Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров.

Взгляд сверху».

v Ускорениевремени на погрузку и разгрузку пассажиров.

v Борьба с холостым пробегом.

v Увеличение КПД работы водителя.

v Своевременный ремонт ПС.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ СТАДИЯМ ПРОЕКТНОГО ЦИКЛА

Цель занятия: Приобрести практические навыки распределения деятельности по экономическому развитию по отдельным стадиям проектного цикла.

Задача: Распределить деятельность по отдельным стадиям проектного цикла. На основании выбранного наилучшего альтернативного решения задачи практического занятия №1 разработать план деятельности стратегического развития предприятия согласно фаз и стадий.

Условие задачи

Анализируя характеристики деятельности по экономическому развитию предприятия (табл. 2.1), расположить стадии в логической последовательности самостоятельно. Последним этапом является распределение выбранного наилучшего альтернативного решения задания практического занятия №1 приведенной деятельности по отдельным стадиям проектного цикла.

Решение

Таблица 2.1 - Разновидности деятельности по инвестиционному проекту экономического развития.

Вид деятельности Последова-тельность расположения Стадия проектного цикла
1. Определить проект для детальной разработки подготовка
2. Определить альтернативные пути для достижения целей проекта Идентификация
З. Собрать информацию о Национальном плане развития Идентификация
4. Прийти к соглашению относительно условий предоставления ссуды для проекта экспертиза
5. Детализировать задачу проекта подготовка
6. Определить общие приоритеты разных проектов относительно Национального плана развития и соответствующей области экономики Идентификация
7. Оценить допустимость проекта с технической, коммерческой, финансовой, экономической, экологической, социальной и институциональной точки зрения подготовка
8. Составить отчет о завершении проекта Послепоэктный аудит
9. Провести ранжирование проектов соответствия к их значимости и результатам анализа по соответствующей системе аспектов Идентификация
10. Оценить относительную, с социально-экономической точки зрения, важность отраслей, которые представлены в Национальном плане развития Идентификация
11. Обсудить условия кредитования экспертиза
12. Подтвердить позицию правительства относительно разных отраслей и проектов Идентификация
13. Обсудить заключительный отчет с менеджерами и аналитиками проекта подготовка
14.Детальнопроанализировать подготовку тех позиций, которые имеют поддержку правительства Идентификация
15. Начать снабжение оборудованием реализация
16. Собрать данные, необходимые для подготовки проекта по отдельным аспектам подготовка
17. Распределить контракты на снабжение оборудованием согласно международным правилам проведения конкурентных международных торгов подготовка
18. Осуществить сбыт продукции первого выпуска реализация

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ОБЪЕМ КАПИТАЛЬНЫХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ

Цель занятия - проверить степень усвоения вопросов, которые излагаются в лекционном курсе по теме капитальных и эксплуатационных затрат, определение наиболее приемлемого альтернативного варианта инвестирования.

Задание. Определить объем капитальных и эксплуатационных затрат по двум альтернативным вариантам основных фондов на организацию работы маршрута по перевозке груза. Сравнить уровень капитальных и эксплуатационных затрат альтернативных вариантов в перспективе 5 лет, выбрать наилучший.

Исходные данные

I. Марка 1 варианта автомобиля­­­­­­­––Мерседес Бенс

Цена автомобиля, Ца, тыс. грн.–– 831

Грузоподъемность ТС, т––28

Техническая скорость, Vт, км/ч.–– 56

Линейная норма расхода топлива, НL, л/100 км––22,5

II. 2.Марка 1 варианта автомобиля­­­­­­­––КАМАЗ 53215

Цена автомобиля, Ца, тыс. грн.–– 214

Грузоподъемность ТС, т––11

Техническая скорость, Vт, км/ч.–– 28

Линейная норма расхода топлива, НL, л/100 км––25,5

III. Класс груза–– 1(0,96)Расстояние доставки, lд, км––10

Нулевой пробег, l01/l02, км–– 3/14

Объем перевозок, Qг, тыс.т/год––80

1. Продолжительность рабочего дня предприятий, которые обслуживаются Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = 8 ч.

2. Количество рабочих дней в году Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = 241 дн. - для предприятий и Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - 205 дн. для рабочих.

3. Часовая тарифная ставка водителя – Гтв= 11 грн. 20 коп; ремонтного рабочего Гтрр = 9 грн. 00 коп

4. Средний должностной оклад рабочих управленческого персонала К = 1800 грн.

5. Нормы пробега и затрат на восстановление износа и ремонт шин для грузовых автомобилей:

Тип автомобиля Тип и размеры шин Пробег, тыс. км Проценты к стоимости одного комплекта
Грузоподъемность от 2 до 6т диагональные, 260-508 1,13
Грузоподъемность от 6 до 12 т диагональные, 320-508 1,12

Указания для выполнения задания

1. Количество автомобилей для работы в течение дня определяется как:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru , (3.1)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Wг – годовая производительность автомобиля, тыс.т/год.

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.2)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

2. Суточная производительность автомобиля равняется:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru , (3.3)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Zi- количество ездок автомобиля за день;

qa - грузоподъемность автомобиля, т;

γc - коэффициент использования грузоподъемности, которая зависит от класса груза.

3. Величину Zi рассчитывают, исходя из продолжительности рабочего дня обслуживаемых предприятий. Значение Zi определяют как целую часть по зависимости:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru . (3.4)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Продолжительность грузового ( Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ) и холостого ( Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ) пробега определяют по зависимости:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.5)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Время ездки:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.6)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Время погрузки или разгрузки ( Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ) находят по формуле:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru . (3.7)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

4. Среднее количество автомобилей по списку определяют с помощью коэффициента использования парка:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.8)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = 365 - количество календарных дней в году;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – автомобиле-дни работы;

Коэффициент использования парка, Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru принять равным 0,85.

Полученное значение Асс округляют к целому в большую сторону.

5. Объем капиталовложений равняется:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.9)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

6. Общий объем эксплуатационных затрат равняется:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.10)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (грн.)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (грн.)

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - затраты на заработную плату водителей, грн.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - затраты на топливо, грн.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - затраты на смазочные материалы, грн.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, грн.,

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - затраты на автомобильные шины, грн.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - затраты на заработную плату управленческого персонала, грн.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - общехозяйственные затраты, грн.,

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru - амортизационные отчисления, грн.

7. Затраты на заработную плату водителей:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.11)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Во - объем начислений на заработную плату водителей, грн.;

1,375 - коэффициент, который учитывает отчисления на социальное страхование.

8. Объем начислений на заработную плату водителей определяют, исходя из продолжительности их работы:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru , (3.12)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =(7692+289)*11,20=89387( грн);

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =(29929+795)*11,20=344112( грн);

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – количество авточасов работы водителей, ч.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – количество подготовительно-заключительных авточасов, ч.

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.13)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =7,98*4*241=7692( грн);

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =11,29*11*241=29929( грн);

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – расчетное время в наряде автомобиля,

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.14)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =4*241*0,3=289( ч);

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =11*241*0,3=795( ч);

где 0,3 – коэффициент, который учитывает продолжительность подготовительно-заключительных работ за день.

9. Затраты на автомобильное топливо:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.15)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – объем расхода топлива, л.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – цена литра топлива, грн.;

1,03 – коэффициент, который учитывает затраты, связанные с приобретением и доставкой топлива;

1,05 – коэффициент, который учитывает внутренне гаражный расход топлива.

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.16)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – линейная норма расхода топлива, л/100 км;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – общий пробег автомобилей за год, км;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – объем транспортной работы за год, ткм;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм. Для автомобилей с карбюраторными двигателями Нтр = 2 л/100ткм; с дизельными Нтр=1,3 л/100 ткм.

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.17)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – соответственно грузовой, холостой и нулевой пробег за год, км.

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.18)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

где Zїр – необходимое количество ездок в год. Берут значение, которое округлено к большему числу по зависимости:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.19)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.20)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.21)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.22)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

10. Затраты на смазочные материалы:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.23)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – соответственно нормы расхода смазочных материалов и масел, л/100л топлива. Условно принимают Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru , Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru .

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – соответственно цена смазочных материалов и масел, грн.

11. Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей определяют как сумму затрат на заработную плату ремонтных рабочих Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru и запасные части и материалы Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru :

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.24)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – трудоемкость работ по ТО и текущему ремонту подвижного состава, ч:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.25)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – количество действий (соответственно ежедневных обслуживаний, технических обслуживаний №1 и № 2);

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – соответственно трудоемкость ежедневного обслуживания, технического обслуживания №1 и №2, ч.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – удельная трудоемкость технических ремонтов на 1000 км пробега.

Трудоемкость технических обслуживаний обусловлена перечнем регламентных работ, которые устанавливает производитель транспортных средств. В зависимости от марки транспортного средства трудоемкость выполнения ТО1, ТО2, находится в пределах от 1 до 3 часов и от 2 до 4 соответственно. Трудоемкость ежедневного обслуживания может быть принята 0,25 часа. Удельная трудоемкость технических ремонтов на 1000 кмпробега обусловлена условиями эксплуатации транспортного средства и его надежностью, может быть принятая в пределах 0,5 – 2,5 часов.

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.26)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;


Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru , Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – соответственно пробег между техническими обслуживаниями №1, №2. Зависит от марки транспортного средства, может быть принят в диапазоне 18-22 тыс. км – ТО1 и 40-45 тыс. км - ТО2.

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.27)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – норма затрат на запасные части и материалы, грн./1000 км. Условно принимается Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru , Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru .

12. Затраты на автомобильные шины:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru , (3.28)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – цена комплекта шин, грн.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – норма отчислений на шины на 1000 км пробега, %;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – количество комплектов шин на автомобиле без учета запасного колеса, ед.

13. Затраты на заработную плату управленческого персонала определяют исходя из численности персонала:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.29)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – численность управленческого персонала, ед;

12 – количество месяцев в году.

Численность персонала определяют в зависимости от среднеучетного количества автомобилей:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.30)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

14. Общехозяйственные затраты определяют исходя из норматива затрат:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.31)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru 343 Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru 1019(грн);

где Нох – норматив общехозяйственных затрат, %. Принимаем Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =5%.

15. Величина амортизационных отчислений на полное восстановление:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru (3.32)

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru 10000(грн.);

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru 92000(грн.);

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – окончательная стоимость автомобилей, грн.;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – норма амортизационных отчислений, для автомобилей Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = 40%.

16. Результаты расчетов по двум альтернативным вариантам свести в таблицу 3.4.

17. Сделать выводы: о структуре затрат с точки зрения реализации инвестиционного проекта; о наиболее приемлемом альтернативном варианте.

Таблица 3.4 - Результаты расчетов по двум альтернативным вариантам

Технико-экономические показатели 1-й вариант Мерседес Бенс 2-й вариант КАМАЗ 53215
Суточная производительность автомобиля Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0,08 т/сут Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0,03 т/сут
Среднее количество автомобилей по списку Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =3 авто Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =9авто
Объем капиталовложений Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =2500000грн Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =2300000грн
Затраты на заработную плату водителей Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =122907 грн Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =473154 грн
Затраты на топливо Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =391913 грн Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =1106677 грн
Затраты на смазочные материалы Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =1320 грн Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =1320 грн
Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =5618 грн Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =14550 грн
Затраты на автомобильные шины Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =136027грн Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =352248 грн
Затраты на заработную плату управленческого персонала Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru
Общехозяйственные затраты Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru
Амортизационные отчисления Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru 10000 грн Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru 92000 грн
Общий объем эксплуатационных затрат Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, ИНВЕСТИЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Задача. Определить срок окупаемости капитальных вложений без учета дисконтирования и с учетом дисконтирования при заданной норме дисконта. Определить также величину интегрального эффекта (чистого дисконтированного дохода) и индекс доходности инвестиционного проекта. Исходные данные приведены в табл. 4.1. По результатам расчета сделать выводы.

Таблица 4.1 - Исходные данные для определения срока окупаемости капитальных вложений, интегрального эффекта и индекса доходности

Показатели Шаги расчета
первый год второй год третий год четвертый год
Объем капиталовложений, тыс. грн - -
Объем реализации продукции (без НДС), тыс. грн
Себестоимость реализованной продукции, грн
в том числе амортизация, тыс. грн
Налоги и прочие отчисления от прибыли, тыс. грн
Норма дисконта, доли единицы 0,12 0,12 0,12 0,12

При расчете в базисных ценах для постоянной нормы дисконта чистый дисконтированный доход определяется по формуле:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Эt = Rt – Зt – эффект, достигаемый на t-м шаге расчета;

Rt – результат, достигаемый на t-м шаге расчета;

Зt – затраты, осуществляемые на t-м шаге расчета;

T – горизонт расчета, равный номеру шага расчета (месяц, квартал, год), на котором производится ликвидация объекта;

at – коэффициент дисконтирования (приведения), доли единицы;

E – норма дисконта (норма доходности на капитал), доли единицы;

t – номер шага (t = 0, 1, 2, …, T).

При постоянной норме дисконта коэффициент дисконтирования можно представить в следующем виде:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru .

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0,86;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0,79;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0,71;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0,64;

Если норма дисконта меняется во времени, и на t-м шаге расчета равна Et, то коэффициент дисконтирования при t > 0 определяется как

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru .

При этом

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ,

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где E1, E2, E3, …, Et – норма дисконта на первом, втором, третьем, t-м шагах расчета.

Если из состава затрат (Зt) исключить капитальные вложения на t-м шаге расчета Kt, то

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ,

или

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ,

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =4000-(5000+3000+300+200)=-4500

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =8000-(1000+5500+400+500)=700

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =10000-(6000+400+500)=3100

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =10000-(6000+400+500)=3100

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = (-4500*0,89)+(700*0,79)+(3100*0,71)+(3100*0,64)=733

где Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – величина приведенных эффектов;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – затраты на t-м шаге расчета без учета капитальных вложений;

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru – сумма дисконтированных капитальных вложений.

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =5000*0,89=4450

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =1000*0,79=790

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0

K=4450+790+0+0=5240

Таким образом, чистый дисконтированный доход представляет разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен (при заданной норме дисконта), то проект является эффективным и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем выше ЧДД, тем эффективнее проект. Если ЧДД отрицательный, то проект неэффективен, и инвестор понесет убытки.

Индекс доходности характеризуется отношением суммы приведенных эффектов к величине дисконтированных капитальных вложений:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru .= Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0,14

Из приведенных выше формул для расчета ЧДД и ИД видно, что если ЧДД положителен, то ИД > 1 и проект эффективен; если ЧДД отрицателен, то ИД < 1 и проект представляется неэффективным; если ЧДД = 0, то ИД = 1, и вопрос об эффективности проекта остается открытым.

Срок окупаемости капиталообразующих инвестиций (первоначальные затраты) определяется временным интервалом (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится положительным, т.е. это период, измеряемый в месяцах, годах, начиная с которого первоначальные вложения по инвестиционному проекту покрываются суммарными результатами его осуществления. Он рассчитывается так:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru ,

где tок – срок окупаемости капиталовложений, т.е. номер шага расчета (месяц, квартал, год), за пределами которого интегральный эффект положителен.

Численное значение ВНД определяется решением уравнения:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =4466,9

где Eвн – внутренняя норма доходности, доли единицы.

2. Устанавливается нижний уровень нормы дисконта (Eн) в соответствии с депозитным процентом. При этом следует учитывать различные ставки налогообложения по депозитным ставкам и прибыли от инвестиций Eв производство, а также другие ставки налогов.

С учетом различного налогообложения прибыли нижний уровень нормы дисконта определяется:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =0,15* Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru

где Д – ставка депозитного процента, доли единицы,(0,15)

Нд – ставка налога на прибыль по депозитным вкладам, доли единицы,(20%)

Нп – ставка налога на прибыль от производственной деятельности, доли единицы.(25%)

Если Нд = Нп, то Eн = Д.

3. Для оценки эффективности и выбора оптимального варианта инвестиционного проекта предлагается расчет средней нормы дисконта, соответствующей уровню:

Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru = Ускорение процесса сборки и погрузки пассажиров. - student2.ru =2233,53

Если норма дисконта E меньше или равна внутренней норме доходности Евн, то данный вариант инвестиционного проекта может быть принят, в противном случае должен быть отклонен. Такой подход к определению E диктуется следующими соображениями:

- инвестор должен получить на вложенный капитал хотя бы минимальную отдачу, соответствующую Ен, при которой отвергаются альтернативные варианты с меньшей доходностью;

- превышение уровня E над уровнем Евнставит вопрос с целесообразности разработки и осуществления проекта вследствие неприемлемости условий инвестора по норме дохода на капитал.

4. По принятой хозяйствующим субъектом норме дисконта рассчитывают показатели эффективности инвестиционного проекта:

· чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект (Эинт);

· индекс доходности (ИД);

· срок окупаемости капитальных вложений (tок).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Наши рекомендации