Влияния принципов таможенного контроля на формирование принципов таможенной деятельности
Принципы таможенного контроля - это наиболее общие положения (суждения) о том, каким образом должна быть организована деятельность таможенных органов по проведению таможенного контроля и как должны строиться правоотношения между таможенными органами и лицами, в отношении которых таможенный контроль проводится. Принципы таможенного контроля находятся во взаимной связи и взаимной зависимости и могут быть сведены в следующую систему.
Представляется, что принципы таможенного контроля следует разделить на две группы:
- принципы организации таможенного контроля;
- принципы проведения таможенного контроля.
принципы организации таможенного контроля:
1) эффективности;
2) достаточности;
3) выборочности;
4) достаточного информационного обеспечения;
5) оперативности;
6) сотрудничества;
7) "одного окна";
8) технической вооруженности.
( дальше описание всех принципов)
Рассмотрим первую из указанных групп.
1. Как вид социальной деятельности таможенный контроль должен быть основан на общих принципах государственного управления.
Среди принципов государственного управления, отражающих функциональное содержание таможенного контроля, следует особо выделить принцип эффективности. Эффективность таможенного контроля можно определить как одно из свойств данного вида деятельности, отражающее ее способность производить результат, определяемый поставленными целями и задачами, т. е. способность обеспечивать соблюдение таможенного законодательства и реализацию государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности.
Как правило, в качестве показателей рассматриваютсяуровень собираемости уплаты таможенных платежей или объемы задержанной таможенниками контрабанды (наркотиков, оружия и пр.).
Так, например, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 872, утвердившее Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границуопределяет в качестве критериев эффективности:
а) минимизацию времени проведения таможенного контроля;
б) исключение дублирующих функций и действий контрольных органов и их должностных лиц;
в) сокращение количества взаимодействий должностных лиц с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными.
Таможенный контроль следует оценивать с точки зрения его юрисдикционной эффективности и экономической эффективности. .
2. Таможенный контроль - весьма затратное мероприятие, как для государства в лице таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому эффективность таможенного контроля всегда определяется дилеммой, которая стоит перед таможенной службой: или "проверять все", или "не проверять ничего".
3. Принцип достаточности находит свою "техническую" реализацию посредством закрепления в таможенном законодательстве и применения принципа выборочности, который, в свою очередь, реализуется в рамках системы управления рисками в таможенном деле (СУР).
4. Вероятность наступления несоблюдения таможенного законодательства РФ именуется "таможенным риском".
Согласно ст. 130 ТК ТС деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:
1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;
2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение объектов анализа рисков; индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;
3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом вероятности возникновения рисков и возможных последствий; анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.
Таким образом, для того чтобы выявить риск, требуется информация, сведения о возможности его возникновения, типичности такой ситуации, об ущербе, нанесенном экономике страны, и др.
Поэтому следующий принцип таможенного контроля - это принцип достаточного информационного обеспечения таможенных органов (как в целом всей их системы, так и непосредственно тех органов, которые проводят таможенный контроль). Поступление информации и действия таможенного контроля должны производиться таким образом, чтобы избежать длящегося характера правонарушения. Отсюда можно вывести принцип оперативности таможенного контроля.
5. Получение информации, необходимой для организации эффективного таможенного контроля, осуществляется как из внутренних источников таможенных органов, в качестве которых можно рассматривать, например, данные таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, так и через взаимодействие с "внешней средой", т. е.:
- лицами, непосредственно перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу;
- участниками внешнеэкономической деятельности в целом (бизнес-сообществом);
- общественными организациями представителей бизнеса (например, Торгово-промышленной палатой РФ);
- органами, осуществляющими иные виды государственного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами, а также прочими органами государственной власти РФ;
- таможенными органами и иными органами государственной власти остальных государств - членов Таможенного союза;
- таможенными службами иностранных государств;
- международными организациями и др.
Таким образом, в качестве еще одного важнейшего принципа организации таможенного контроля следует назвать принцип сотрудничества, который отражает необходимость взаимодействия с указанными выше субъектами в целях обеспечения эффективности таможенного контроля.
Формы сотрудничества таможенных органов с иными субъектами весьма многообразны: от создания совещательных органов при ФС России до внедрения интегрированных систем организации таможенного контроля на основе принципа "одного окна".
Указанный принцип широко применяется, например, при совершении таможенных операций, связанных с прибытием и убытием товаров и транспортных средств. Согласно ему перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.
6. И, наконец, реализация указанных выше принципов на сегодняшний день, на наш взгляд, невозможна без достаточного технического оснащения таможенных органов. В связи с этим в качестве одного из базовых следует выделить принцип технической вооруженности таможенных органов и их должностных лиц.
Эффективное проведение контрольных мероприятий (особенно это касается фактического таможенного контроля) строится на широком применении разнообразных технических средств таможенного контроля: от простейших (например, досмотровых зеркал и щупов) до сложных технологических комплексов стоимостью десятки миллионов рублей.