Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса

В логистической системе движения материального потока непременным элементом являются склады. Они сами по себе являются во многих случаях сложными техническими и организационными объектами с многообразными и изменяющимися функциями. Они, как и транспорт, встроены в каналы товародвижения и являются неотъемлемой их частью.

По своему назначению склады бывают производственными и торговыми.

Функциями производственных складов являются:

- прием готовой продукции;

- хранение готовой продукции, сырья и материалов;

- подготовка к транспортировке, формирование грузовых единиц и партий грузов;

- передача партий грузов транспорту.

Функциями торговых складов являются:

- управление заказами (разгрузка, привлечение контейнеров, управление особыми заказами, упорядочение заказов по обороту транспортного средства, управление транспортными средствами);

- информационные операции (прием и передача информации о заказе контейнера и месте его складирования, информация об обработке транспортного средства);

- контроль времени доставки грузовых единиц из зоны складирования;

- общий контроль (времени доставки товара, способов взвешивания груза и тары, слежение за перемещениями контейнеров и наблюдение за их состоянием).

Торговые склады по своей сути – последний этап доставки товара. На них готовят товары для продажи. Типы и размеры торговых складов зависят от их размещения и структуры распределения товаров.

Простейшая структура распределения товаров показана на рисунке 5.

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru

……

……

ЗК-1…ЗК-n – закупочные конторы; РТЦ – распределительный торговый центр; М-1…М-n – магазины

Рисунок 5 – Структурная схема торговых складов с распределительным торговым центром

В этой схеме источником материального потока являются мелкие закупочные конторы, закупающие товары у производителей. Они имеют небольшие склады для накопления и кратковременного хранения товаров (не более 1…2 суток). Накопленный товар передается распределительному торговому центру (РТЦ), который производит сортировку, комплектацию и упаковку товаров и направляет их для реализации в магазины розничной торговли. Такие РТЦ освобождают розничную торговлю от значительных запасов. В этом случае РТЦ представляет собой крупный автоматизированный складской комплекс, оснащенный высотными стеллажами, автоматическими кранами-штабелерами, сортировочными и упаковочными устройствами и системами. Срок хранения товаров – 15…20 суток.

Более сложная структура распределения товаров может быть организована на межрегиональном уровне (рисунок 6).

 
  Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru

ЗК-1…ЗК-n – закупочные фирмы; ОЗФ – оптово-закупочная фирма;

РТЦ – распределительный торговый центр; М-1…М-n – магазины

Рисунок 6 – Структурная схема торговых складов с оптово-закупочной фирмой

В этом случае организуются промежуточные оптово-закупочные фирмы (ОЗФ), которые располагаются в регионах и приобретают товары у закупочных контор, расположенных в данном регионе, формируют из них транспортные пакеты (грузовые единицы), укрупненные партии и пересылают их крупным РТЦ. ОЗФ в каждом регионе могут иметь механизированные и автоматизированные склады средних размеров со сроком хранения товаров 15…20 суток.

При такой схеме РТЦ представляет собой крупный автоматизированный складской комплекс с запасом хранения до 30…40 суток.

При большом объеме распределяемых товаров функции подсортировки товаров, комплектовку товаров на более мелкие, удобные для розничной торговли партии может взять на себя еще одно промежуточное звено – оптово-распределительная фирма (ОРФ) (рисунок 7).

ЗК-1
ЗК-2
ЗК-3
ЗК-n

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru

ОРФ
Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru
ОЗФ
М-n
Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru
М-3
М-2
М-1
Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru
РТЦ
Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса - student2.ru

ЗК-1…ЗК- n – закупочные фирмы; ОЗФ – оптово-закупочная фирма; РТЦ – распределительный торговый центр; ОРФ – оптово-распределительная фирма; М-1…М-n – магазины

Рисунок 7 – Структурная схема торговых складов с оптово-распределительной фирмой

ОРФ имеет в регионе механизированный или автоматизированный склад средних размеров с запасом товаров на 10…15 суток для бесперебойного снабжения магазинов.

Крупный оптовый склад РТЦ может хранить до 100 тыс. наименований товаров и имеет сложную организационную структуру и технологию обслуживания материальных потоков (рисунок 8).

Главные пункты логистики торгового склада – это грузовые единицы и рабочие зоны. Представленный на рисунке 8 крупный оптовый склад имеет три четко выраженных зоны:

- грузовая зона склада, состоящая из грузового фронта приема грузов и грузового фронта отправки грузов;

- зона складирования.

Грузовая зона непосредственно связана с транспортом и является важнейшим регулятором товарных и информационных потоков. Именно эта зона имеет задачи заказа контейнеров, упорядочения заказов транспортных средств и определяет режим их работы. Поэтому именно эта сторона деятельности складов должна быть интегрирована с деятельностью магистрального и местного транспорта и составлять с ним технологическое единство в рамках

единой логистической системы движения материального потока или локальной логистической транспортной цепи. К сожалению в настоящее время грузовые зоны складов как органы руководства транспортными потоками и режимами работы транспорта недостаточно интегрированы как с другими технологическим зонами складов, так и с магистральным транспортом.

В перспективе в странах СНГ и за рубежом предусматривается строительство крупных региональных распределительных центров (РРЦ), оснащенных современными средствами механизации и автоматизации производственных процессов, а также средствами информатики и автоматики (автоматическое считывание кодов грузов, передача информации о прохождении грузов и местах складирования и так далее). Таким образом, РРЦ превращаются в логистические транспортные узлы, осуществляющие связь между удаленными друг от друга экономическими регионами. Как и РТЦ они являются:

- во-первых – составляющей частью государственной транспортной сети;

- во-вторых – играют ведущую роль в формировании коммунальной инфраструктуры (кемпинги, промежуточные склады, дороги, супермаркеты и другое).

Условием существования таких образований является единство всех элементов инфраструктуры, основанное на современных технологических принципах: современные технологические системы транспорта, перемещений, сортировки и упаковки грузов, идентификации грузов, информационные электронные системы, кемпинги, АЗС, дороги и так далее.

Наши рекомендации