О состоянии автомобильных дорог

На основании результатов диагностики автомобильных дорог формируется и систематически обновляется АБДД «Дорога», который является важнейшим элементом системы управления состоянием автомобильных дорог.

Автоматизированный банк дорожных данных представляет собой автоматизированную информационно-аналитическую систему, содержащую периодически обновляемую информацию об автомобильных дорогах, искусственных сооружениях, движении транспортных средств, дорожно-транспортных происшествиях, объектах сервиса и др.

Кроме того, АБДД «Дорога» содержит комплекс расчетно-аналитических программ, позволяющих выполнять оценку состояния автомобильных дорог и решать вопросы, связанные с управлением состоянием автомобильных дорог.

В зависимости от решаемых задач АБДД «Дорога» подразделяют на общеотраслевые и локальные. Общеотраслевые банки данных функционируют в системе государственного органа управления дорожным хозяйством и содержат в основном технические данные об автомобильных дорогах и искусственных сооружениях, а также информацию о движении транспортных средств, дорожно-транспортных происшествиях, объектах сервиса и др.

Комплекс расчетно-аналитических программ, входящих в структуру общеотраслевых банков данных, ориентирован в основном на решение вопросов, связанных с управлением состоянием сети федеральных автомобильных дорог, в том числе с планированием ремонтных работ и распределением денежных средств, выделяемых на дорожные работы.

Локальные банки данных функционируют в разных органах управления дорожным хозяйством и включают в себя технические данные об отдельных автомобильных дорогах (участках дорог) и искусственных сооружениях, а также информацию о движении транспортных средств, дорожно-транспортных происшествиях, объектах сервиса на этих дорогах.

Кроме того, эти банки данных могут содержать специфические модули, отвечающие за отдельные направления административно-хозяйственной деятельности дорожных организаций.

Данные, используемые для формирования АБДД «Дорога», подразделяют на три группы:

• исходные данные о дорогах и искусственных сооружениях, получаемые в органах управления дорожным хозяйством;

• результаты полевых обследований дорог и искусственных сооружений;

• данные о дорожно-транспортных происшествиях и параметрах дорожного движения транспортных средств.

Исходные данные об автомобильных дорогах формируют на основе материалов проектно-сметной документации, технических паспортов дорог, результатов инвентаризации дорог, планов ремонтных работ, результатов сезонных осмотров, стандартных форм отчетности и т.д. Полученные исходные данные заносят непосредственно в соответствующие базы данных.

Результаты полевых измерений заносят в полевые журналы, подвергают предварительной обработке и только после этого заносят в соответствующие базы данных. При использовании передвижных лабораторий, оснащенных специальным оборудованием, часть параметров регистрируется, обрабатывается и вносится в базы данных в автоматическом режиме.

Данные о дорожно-транспортных происшествиях отбирают из учетных карточек, составляемых в органах ГИБДД МВД России.

Данные об интенсивности движения и составе транспортных потоков получают с помощью автоматизированных учетных пунктов или на основании выборочных визуальных наблюдений.

При формировании АБДД «Дорога» выполняют контроль качества собранной информации с помощью экспертного визуального контроля и специальных прикладных программ. Этими программами контролируется полнота информации, совместимость данных, непрерывность данных, стыковка данных, взаимная привязка объектов. Кроме того, при формировании АБДД «Дорога» должна обеспечиваться совместимость текущего банка данных с банками данных прошлых лет.

Периодичность обновления банка данных соответствует принятой периодичности проведения основных видов полевых работ при диагностике автомобильных дорог.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют виды диагностики и оценки состояния дорог?

2. Какая исходная информация необходима для оценки состояния дорог и дорожных сооружений?

3. Как определяется фактическая категория существующей дороги?

4. Как определяется число полос движения по фактической ширине проезжей части?

5. Как измеряется и оценивается колейность дорожного покрытия?

6. Как производится визуальная оценка состояния дорожной одежды?

7. Как производится оценка прочности дорожных одежд?

8. Что относится к потребительским свойствам дороги?

9. Как определяется обобщенный показатель качества и состояния дороги?

10. Как устанавливаются нормативные значения комплексных показателей транспортно-эксплуатационного состояния, инженерного обустройства, уровня эксплуатационного состояния дороги?

11. Как определяется и оценивается фактический комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожной сети?

12. Как определяется и оценивается фактический показатель инженерного оборудования и обустройства дороги и сети дорог?

13. Как определяется и оценивается фактический показатель уровня эксплуатационного содержания дороги?

14. Что характеризует относительный показатель качества дороги?

15. Как формируется автоматизированный банк дорожных данных «Дорога»?

ГЛАВА 11

ПЛАНИРОВАНИЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНЫХ РАБОТ

Наши рекомендации