Понятие и особенности источников международного транспортного права.

В теории права под источниками права подразумевают способы закрепления правовых норм, формы их внешнего выражения. Источники международного транспортного права имеют некоторые особенности. Главная из них заключается в том, что как комплексной отрасли права международному транспортному праву присущи источники, регулирующие транспортную деятельность но перевозке, которые относятся к международному публичному, международному частному и международному административному праву.

Удельный вес перечисленных групп в общей системе источников международного транспортного права неодинаков. В ней, безусловно, преобладают источники международного частного права. Поэтому характеристика источников в основном будет связана с данной группой.

Первая группа, представленная источниками международного публичного права, включает международные договоры, международные обычаи и общие принципы. Основным средством закрепления норм международного публичного характера, касающихся перевозок, является международный договор. Вместе с тем международный обычай также относится к признанным источникам. Что касается принципов как источников, то на них имеется прямое указание Статута Международного суда ООН о том, что "суд, решающий споры на основании международного права, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями" (подп. "с" п. 1 ст. 38).

Как и первая группа источников международного транспортного права, вторая также подразделяется на отдельные виды. В основу такого деления положена принятая в международном частном праве классификация источников. Исходя из нее, можно выделить следующие виды источников, регулирующие международные частноправовые транспортные отношения: 1) международные транспортные договоры; 2) национальное (внутреннее) транспортное законодательство; 3) правовые обычаи; 4) судебные прецеденты.

Приступая к общей характеристике международных транспортных договоров, следует отметить, что им присущи все признаки, которыми обладают международные договоры, являющиеся источниками международного частного права. Однако транспортные договоры отличаются и некоторыми специфическими чертами, наличие которых объясняется особенностями регулируемых ими транспортных правоотношений.

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что сфера применения некоторых транспортных конвенций и соглашений расширена. Общий принцип действия международных правовых источников заключается в том, что их нормы распространяются на участников данных актов. Однако отдельные международные транспортные источники выходят за рамки этого принципа.

Так, в соответствии с Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. ее положения применяются ко всем договорам морской перевозки между двумя государствами, если: 1) порт погрузки, предусмотренный в договоре морской перевозки, находится в одном из договаривающихся государств или 2) порт разгрузки, предусмотренный в договоре морской перевозки, находится в одном из договаривающихся государств, или 3) один из опционных портов разгрузки, предусмотренных в договоре морской перевозки, является фактическим портом разгрузки и такой порт находится в одном из договаривающихся государств, или 4) коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, выдан в одном из договаривающихся государств, или 5) коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, предусматривает, что договор должен регулироваться положениями данной Конвенции.

Другими словами, для применения Конвенции достаточно, чтобы хотя бы в одном из государств, подписавших ее, либо находился порт погрузки или разгрузки, либо в таком государстве был выдан коносамент или в самом коносаменте было предусмотрено, что на него распространяется действие Конвенции.

Такой чрезвычайно широкий подход в определении распространения действия указанной Конвенции связан со спецификой международных морских перевозок, а также принципиальным отличием коносамента от транспортных накладных, используемых при международных перевозках.

Более простой вариант распространения действия закреплен КДПГ, по которой ее положения применяются к договору перевозки груза, если указанные в нем место принятия груза и место сдачи находятся на территории двух разных стран, из которых хотя бы одна является участницей Конвенции.

Оригинальную трактовку распространения своего действия предлагает Варшавская конвенция 1929 г. В соответствии со ст. XVIII Конвенции она должна применяться к международной перевозке, являющейся таковой, если место отправления и место назначения расположены на территории двух государств – участников Конвенции либо на территории одного такого государства, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже не являющегося участником Конвенции.

Следующая особенность международных транспортных источников связана с закреплением в некоторых из них дополнительных условий вступления в силу. Обычная ситуация решения вопроса о вступлении в силу международных источников сводится к правилу, согласно которому международный договор вступает в силу после подписания его определенным количеством стран. Отдельные транспортные источники содержат еще одно требование – обладание подписавшими странами соответствующим количеством транспортных средств или выполнение ими определенного объема перевозок. Так, в соответствии со ст. 49 Кодекса поведения линейных конференций условием вступления его в силу является участие в данном Кодексе 24 государств с общим тоннажем флота не менее 25% мирового тоннажа по регистру Ллойда за 1973 г.

Другие условия закреплены в Гватемальском протоколе 1971 г. об изменении Варшавской конвенции 1929 г., измененной Гаагским протоколом 1955 г. Статья XX Протокола закрепляет положение, согласно которому он вступает в силу при участии в нем пяти стран с объемом воздушных перевозок не менее 40%.

Для международных транспортных источников характерным является также то, что практически все конвенции и соглашения действуют для всех их участников в единой редакции. Безусловно, это способствует единообразному толкованию сторонами норм этих источников.

Основными источниками третьей группы, связанной с транспортными аспектами международного административного права, являются конвенции об использовании транспортных артерий, о регулировании движения транспорта, о таможенных вопросах, а также внутренние (национальные) источники, касающиеся контроля за осуществлением международных перевозок, пересечением государственной границы.

http://studme.org/1327022129801/pravo/istochniki_mezhdunarodnogo_transportnogo_prava

6. Понятие и особенности перевозки автомобильным транспортом.

7. Характеристика договора перевозки грузов автомобильным транспортом, с учетом норм, регламентирующих данный вопрос.

8. Товаротранспортная накладная, ее структура, порядок оформления.

9. Правовое регулирование организации приема груза, его погрузки, транспортировки автомобильным транспортом.

10. Договор перевозки пассажира автомобильным транспортом, в соответствии с международно-правыми нормами.

11. Права и обязанности пассажира по договору перевозки автомобильным транспортом.

12. Ответственность сторон по договору перевозки груза автомобильным транспортом.

13. Ответственность сторон по договору перевозки пассажира автомобильным транспортом.

14. Понятие и особенности перевозки железнодорожным транспортом.

15. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом, в соответствии с международно-правовыми нормами.

16. Предмет договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

17. Структура и особенности транспортного документа договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, порядок его оформления.

18. Договор перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом.

19. Регламентация подготовки, погрузки, доставки груза железнодорожным транспортом.

20. Ответственность сторон по договору перевозки груза железнодорожным транспортом.

21. Ответственность сторон по договору перевозки пассажира железнодорожным транспортом.

22. Понятие и особенности воздушной перевозки.

23. Кодификация норм, регламентирующих перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом.

24.Причины создания Варшавской системы, а также последствия ее применения. Причины принятия Монреальской конвенции 1999 г.

25. Ответственность сторон по договору перевозки груза воздушным транспортом.

Наши рекомендации