Скорость движения одиночных автомобилей
Для оценки принятых проектных решений и эффективности выбранных мероприятий по улучшению геометрических элементов дорог и повышению безопасности дорожного движения в качестве критерия применяют скорость движения.
Методы расчета скорости движения одиночных автомобилей основаны на положениях теории автомобиля и позволяют рассчитать теоретические максимальные значения скорости движения одиночного автомобиля в любой точке продольного профиля дороги криволинейного очертания.
Общий вид уравнения движения автомобиля по вертикальной кривой
(6.1)
где А, В - коэффициенты, получаемые при аппроксимации кривой вращающего момента двигателя; k - коэффициент сопротивления воздуха; F - площадь проекции автомобиля на плоскость, перпендикулярную направлению его движения, м2; υ - скорость движения автомобиля, м/с; G - вес автомобиля, Н; f - коэффициент сопротивления качению; i - продольный уклон дороги, отн. ед.; δ - коэффициент, учитывающий влияние вращающихся частей автомобиля; g - ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с2; - ускорение автомобиля, м/с2.
После интегрирования уравнения (6.1) получаем выражение для определения скорости
(6.2)
где υH - начальная (входная) скорость движения на участке дороги, м/с; S1 = расстояние от начала участка, м;
R - радиус вертикальной кривой, м.
Эффективность использования метода расчета скорости движения автомобиля в проектировании автомобильных дорог зависит от того, насколько точно этим методом учитывается влияние элементов дорог на скорость движения.
Развитие и совершенствование методов расчета скорости движения, основанных на теории автомобиля, заключалось в более полном учете реальных условий движения, геометрических элементов плана и продольного профиля дороги.
Максимально возможная скорость движения на участках кривых в плане
(6.3)
где R - радиус кривой в плане, м; γ2φ2 - используемая доля коэффициента поперечного сцепления, принимаемая в зависимости от скорости движения в пределах от 0,18 для скорости движения 20 км/ч до 0,11 для скорости движения 150 км/ч; iв - поперечный уклон, ‰.
Максимально возможная скорость движения на вогнутых кривых в плане
(6.4)
где а - центробежное ускорение, а≈0,5...0,7 м/с2.
Скорость движения на выпуклых вертикальных кривых определяют с учетом среднего уклона отдельных участков ломаной, которой заменяют вертикальную выпуклую
кривую (в зависимости от длины кривой отдельные участки ломаной принимают равными 50; 100 или 200 м).
Скорость движения в конце участка
(6.5)
где υн - скорость движения в начале участка, км/ч; Lp - длина участка ломаной, м;
D - средний динамический фактор для интервала скоростей; f - коэффициент сопротивления качению; iср - средний уклон на участке, отн. ед.; iср = iн - Δi/2;
iн - уклон в начальной точке участка, отн. ед.; Δi - изменение уклонов на участке, отн. ед.
Среднюю скорость движения на дороге определяют по средней скорости движения на отдельных элементах дороги:
где υcpi - средняя скорость движения на отдельных элементах, соответствующих Si, км/ч; - длина всей дороги, км.
Минимальное время движения при максимальной средней скорости движения
Рассмотренные методы расчета скорости движения на участках с малыми продольными уклонами не дают результатов, близких к реальным.
Для получения более точных значений скорости по формуле (6.2) было предложено учитывать степень открытия дроссельной заслонки двигателя автомобиля, %:
(6.7)
где ψ - суммарные дорожные сопротивления.
При расчетах скорости движения степень открытия дроссельной заслонки ориентировочно принимают следующей:
Уклон, ‰………………………………………………………..…….0...40 40....70 70 и более
Степень открытия дроссельной
заслонки двигателя автомобиля, %....................................................50...60 80....85 100
Особенно важна точность определения скорости движения при оценке безопасности дорожного движения по методу коэффициентов безопасности.
В этом случае необходимо иметь данные о допустимой скорости движения на отдельных элементах дороги. Значения скорости движения, получаемые по описанным выше методам, следует проверять по формулам расчета предельно допустимых скоростей движения:
на кривых в плане
(6.8)
где R - радиус кривой в плане, м; μ - коэффициент поперечной силы, μ = 0,15; iп - поперечный уклон, отн. ед;
на кривых в плане при ограниченной видимости
(6.9)
где φ1 - коэффициент продольного сцепления; i - продольный уклон, на котором расположена кривая, отн. ед.; S - расстояние видимости, м, S = ; В -ширина земляного полотна, м; 5 - запас пути для остановки перед препятствием, м; kэ - коэффициент эксплуатационных условий торможения, для легкового автомобиля kэ = 1,45, для грузового автомобиля kэ= 1,8;
на подъемах с уклоном i (до 20 ‰), заканчивающихся горизонтальным участком:
(6.10)
при выпуклом переломе с сопрягающимися уклонами i1 и i2
(6.11)
где S - расстояние видимости для уравнений (6.10) и (6.11), определяемое по формуле S = ; l0 - запас пути, м.
При определении скорости движения необходимо учитывать психофизиологическое воздействие дорожных условий на водителя. Рекомендуют следующие значения коэффициента τ3, учитывающего восприятие водителями дорожных условий:
Дорожные условия τ3
Конец спуска (уклона более 30 %о) с последующим
подъемом…………………………………………………………………….………..1,2
Горизонтальная кривая протяженностью 1 000 м………………………………….0,8
Малый мост………………………………………………………………………….0,85
Большой (средний) мост……………………………………………………………..0,7
Для получения графика скоростей движения, близкого к фактическому, расчет необходимо вести с учетом переменной степени открытия дроссельной заслонки двигателя автомобиля в зависимости от дорожных условий, а затем полученные расчетом значения скорости движения умножить на коэффициент психологического восприятия водителями дорожных условий τ3, т.е. υф = τ3υт.