Определение состояния поврежденного тс и его частей

34. Виды и объемы ремонтных работ по восстановлению поврежденного ТС определяются в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей ТС с учетом необходимости проведения работ по их разборке и сборке, регулировке, диагностике, других работ, связанных с восстановлением ТС в соответствии с технологией изготовителя ТС.

35. При осмотре ТС определяются вид, форма и размеры повреждений, повлекших за собой неисправность частей ТС. Неисправности частей ТС определяются повлекшими их следующими видами воздействия: механическим, тепловым и (или) химическим, которые могут вызывать неисправности одного или нескольких видов в различном их сочетании.

36. В ходе осмотра устанавливается вид неисправности, а также площадь, глубина, изменение геометрических размеров неисправных частей, проемов и др.

37. Замена кузова, кабины, рамы ТС назначается в случае, если данные части ТС не соответствуют требованиям на приемку в ремонт.

38. Замена узлов и агрегатов, заключенных в корпус (блок, картер), - двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, ведущего моста (включая его редукторы), межосевого дифференциала, рулевого механизма (включая его усилитель), топливного насоса высокого давления, АКБ, блоков управления и контроля и т.п., а для специальных ТС - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового автомобиля, навесного и полунавесного оборудования, - назначается на основании дефектовки и (или) инструментальной диагностики, за исключением случая их явной неремонтопригодности при разрушении узла.

39. Поврежденные части рулевого управления, тормозной системы и систем активной безопасности ТС (за исключением случая, когда технологией изготовителя допустим ремонт этих частей) подлежат замене.

40. Замена не указанных в пунктах 38 и 39 настоящих Правил частей ТС производится при технической невозможности их ремонта.

Замена любой части ТС производится при экономической нецелесообразности ее ремонта.

41. Для ТС, находящегося на гарантийном обслуживании, подтвержденном документально, замена частей назначается в том числе на основании обоснованного заключения организации автосервиса категории А о необходимости замены частей ТС для восстановления ТС до состояния, соответствующего требованиям изготовителя по возобновлению гарантийных обязательств.

42. Фактическая высота рисунка протектора шины определяется как среднеарифметическая величина, измеренная в рабочей части протектора. Высота протектора измеряется в четырех равноудаленных сечениях шины по всей окружности протектора. В каждом сечении высота рисунка протектора определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

Срок эксплуатации шины определяется в соответствии с маркировкой изготовителя от даты изготовления шины.

Шина ТС считается непригодной к эксплуатации и подлежит замене в результате ее повреждения или естественного износа:

при наличии на шине местных повреждений (пробоев, порезов, разрывов), обнажающих корд, а также расслоения каркаса, отслоения протектора и боковины, герметизирующего резинового слоя на внутренней поверхности шины, растрескивания от старения резины, внутренних повреждений корда, и эта шина не подлежит ремонту в соответствии с приложением Н "Покрышки и бескамерные шины, пригодные для ремонта местных повреждений" к техническому кодексу установившейся практики 299-2011 "Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания", утвержденному приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 марта 2011 г. N 149-Ц "Об утверждении технических кодексов установившейся практики";

при появлении одного индикатора износа, расположенного по дну канавки протектора, при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений - при неравномерном износе беговой дорожки.

Ресурс шины дополнительно снижается:

при наличии трещин, порезов на протекторе или боковине без обнажения корда;

при наличии местного износа (пятнистости) протектора;

при эксплуатации шины более пяти лет, а для восстановленной шины - при эксплуатации более трех лет.

43. При осмотре АКБ определяется состояние ее корпуса, крышки и клемм. Дата изготовления АКБ определяется по маркировке, нанесенной изготовителем АКБ. При отсутствии или повреждении маркировки дата изготовления АКБ может быть установлена по документам на АКБ, выданным торговой организацией.

При отсутствии информации о дате выпуска АКБ оценщик при осмотре определяет состояние АКБ и устанавливает срок ее эксплуатации. При несоответствии рассчитанного среднестатистического срока эксплуатации АКБ с ее внешним видом и качественными характеристиками износ исправной АКБ может быть увеличен оценщиком до девяноста процентов с обязательным обоснованием в акте осмотра ТС.

АКБ подлежит замене при значительном повреждении корпуса или крышки (деформация, трещины, разрушение), мест крепления клемм, отрыве клемм, появлении межэлементных разрывов, замыканий, деформации, разрушении и осыпании пластин, деформации и разрушении сепараторов.

44. Объем окрасочных работ назначается исходя из необходимости полной окраски всех поврежденных окрашиваемых частей ТС до видимой линии их раздела с сопряженной частью, а также сопряженных частей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой.

(в ред. приказа Белбюро по транспортному страхованию от 22.06.2016 N 19-од)

Если окраске подлежит более пятидесяти процентов наружной окрашиваемой поверхности кузова (кабины), платформы (фургона) или рамы ТС, то назначается наружная окраска кузова (кабины), платформы (фургона) или рамы ТС.

(часть вторая п. 44 в ред. приказа Белбюро по транспортному страхованию от 22.06.2016 N 19-од)

Допускается назначение окраски поврежденных частей ТС по зонам (линиям раздела), установленным технической документацией изготовителя, а при ее отсутствии - программным обеспечением по ремонту ТС.

При соблюдении ряда ограничений, установленных технической документацией изготовителя или программным обеспечением по ремонту ТС, связанных с типом окраски, местом, характером и площадью повреждения ЛКП, допускается назначение окраски частей методом окраски "пятном с переходом".

45. Если при осмотре невозможно выявить дефекты и повреждения на внутренних скрытых частях ТС, возможные дефекты и повреждения фиксируются в акте осмотра как предположения. Устранение предполагаемых дефектов и повреждений не включается в стоимость ремонта до окончательного установления их характера. В этом случае в акте осмотра ТС указываются контрольно-диагностические операции и (или) работы по снятию частей ТС, необходимые для выявления возможных дефектов и повреждений.

Для определения предполагаемых либо не установленных при осмотре ТС дефектов и повреждений и (или) проведения идентификации поврежденных частей ТС по заявлению потерпевшего проводится дополнительный осмотр ТС либо его частей в порядке, аналогичном порядку проведения первичного осмотра ТС.

(в ред. приказа Белбюро по транспортному страхованию от 22.06.2016 N 19-од)

Скрытый дефект может быть выявлен при проверке части ТС с использованием средств технического диагностирования. Дополнительный осмотр поврежденной части ТС, требующий ее диагностики или разборки с дефектовкой, проводится в организации автосервиса или специализированном сервисном предприятии с применением средств инструментального контроля. По результатам дополнительного осмотра организация автосервиса (специализированное сервисное предприятие) представляет потерпевшему документы, содержащие сведения о состоянии части ТС и способе устранения этих повреждений. Участие оценщика в дополнительном осмотре определяется по согласованию с заказчиком.

46. Справка ГАИ о ДТП или извещение о ДТП не являются достаточными основаниями для установления внешних повреждений ТС.

Если в справке ГАИ о ДТП или извещении о ДТП не указаны все внешние повреждения частей ТС, оценщик самостоятельно принимает решение об отнесении имеющихся повреждений частей ТС к этому ДТП. При этом оценщик должен обосновать свое решение об отнесении каждого видимого повреждения части ТС к ДТП и указать наличие или отсутствие причинно-следственных связей, объединяющих повреждения частей, в пункте 25 акта осмотра ТС.

47. Факт замены или ремонта частей ТС, произведенных до момента ДТП, устанавливается оценщиком при органолептическом исследовании и (или) на основании документов, подтверждающих проведение таких работ.

48. В ходе осмотра ТС выявляются дефекты эксплуатации, а также последствия предыдущих аварийных повреждений ТС, которые повлияли на надежность, безопасность, продолжительность срока службы, внешний вид ТС.

49. Повреждения ТС, характерные для технического состояния аналогичного ТС с длительным сроком эксплуатации в климатических и дорожных условиях Республики Беларусь, - естественное старение и износ (потертости, царапины) обивки кузова (кабины); износ накладок рычагов и педалей управления; потертости ЛКП пола кузова (кабины); незначительная очаговая и щелевая несквозная коррозия пола и других внутренних панелей кузова (кабины), лонжеронов; дефекты частей ТС в виде незначительных вмятин, царапин, сколов, старения и разнотона ЛКП, точечной поверхностной коррозии наружных панелей кузова (кабины) и другие незначительные видимые повреждения, не влияющие на допуск ТС к участию в дорожном движении (к эксплуатации), - не относятся к дефектам эксплуатации и не влияют на снижение стоимости ТС относительно стоимости исправного аналогичного ТС (базового аналога ТС).

Такие дефекты в акте осмотра ТС не фиксируются и не учитываются в расчете стоимости устранения дефектов эксплуатации, за исключением случаев, когда незначительные дефекты эксплуатации на поврежденных в ДТП частях ТС по размеру и виду сопоставимы либо превышают повреждения этих частей, полученные в результате ДТП.

50. Ремонтные воздействия по устранению дефектов эксплуатации назначаются оценщиком в порядке, установленном в настоящей главе.

51. В случае, если изготовителем ТС не установлено нормативное время на какую-либо технологическую операцию или комплекс работ по восстановлению ТС, оценщик самостоятельно устанавливает трудоемкость выполнения этих работ в соответствии с технологией ремонтных работ, производимых в организациях автосервиса и (или) на специализированных сервисных предприятиях в отношении аналогичных ТС. При отсутствии такой информации трудоемкость работ назначается по действующим нормативам для аналогичных ТС либо определяется оценщиком методом экспертных оценок.

52. После завершения осмотра поврежденного ТС оценщик устанавливает техническую возможность выполнения ремонта ТС по совокупности повреждений, полученных в результате ДТП, и дефектов эксплуатации. Решение о технической невозможности выполнения ремонта ТС оценщик обосновывает в пункте 23 акта осмотра ТС.

ГЛАВА 7

ФОТОСЪЕМКА ПОВРЕЖДЕННОГО ТС

53. Фотосъемка ТС и его частей проводится в целях фиксирования основных идентификационных признаков, параметров состояния ТС после ДТП и является дополнительным обоснованием решений, принятых оценщиком при осмотре и определении состояния ТС, и выводов о характере повреждений и дефектах эксплуатации, назначенных ремонтных воздействиях и возможностях восстановления ТС. Фотоснимки носят иллюстративный характер.

54. Проведение фотосъемки поврежденного ТС и его частей включает фотосъемку:

общего вида поврежденного ТС;

основных поврежденных в результате ДТП частей ТС и дефектов эксплуатации;

частей поврежденного ТС, подтверждающих комплектацию этого ТС.

Изготовленные фотоснимки поврежденного ТС и его частей оформляются в виде фототаблиц.

55. Фотосъемка проводится оценщиком или фотографом под руководством оценщика во время осмотра поврежденного ТС. Количество фотоснимков, необходимое для подтверждения идентификационных параметров ТС, фиксации основных повреждений ТС и его частей, определяется оценщиком.

56. Фотоснимки должны быть без геометрических, оптических искажений, искажений яркости, контрастности, цветопередачи (при представлении цветных фотоснимков) и визуально передавать установленные (зафиксированные) при осмотре факты повреждения ТС и его частей.

57. Фотосъемка, как правило, проводится в светлое время суток при естественном освещении. Не рекомендуется проведение фотосъемки в тени предметов (деревьев, зданий и т.п.), затемняющих или создающих неравномерное освещение объекта съемки.

При подготовке и проведении фотосъемки поврежденного ТС и его частей объект съемки должен находиться в горизонтальном положении и на горизонтальной площадке в статическом (неподвижном) состоянии. Двигатель, системы освещения и световой сигнализации должны быть выключены.

При проведении фотосъемки поврежденного ТС и его частей точка съемки должна быть выбрана таким образом, чтобы блики, тени, светоотражение, изменение цвета объекта съемки были минимальными.

58. При проведении фотосъемки ТС в недостаточно освещенном помещении и (или) для более четкого выделения объекта фотосъемки и следов повреждений ТС могут применяться дополнительные источники освещения (за исключением лампы-вспышки фотокамеры). Для исключения искажения цвета ТС, цвета поврежденных частей ТС, следов внешних воздействий цвет освещения должен быть близким к естественному (белому) цвету.

Если проведение фотосъемки в помещении, сумерках или в ночное время суток, во время выпадения осадков, при низкой температуре окружающей среды и других неблагоприятных погодных условиях, препятствующих проведению фотосъемки, повлекло получение некачественных фотоснимков, а также при обработке фотоматериалов произошла утрата этих фотоматериалов, исполнитель оценки в письменной форме сообщает заказчику причины произошедшего. При этом отсутствие фотоснимков не влечет за собой проведение повторного осмотра ТС.

Некачественные и дублированные фотоснимки в фототаблицы не включаются.

59. При проведении фотосъемки ТС фотокамера должна быть расположена на центральной (геометрической) оси объекта съемки или на высоте повреждений, при этом задняя стенка фотокамеры ориентируется параллельно фотографируемой плоскости. При отсутствии возможности в указанных условиях исключить блики и отражения в объектив фотокамеры фотосъемка проводится под другим углом.

60. При необходимости подтверждения геометрических размеров повреждений ТС используется масштабная линейка или измерительная рулетка с метрическими делениями, которые располагаются на объекте фотосъемки. При этом могут применяться магнитные стрелки и другие указатели для ориентации на фотоснимке места и размера повреждения. Масштабная линейка, измерительная рулетка, указатель при размещении в кадре не должны закрывать повреждения ТС и его частей.

При проведении фотосъемки следует избегать искажения фотоснимков за счет чрезмерного оптического увеличения.

61. При фотосъемке значительного пространства крупным планом (длиннобазных ТС, автопоездов, специальных ТС, окружающей обстановки) и в стесненных условиях осмотра ТС проводится панорамная фотосъемка, которая выполняется с различных точек съемки, по возможности сохраняя одно и то же расстояние до объекта фотосъемки и высоту съемки. При этом соблюдается перекрытие последующего кадра съемки с предыдущим по горизонтали не менее чем на двадцать пять процентов.

62. В целях систематизации зафиксированного на фотоснимках материала о поврежденном ТС и раскрытия его содержания в логической последовательности проводится фотосъемка от общих фотоснимков ТС к детальным. При этом выполняются следующие виды фотосъемки поврежденного ТС и его частей: обзорная, узловая и детальная.

63. Обзорная фотосъемка проводится путем фиксирования на фотоснимках всего поврежденного ТС без окружающей его обстановки.

Фотосъемка проводится спереди, сзади и с двух боковых сторон ТС с целью фиксации на фотоснимках его внешнего вида и внешних повреждений. При этом на первом обзорном фотоснимке фиксируется сторона ТС, имеющая максимальные повреждения от ДТП, на втором - сторона ТС с расположенным на ней регистрационном знаком (инвентарным номером).

При проведении обзорной фотосъемки ТС исправные двери и стекла, капот и крышка багажника должны быть закрыты, управляемые колеса установлены в исходном положении, а поврежденные части ТС должны находиться в положении, близком к послеаварийному.

При проведении фотосъемки ось объектива фотокамеры должна располагаться на уровне центральной (геометрической) оси поврежденного ТС перпендикулярно плоскости переднего плана объекта съемки. При этом изображение поврежденного ТС должно занимать более восьмидесяти пяти процентов кадра с сохранением по его границам минимального свободного пространства. Главные наружные части ТС и регистрационный знак должны быть четко видны на фотоснимке. Фотокамера настраивается таким образом, чтобы исключить искажение линий сопряжения частей, переходов и контуров ТС, например бочкообразное изображение.

Дополнительная обзорная фотосъемка проводится под углом примерно сорок пять градусов к продольной оси ТС передней, задней и боковой сторон ТС, если в кадре одновременно просматриваются вся передняя или задняя часть и вся боковая поверхность ТС с повреждениями.

Для получения обзорных фотоснимков, на которых подтверждаются пространственные параметры повреждений ТС, указанные в акте осмотра, и исследования причинных связей между повреждениями ТС и характером внешних воздействий используется масштабная линейка. Она располагается рядом с поврежденными частями ТС. Нулевая отметка (точка отсчета) масштабной линейки фиксируется на уровне точки касания шин ТС с опорной поверхностью. При фотосъемке масштабная линейка должна находиться в кадре от уровня опорной поверхности колес ТС до верхней границы снимаемого объекта и четко отображаться на фотоснимке.

64. Узловая фотосъемка проводится с целью фиксации поврежденных частей ТС и мест сопряжения их с другими частями ТС.

Части ТС на фотоснимке изображаются крупным планом таким образом, чтобы можно было определить форму и характер повреждений, состояние сопряжений частей, взаиморасположение сопрягаемых частей, следов внешних воздействий. При узловой фотосъемке на переднем плане фиксируются основные, узловые места повреждений. Масштабная линейка (измерительная рулетка) при необходимости находится в кадре. В труднодоступных местах поврежденного ТС при фотосъемке используются указатели (стрелки, указки) для отметки места повреждения.

Узловая фотосъемка поврежденных частей снизу ТС не проводится, а ограничивается детальной фотосъемкой поврежденных частей ТС.

65. Детальная фотосъемка проводится с целью фиксации повреждений отдельных частей ТС, а также дефектов эксплуатации.

Фотоснимки должны отображать степень и характер повреждений основных частей, указанных в акте осмотра ТС.

При необходимости подтверждения на фотоснимке действительных размеров повреждений, указанных в акте осмотра, детальная фотосъемка проводится с применением масштабной линейки (измерительной рулетки). Обозначение поврежденных мест при фотосъемке проводится с помощью магнитной стрелки, указки или указателя, цвет которых отличается от цвета поврежденной части.

При фотосъемке поврежденных частей из стекла следует избегать отражений в них других светлых предметов или источников освещения путем выбора точки съемки под углом, используя однородный темный фон отраженных предметов или источник освещения.

При фотосъемке маркировки на стекле для получения качественного изображения с обратной стороны стекла вплотную прикладывается лист бумаги (другой гибкий плоский предмет), имеющий цвет, контрастирующий с цветом символов маркировки.

Фотосъемка поврежденных частей ТС проводится таким образом, чтобы линия оси объектива была перпендикулярна к фокусируемой точке на плоскости снимаемого объекта. В труднодоступных местах поврежденного ТС или при наличии светоотражения, бликов допускается фотосъемка частей под углом.

Фотосъемка поврежденных снизу частей ТС производится с включением фотовспышки или применением дополнительного освещения.

Фотосъемка поврежденных частей ТС сложной пространственной конфигурации и геометрической формы проводится фотокамерой, расположенной в горизонтальной или вертикальной плоскости, исключая фотосъемку под углом.

Фотосъемка частей ТС, которые в результате их значительного повреждения отделены от ТС, а также фрагментов частей ТС проводится одновременно одним фотоснимком.

При фотосъемке применяется также макросъемка. При макросъемке частей ТС применение масштабной линейки или измерительной рулетки является обязательным. Изображение объекта и масштабная линейка должны находиться в кадре фотоснимка. При проведении макросъемки применяются также магнитные стрелки, указатели для ориентации на место повреждения.

66. Для получения более полной информации по идентификации ТС на фотоснимках фиксируются:

регистрационный знак (инвентарный номер) ТС;

идентификационный номер ТС, номер шасси или рамы (при возможности доступа);

показания одометра (при возможности проведения фотосъемки).

На фотоснимках также фиксируются маркировочные таблички ТС (стикеры), маркировка на поврежденных частях ТС (стеклах, шинах, АКБ, колесных дисках, фарах, фонарях, радиаторах, пластиковых обшивках, электронных блоках и реле и т.п.).

Для фотосъемки указанных параметров ТС, за исключением регистрационного знака (инвентарного номера) ТС, применяется макросъемка.

67. Фотосъемка документов, представленных на осмотр ТС, проводится при необходимости. Фотосъемка документа, включая его края, проводится на фоне, отличающемся по цвету от фотографируемого объекта. На фотоснимке фиксируются не только содержание и реквизиты документа, подписи, но и различные особенности: пятна, складки, разрывы, залитые и зачеркнутые записи. Документ при фотосъемке освещается равномерным рассеянным естественным или искусственным светом. Документы, ламинированные прозрачной пленкой, во избежание бликов фотографируются без применения фотовспышки. Для фотосъемки документов может применяться макросъемка.

68. В случае участия оценщика в осмотре ТС непосредственно на месте ДТП может быть проведена ориентирующая фотосъемка.

Ориентирующая фотосъемка проводится в целях фиксирования поврежденного ТС с окружающей обстановкой, территориального расположения места происшествия, поврежденных в ДТП ТС, грузов, другого имущества по отношению к объектам окружающей обстановки, местности.

Ориентирующая фотосъемка проводится с нескольких точек фотосъемки. В целях наибольшего охвата места происшествия, поврежденных ТС и окружающей местности фотосъемка проводится с возвышенных мест.

С помощью видеокамеры может проводиться дополнительная ориентирующая съемка.

Проведение ориентирующей съемки производится по заданию заказчика.

69. Фотоснимки для фототаблиц изготавливаются форматом не менее чем 6 х 9 см и располагаются в фототаблицах в следующей логической последовательности: обзорные, узловые, детальные, фотоснимки параметров по идентификации ТС, фотоснимки документов и ориентирующие фотоснимки при их наличии.

Фотоснимки в фототаблицах должны быть пронумерованы, а их общее количество указано в сопроводительном письме при предоставлении акта осмотра либо в заключении о размере вреда.

Фотоснимки печатаются на листах в черно-белом изображении, а при наличии заявки заказчика - в цветном изображении.

Отдельно изготовленные цветные фотоснимки на фотобумаге крепятся к листам плотной бумаги формата А4 с сохранением стандартных границ полей и расстояния между фотоснимками.

Листы фототаблицы подписываются оценщиком, а отдельно прикрепленные фотоснимки на листе фототаблицы скрепляются оттиском личного штампа оценщика, при этом более половины оттиска штампа располагается на светлой части каждого фотоснимка, а оставшаяся часть оттиска штампа - на бумаге фототаблицы. Использование вместо оригинальной подписи факсимиле не допускается.

В верхней части первого листа фототаблицы указываются номер акта осмотра ТС, марка, модель, регистрационный знак (инвентарный номер) ТС.

70. Фотоснимки поврежденного ТС подлежат хранению у исполнителя оценки (страховщика, Белорусского бюро), оценщик которого проводил осмотр поврежденного ТС, в электронном виде с резервным копированием в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в сфере архивного дела и делопроизводства.

ГЛАВА 8

Наши рекомендации