев | 2,45 | 2,6 | 2.6 | ||
при работе с крыльями | 5,1 | 5,1 | 5,3 | ||
Вместимость кузова, м3 | - | 125/90 | |||
Рабочая скорость, км/ч | До 10 | До 10 | До 15 | До 12 | |
Транспортная скорость, км/ч | До 100 | До 100 | |||
Самоходом.км/ч | - | - | До 55 | До 40 |
Технология очистки зависит от типа и числа имеющихся машин, которое в свою очередь определяется объемом снега, подлежащего уборке, производительностью загрузочного устройства машин и их скоростью, дальностью транспортировки снега к местам его выгрузки, а также интенсивностью движения поездов по участку и работы станции. При этом, как указано ранее, организация работ должна обеспечить уборку и вывоз снега с территории станции за время не более чем 3 суток. Главные пути и два приемоотправочных пути в пределах всех раздельных пунктов очищают снегоочистителями при проходе по участку во время снегопадов.
В парке прибытия в первую очередь очищают путь, на который будут принимать последующие поезда. При этом используется двух- или одностадийная технология работ. При двухстадийной уборке сначала двухпутным снегоочистителем и стругом (или вместе обоими) последовательно очищают пути перевалкой на один из путей снега, который затем убирает снегоуборочная машина. Такую технологию используют при применении снегоуборочных машин СМ-2 старых конструкций, в которых боковые щетки расположены в базе машины за питателем.
Более производительная технология уборки снега - одностадийная с использованием снегоуборочных машин последних выпусков, в которых щетки установлены на крыльях, что позволяет убирать снег за один проход.
Уборка снега с 1 и 2 путей осуществляется за один этап, а с других - в два, с выполнением предварительной перевалки.
В сортировочном парке путей с сортировочной горкой в первую очередь очищают и убирают снег с горочной горловины и сортировочных путей на расстоянии 150-200 м от башмакосбрасывателей вглубь парка двумя снегоуборочными поездами. Снегоуборочным поездом № 1, подаваемым с горки на очищаемый путь локомотивом, прицепленным со стороны парка, осуществляется очистка подгорочных путей, загрузка состава с последующей транспортировкой к месту выгрузки снега и возвращением к месту работ.
По окончании уборки снега с участков подгорочных путей на тормозных позициях убирается снег на путях сортировочного парка за пределами тормозных позиций снегоуборочным поездом № 2. Заезд этого поезда производится со стороны горловины парка. При движении в сторону горки включают боковые крылья и щетки для забора снега с междупутья внутрь колеи. Если на пути имеются отдельно стоящие вагоны, по указанию маневрового диспетчера или дежурного по горке они прицепляются к локомотиву и осаживаются на горку до тех пор, пока головная машина не встанет на начало очистки пути в сторону парка. Затем снегоуборочный поезд в рабочем состоянии движется в сторону горловины парка формирования и очищает пути от снега. Вагоны подтягиваются к предельному столбику этой горловины и отцепляются. При большой группе вагонов на сортировочном пути в помощь локомотиву снегоуборочного поезда выделяется горочный локомотив. После очистки одного или нескольких путей парка до полной загрузки снегом поезд отправляется под выгрузку с последующим возвращением к фронту уборки снега.
Для очистки и уборки снега с занятых путей парка приема поездов снегоуборочный поезд формируется по схеме: локомотив -концевой полувагон-промежуточные полувагоны-головная машина. Сформированный снегоуборочный поезд по свободному пути передвигается в противоположную от горки горловину станции. Одновременно за ним следует горочный локомотив, который состав, подлежащий роспуску, убирает на путь надвига, освободив тем самым занятый путь для работы снегоуборочного поезда. По окончании очистки этого пути снегоуборочный поезд возвращается и заезжает на следующий путь, освобожденный горочным локомотивом.
В парке отправления поездов уборка снега осуществляется на освобождающихся путях вслед за отправленными поездами. График работы снегоуборочных машин составляется на основании суточного плана-графика эксплуатационной работы станции с учетом промежутков времени в конкретное время по каждому пути и горловине, объема убираемого снега, типа машины и возможности выезда к местам выгрузки убранного снега.
Очистка стрелочных переводов от снега осуществляется стационарными устройствами пневматической обдувки, электро- и газообогрева, обслуживаемыми, как правило, автоматизированным дистанционным управлением с поста электрической централизации (ЭЦ) или стрелочного поста.
Рис. 8. Конструкция пневмообдувочных устройств в стрелке: 1 - рамный рельс; 2 - остряк; 3 - обдувочные сопла; 4 - распределительный трубопровод: 5 - отвод к соплу: 6 - электропневматический клапан; 7 - подключение переносных шлангов для обдувки; 8 - магистральный трубопровод
Пневмообдувка используется при сухом снеге с начала снегопада или метели в течение 2-4 ч. По прошествии этого времени снегоуборочные поезда или другие средства должны убирать снежные валы, образованные у стрелочных переводов в результате работы пневмоустройств. При очистке стрелочных переводов и глухих пересечений от снега в первую очередь очищают пространство между рамными рельсами и остряками стрелок, тяги электроприводов, подвижные сердечники крестовин, контррельсовые и крестовинные желоба.
Конструкция стационарных пневмообдувочных устройств Института Гипротранссигнал связь (ГТСС) показана на рис. 8 и включает в себя следующие основные части стрелочной арматуры: трубопроводы из дюймовых труб, располагаемые вдоль рельсов и подводящие и распределяющие сжатый воздух к отводам с соплами; отводы с соплами, из которых воздух под давлением не менее 0,354 МПа (3,5 кг/см2) на выходе подается в пространство между отжатым остряком и рамным рельсом; трубы диаметром 1,5 дюйма, подводящие воздух от электропневматического клапана дистанционного управления ЭПК-64 к трубопроводам.
Число сопел в арматуре на один остряк обыкновенного стрелочного перевода зависит от типа стрелки и марки крестовины и составляет: 9 шт. -при рельсах Р43 и Р50 и марках крестовин 1/9, 1/11 на обыкновенных и перекрестных стрелочных переводах; 11 шт. - при Р65, М 1/9 и 1/11; 13 шт. - при Р65, М 1/11 с подуклонкой; 24 шт. - при Р65, М 1/18.
В зависимости от снегозаносимости, интенсивности поездной и маневровой работы различают следующие автоматические устройства и способы очистки пневмообдувом:
- однопрограммное пневмоочистительное устройство с шаговой системой управления для крупных станций и узлов, обеспечивающее поочередную очистку в районах слабой заносимости, стрелок;
- многопрограммное пневмоочистительное устройство с блочной системой управления для крупных станций и узлов с интенсивной поездной и маневровой работой в районах средней и сильной снегозаносимости;
- пневмоочистителоьное устройство с малым компрессором для промежуточных станций, участков с ДЦ, пологих стрелок, а также для одиночных стрелочных переводов, удаленных от станции.
Блочная система управления осуществляет три способа очистки: циклический - на всех стрелках; групповой - на наиболее деятельных стрелках выделенных в отдельную группу; индивидуальный - на любой стрелке с учетом погодных условий. При этом возможны три режима работы - нормальный, облегченный и усиленный, характеризуемые продолжительностью продувки и интервалами между продувками. Обычно продолжительность продувки при циклическом и групповом циклическом составляет: при облегченном режиме - 4 мин, при нормальном - 4 мин, при усиленном - 5 мин., соответственно со следующими интервалами между продувками - 6, 2 и 0,2 мин. Продолжительность индивидуальной продувки 8 мин.
При отключенной автоматике очистка стрелочных переводов производится шланговой ручной обдувкой, которая должна выполнятся двумя монтерами пути. Один из них (старший) следит за проходом поездов, открывает разобщительный кран воздухоразборной колонки и переносит шланг, а второй - выполняет собственно работу по очистке снега на стрелке.
Электрообогрев с дистанционным и местным управлением предназначен для текущей очистки от снега и льда стрелочных переводов, оборудованных ДЦ; наиболее эффективен в районах, где преобладают оттепели и выпадает мокрый снег. Электронагревательное устройство стрелок состоит из нагревательных элементов, расположенных в зоне прилегания остряков к рамным рельсам, распределительных шкафов, системы энергопитания, пульта дистанционного управления и прибора автомата-сигнализатора контроля изоляции (АКИ-2), исключающего влияние электрообогрева на рельсовые цепи. В качестве электронагревателей используются круглые стержневые трубчатые элементы (ТЭН) диаметром 13-16 мм или более эффективные - плоские подошвенные. Стержневые нагреватели устанавливаются с внешней стороны рамного рельса по упоркам в месте перехода шейки в подошву. Между упорками ставят экраны с теплоизоляцией. В зависимости от конструкции нагревателей и климатической зоны их эксплуатации в табл. 6 приведены рекомендуемые мощности электронагревателей. Электрообогрев должен включаться не менее чем за 40-60 мин до начала снегопада, а выключение -через 30-40 мин после его окончания, чтобы обеспечить полное испарение влаги с элементов стрелки и исключить образование наледей на остряках, рамных рельсах и подушках. Зависимости от конструкции нагревателей и климатической зоны их эксплуатации в табл. 7 приведены рекомендуемые мощности электронагревателей. Электрообогрев должен включаться не менее чем за 40-60 мин до начала снегопада, а выключение -через 30-40 мин после его окончания, чтобы обеспечить полное испарение влаги с элементов стрелки и исключить образование наледей на остряках, рамных рельсах и подушках.
Таблица 6