Международно-правовой регламент.
Международно-правовое регулирование — это властное воздействие государств на свои взаимоотношения при помощи международного права. Международно-правовое регулирование представляет собой разновидность социального управления, которое, как известно, является необходимой функцией социальной системы. Подход к международному праву как к элементу системы управления открывает новые возможности перед теорией и практикой.
Под механизмом международно-правового регулирования понимается совокупность международно-правовых средств и методов воздействия на межгосударственные отношения. Первым элементом механизма международно-правового регулирования является международно-правовая норма. Юридическая функция норм в этом механизме состоит в нормативном регламентировании отношений между субъектами. Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам. Достигается цель специфическим юридическим методом, путем установления взаимосвязанных прав и обязанностей, образующих правоотношение.
Международно-правовое отношение является второй главной частью механизма международно-правового регулирования. Речь идет об особой разновидности международных отношений. Такое отношение представляет собой взаимосвязь прав и обязанностей, вытекающих из международно-правовой нормы. Правоотношение существует автономно и не сливается с регулируемым международным отношением.
Международно-правовое регулирование носит властный характер, источником этого явления служит суверенная власть государств. На всех своих стадиях оно связано с государственным аппаратом, от деятельности которого зависит уровень реализации международно-правовых норм. В этом процессе участвуют все ветви государственной власти — законодательная, исполнительная, судебная. Заметен рост роли законодательной и судебной власти. Однако в целом главная роль сохраняется за исполнительной властью.
Основной источник действенной силы международно-правового регулирования состоит в том, что оно обеспечивает взаимодействие государств — обладателей могущества и суверенной власти, координирует и направляет взаимодействие мощных государственно организованных социальных сил и опирается на их поддержку.
Совместная деятельность государств по осуществлению норм международного права является главным элементом всей системы международно-правового регулирования. Все это говорит о недопустимости формального противопоставления суверенитета и международного права.
Государственно-властный момент в международно-правовом регулировании имеет внутренний и международный аспект. Первый состоит в подчинении деятельности государственных органов, индивидов, организаций государственной воле, с тем, чтобы эта деятельность не противоречила задачам участия государства в системе международно-правового регулирования.
Международный аспект государственно-властного момента этого регулирования состоит в использовании каждым субъектом имеющихся у него государственно-властных средств для сотрудничества с другими государствами в создании и осуществлении международно-правовых норм, а в случае необходимости и для применения мер принуждения к правонарушителю.
Из сказанного видна органическая связь международного права с государственной властью, от которой зависит уровень реализации международных норм. Важная роль в этом принадлежит особому механизму усвоения международного права государством. Существуют два основных способа усвоения:
а) интернализация — принятие норм в результате осознания их значения для национальных и интернациональных интересов государства;
б) подчинение — принятие в результате учета отрицательных последствий, связанных с нарушением международного права.
Методы функционирования
1) политико-правовой метод — нормы международного права осуществляются субъектами при помощи политических средств; 2) морально-правовой метод — использование механизма действия морали для реализации норм международного права; главное здесь — в мобилизации нравственных средств во имя обеспечения добросовестного выполнения норм международного права;
3) идейно-правовой метод — воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;
4) организационно-правовой метод — принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государств, так и в международных отношениях;
5) специально-правовой метод — применение специфически правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-правового регулирования.