Защита автомобильных дорог от снега
Зимний период является наиболее сложным с точки зрения организации дорожного движения и всего транспортного процесса.
Большие трудности для движения возникают в районах с интенсивными снежными осадками. Отложение снега приводит к значительному снижению скоростей движения, а на снегозаносимых участках в период больших снежных осадков - к полному прекращению движения.
Накопленный в разных странах опыт показывает невозможность полного предотвращения отложения снега даже при наличии мощных снегоуборочных машин.
В ряде случаев на дорогах низших категорий при определенных климатических условиях и интенсивности движения целесообразно сохранение снега, добиваясь его хорошего уплотнения.
Для районов с устойчивыми отрицательными температурами рекомендуются следующие значения толщины уплотненного снега:
Интенсивность
движения
авт./сут………………………Менее 100 100-150 150-300 300-500 Более 500
Толщина
уплотненного
снега, см……………………..Не ограничена 30...40 20...25 12...15 8...10*
_________
* Как исключение.
Наличие снежного покрова на проезжей части необходимо учитывать при организации дорожного движения введением ограничения скорости на всем протяжении дороги и, особенно, на опасных участках, где возможны заносы автомобиля.
С целью правильности выбора мероприятий по предупреждению заноса дороги снегом проводят обследование дорог в зимний период и анализируют данные многолетних наблюдений за снежными осадками, накопленные на метеостанциях.
Существуют три формы снежных осадков, приводящих к появлению снежного покрова на проезжей части дорог: снегопад без переноса ветром ранее выпавшего снега; метель без выпадения нового снега; снегопад в сочетании с ветром, перемещающим ранее выпавший снег.
При второй и третьей формах на дорогах образуются снежные заносы. Их возникновение зависит от следующих факторов: скорости и направления ветра; количества приносимого ветром снега; рельефа окружающей местности; наличия снегозадерживающих препятствий.
Отложение снега происходит при резком уменьшении скорости ветра в отдельных зонах около дороги. Сухой, рыхлый снег переносится при скорости ветра 3...4 м/с.
При уменьшении скорости ветра происходит отложение снега. С увеличением скорости ветра увеличивается количество снега, переносимого и откладываемого в зонах снижения скорости ветра. Наиболее подвержены снежным заносам участки дороги, ось которых расположена перпендикулярно преобладающему зимой направлению ветра.
Опасность заноса отсутствует при углах между направлением ветра и осью участков дороги менее 20...30 °.
Для правильного выбора мероприятий по снегозащите дорог определяется количество приносимого к дороге снега, м3/м:
где α - угол между направлением ветра и направлением снегозащитных ограждений; qi -интенсивность переноса снега, г/см; ti - продолжительность метели, ч, интенсивностью qi; w - скорость ветра, измеренная на высоте 10 м над поверхностью земли, м/с; п - число случаев снежных заносов при разной интенсивности qi в течение зимы.
Общий объем снегопереноса равен сумме объемов снега, нанесенного к дороге с разных направлений:
Формулы (12.1) - (12.3) применимы при w = 8...20 м/с и α > 30 °.
Ниже приведены максимальные объемы (в скобках - в исключительных случаях) снегопереноса в районах Российской Федерации, м3/м:
Крайний Север………………………………………………….…600...1500 (2000...3000)
Равнинные территории
европейской части…………………………………………………100...150 (200...1400)
С целью недопущения заноса дороги снегом необходима разработка комплекса мероприятий двух видов: направленных на предупреждение заноса и оперативных работ по снегоочистке.
Наиболее действенным является правильное проектирование трассы дороги по отношению к господствующему зимой направлению ветра. При невозможности уменьшения угла между осью дороги и направлением ветра дорогу проектируют в насыпи. Возвышение бровки насыпи над поверхностью земли, м, должно быть не менее
где Hсн.п - наибольшая высота снежного покрова в районе проложения дороги, м; ΔH - превышение насыпи над снежным покровом, необходимое для повышения скорости ветра до значения, при котором не происходит отложение снега, м.
Значение Нрекомендуется принимать в 2 - 2,5 раза больше многолетней высоты снежного покрова в рассматриваемом районе. Снегоотложение у насыпи не происходит при крутизне откоса снежного шлейфа 1:5 - 1:6.
Наиболее подвержены заносу снегом выемки. Менее заносимы глубокие выемки, так как много снега откладывается на откосах, имеющих большую площадь. Глубину снегонезаносимой выемки определяют по формуле
где Qп - количество снега, приносимого к дороге, м3/м; с - коэффициент, зависящий от направления ветра, с= 0,5; ρ - плотность снега на откосах выемок, кг/м3.
Для снегозадержания используют комплекс ограждений (табл. 12.2, рис. 12.1). В некоторых районах с постоянным направлением зимних ветров устраивают снегозащитные заборы, каменные и бетонные стены, а в горных районах - снегозащитные галереи.
Наиболее надежно защищают дорогу от снега лесонасаждения. Тип деревьев и кустарников, из которых составляют снегозащитные полосы, выбирается по следующим признакам: условия произрастания в данной местности; темпы роста; снегозащитные свойства (теснота расположения ветвей и густота кроны).
Важной работой, выполняемой дорожно-эксплуатационными службами, является очистка дорог от снега, обеспечивающая бесперебойное, безопасное и удобное движение транспортных средств с заданными скоростями и нагрузками.
Существуют следующие способы снегоочистки: патрульная; усиленная; уборка сосредоточенных масс снега; авральная.
Таблица 12.2
Вид снегозащитного ограждения | Характеристики снегозащитного ограждения | Объем снегозадержания, м3/м |
Кустарниковые лесонасаждения | Полосы распределенной конструкции | |
Двухрядные снегозадерживающие заборы | Просветность заборов - 50...70 % | 90...95 |
Трехрядные линии (два ряда снегозадерживающих заборов и один ряд решетчатых щитов со стороны поля) | Просветность заборов - 50...70 %, решетчатых щитов - 50 % | 90...95 |
Двухрядные решетчатые щиты | Просветность решетчатых щитов - 57 % | 90...95 |
Однорядные снегозадерживающие заборы | Просветность снегозадерживающих заборов - 50...65 % | 70...85 |
Однорядные решетчатые щиты | Просветность решетчатых щитов - 57 % |
Рис. 12.1. Расположение снегозадерживающих заборов
по отношению к автомобильной дороге:
а - сбоку от дороги; б - при входе дороги в лес; в - при переходе дороги из выемки в насыпь;
1 - направление ветра; 2 - снегозадерживающие заборы; 3 - дорога
Основным снегоочистительным мероприятием является патрульный способ очистки дорог, который заключается в очистке дороги путем регулярных проездов (патрулирования) снегоочистительных машин в течение всего времени продолжения метели или интенсивного снегопада.
Дежурство бригад, работающих на патрульной очистке с целью оперативного выполнения работы, организуется круглосуточно.
Потребность в количестве снегоуборочных машин зависит от объема работ по уборке снега, срока их выполнения и производительности машин:
где Qyб -объем снега, подлежащего уборке за один цикл снегоочистки на рассматриваемом участке дороги, м3; Пэ - эксплуатационная производительность одной снегоуборочной машины, м3/м; Тд - время, в течение которого необходимо выполнить очистку дороги от снега, ч.
В формуле (12.6) величина Тд зависит от административного значения дороги: для дорог общегосударственного значения и подъездов к больницам Тд = 2...4 ч; для дорог местного значения Тд = 6...8 ч; для остальных дорог Тд= 4...6 ч.
Производительность снегоуборочных машин следующая:
автогрейдеров 250...800 м3/ч; бульдозеров 400...600 м3/ч; роторных снегоочистителей 1300...2000 м3/ч.
Для хорошей видимости снегоуборочных машин на дороге их окрашивают в ярко-оранжевый цвет. Во время работы включают сигнальные маяки.