Время нахождения ПС на линии и время в наряде.

При организации и планировании перевозок различают два показателя использования подвижного состава по времени. Один из них - показатель времени нахождения подвижного состава на линии Тл - характеризует общее время нахожде­ния подвижного состава вне АТО. Фактическое время нахождения ПС на ли­нии определяют по путевым листам как разность между вре­менем возвращения и временем выезда подвижного состава из гаража.

Другим показателем является время в наряде Тн, т. е. время производительной работы подвижного состава на ли­нии, которое складывается из времени движения Тд, времени простая под погрузкой и разгрузкой Тп.р и времени плани­руемых простоев по техническим надобностям (заправка, ос­мотр) и отдыха водителя в пути Тп.п, т. е. Тн = Тд + Тп.р+ Тпп

Предоставляемое водителю время для приема пищи при определении времени в наряде не учитывается.

Планируемое время нахождения ПС в на­ряде определяют исходя из режима работы АТС (одно­сменная, двухсменная), режима работы обслуживаемой кли­ентуры, характера и срочности перевозок, режима ТО и Р автомобилей, а также времени на один оборот или на ездку по отдельным маршрутам. Под оборотом понимают пробег ПС по заданному маршру­ту с обязательным возвращением в первоначальный пункт погрузки.

При планировании показатель времени в наряде по задан­ному маршруту перевозки груза рассчитывают следующим об­разом. Определяют время оборота подвижного состава по мар­шруту:

Тоб = Lоб / Vт + tпр z

где Lоб - пробег подвижного состава за 1 оборот, км; Vт - сред­няя техническая скорость, км/ч; z -количество ездок за оборот; tпр - ­время простоя под П-Р на одну ездку, ч.

В зависимости от времени одного оборота и принятого ре­жима работы подвижного состава определяют возможное ко­личество оборотов n по маршруту:

n = Тн '/Тоб

где Тн '- принятый режим работы ПС на линии, ч.

Дробное значение числа оборотов округляют до целого числа, после чего рассчитывают показатель времени в наряде, исходя из целого числа оборотов:

Тн = Тоб п + То + Тпп,

где То - время нулевого пробега, ч; Тпп - время простоя по раз­личным причинам, ч.

В развернутом виде время в наряде будет иметь вид

Тн = (Lоб / Vт + tпр z,) n + Lo / Vm + Tnn.

Время нахождения подвижного состава на линии Тл оп­ределяют с учетом времени обеда водителя Тод, продолжительность которого устанавливают в зависимости от времени работы на линии (от 30 мин до 1 ч на одну смену работы):

Тл = Тн + Тод.

Время нахождения подвижного состава вне АТО необходимо определять для контроля за своевременным возвращением ПС после ра­боты и составления графиков его работы на линии.

Среднее время нахождения подвижного состава в наряде Тн в целом по АТО определя­ется отношением:

- за один день работы Тнср = ∑Аэ Тн / ∑Аэ,

- за Д дней работы Тнср = ∑АэД Тн / ∑АэД.

Увеличение времени работы ПС на линии при рациональной организации транспортного процесса и тру­да водителей является необходимым условием повышения про­изводительности АТС и снижения себестои­мости перевозок. Передовые АТО в целях повышения эффек­тивности использования ПС организуют его работу на линии в две и даже в три смены, соблюдая при этом установленный законодательством режим работы водителей.

Контрольные вопросы:

  1. По каким признакам нормируется время простоев ПС под П-Р?
  2. Какие операции учитываются при нормировании времени на погрузочно-разгрузочные операции?
  3. Какие мероприятия ведут к снижению сверхнормативного простоя АТС под П-Р?
  4. Как определяется время нахождения АТС на линии?
  5. Как определяется время нахождения АТС в наряде?

Тема 14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЗДКИ И ПРОБЕГА С ГРУЗОМ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен

- ЗНАТЬ определения ездки и пробега с грузом;

- ИМЕТЬ представление о влиянии величины пробега с грузом на эффективность работы ПС АТ.

План лекции:

Определение ездки.

Пробег с грузом.

Определение ездки.

За время работы на линии ПС выполняет оп­ределенное количество ездок. Ездка zпредставляет собой за­конченный цикл транспортного процесса и состоит из следую­щих элементов: погрузки груза, пробега ПС от пункта погрузки до пункта разгрузки, разгрузки груза и пробега до пункта следующей погрузки.

Пробег за ездкуle может состоять из пробега с грузом lег и пробега без него lбг: le = ler + lбг , км.

Если за ездку lбг=О, тогда le = le.r и, следовательно, коэффициент использования пробега за ездку β = 1.

Если lбг ≠ О, то β = ler / le, а le = ler / β

Время ездки te складывается из времени движения АТС с грузом tег, времени движения без груза и времени простоя в ПРП tпр:

tе = tд + tnp.

Время движения tд можно выразить отношением tд = le/Vт. Подставив данное отношение в вышеприведенное уравнение, получим:

te = ( le+ Vт tпр)/ Vт

Так как le = ler / β,то время одной ездки можно определить:

te = ( leг+ Vт β tпр)/ Vт β .

Как видно из этой формулы, время ездки зависит от ве­личины четырех переменных показателей.

Наиболь­шее влияние оказывает расстояние перевозки груза, с увели­чением которого прямо пропорционально возрастает время ездки, если не учитывать одновременного изменения величины других показателей. Однако все они находятся в тесной взаимо- связи. Так, с увеличением рас­стояния перевозки повышается скорость движения, с увеличе­нием

коэффициента использова­ния пробега возрастает общее время простоя под погрузкой и разгрузкой и т. п.

Поэтому при анализе показателей целесообразно их влияние рассматривать с учетом одновременного воздействия.

 
  Время нахождения ПС на линии и время в наряде. - student2.ru

С увеличением длины ездки, как правило, увеличивается среднесуточный пробег. Если при этом не будет достигнуто повышение коэффициента использования пробега, то это вызовет сокра­щение объема перевозок за данный период. Поэтому при организации перевозок сокращение длины ездки является резервом повышения производитель­ности подвижного состава.

Рис.5.3 Влияние основных факторов на время ездки подвижного состава.

Количество ездок, которое может быть выполнено едини­цей подвижного состава за время работы на линии:

z = Tн /te

Подставив в эту формулу время ездки te, определим ко­личество ездок за время Тн:

z = Tн Vт β / ( leг+ Vт β tпр).

Таким образом, количество ездок, которое может выполнить ПС за время работы на линии, зависит от времени в наряде, среднего пробега с грузом за ездку, времени простоя под П-Р, скорости движения и коэффициента использования пробега.

Увеличить количество ездок возможно в первую очередь за счет увеличения времени работы ПС на линии или сокращения времени ездки.

Пробег с грузом.

В процессе работы на линии ПС выполняет запланированное количество ездок на различное расстояние, поэтому определяет среднюю величину показателя – пробег с грузом за ездку - le.r какотношение пробега ПС с грузом Lr к количеству z выполненных ездок за данный период:

- для единицы ПС за 1 день работы

le.r = ∑Lr/ z = Lобщβ / z;

- для парка Аэ за период Д дней

le.rср = ∑АэДLr/ ∑АэД z.

При определении средней величины показателя пробега с грузом за ездку не учитываются грузоподъемность применяемого ПС и степень ее использования на различных расстояниях перевозки. Однако эти факторы влияют как на величину пробега ПС, так и на количество выполненных ездок. Учесть влияние этих факторов можно с помощью показателя среднего расстояния перевозки 1 т груза -lпr,который определяется отношением суммарного грузооборота Р в тонно-километрах к количеству перевезенного груза Q в тоннах за данный период:

lпrср = ∑ Р/ ∑ Q.

Средняя величина пробега с грузом за ездку может отличаться от среднего расстояния перевозки груза, что вызывается неодинаковым использованием грузоподъемности ПС при перевозке грузов на различное расстояние. Отклонение величины среднего пробега с грузом от среднего расстояние перевозки может быть выражено через отношение коэффициентов статического и динамического использования грузоподъемности.

Коэффициент динамического использования грузоподъемности ПС γдво столько раз больше (меньше) коэффициента статического использования грузоподъемности γс , во сколько раз среднее расстояние перевозки груза lпr больше (меньше) среднего пробега с грузом за ездку lе.г, т.е. lпr/ lе.г = γд / γс.

Если перевозка груза осуществляется только между дву­мя пунктами, то показатели среднего пробега с грузом за езд­ку и расстояния перевозки 1 т груза будут иметь всегда оди­наковую величину ( lег = lпг), несмотря на различие в грузо­подъемности ПС и ее использовании.

Используя формулу z = Tн Vт β / ( leг+ Vт β tпр), можно определить при пла­нировании перевозок такие показатели работы ПС, как общий пробег, пробег с грузом и среднесуточ­ный пробег.

Пробег с грузом Lгопределяют произведением количест­ва ездок на величину показателя пробега с грузом за ездку:

- единицы подвижного состава за день работы:

Lr = z le.r = ТнVт β lеr/( leг+ Vт β tпр )

- парка подвижного состава Аэ за Д дней работы:

Lr = Аэ Д ТнVт β lеr/( leг+ Vт β tпр )

Общий пробег Lобщ подвижного состава рассчитывают отно­шением

Lобщ = Lr/β = ТнVт lеr/( leг+ Vт β tпр ).

При организации и планировании работы ПС пользуются показателем среднесуточного пробегаLсс единицы подвижного состава, определяемым отношением:

- за один день работы

Lcс =∑Аэ Lс/∑Аэ ;

- за Д дней работы

Lcс =∑АэД Lс/∑АэД.

При планировании пробег ПС определя­ют раздельно по типам и моделям АТС с учетом реаль­ных условий работы на линии. Фактический пробег ПС учитывают по показаниям спидометров и за­писям в путевых листах по каждому АТС.

Суточный пробег ПС зависит от многих факторов, и в первую очередь от продолжительности работы на линии. При изменении времени работы на линии одновре­менно может измениться величина таких показателей, как тех­ническая скорость движения, общее время простоя под по­грузкой и разгрузкой и коэффициент использования пробега. Все эти факторы по-разному влияют на величину суточного пробега ПС. Так, с повышением средней тех­нической скорости и длины ездки суточный пробег увеличится, а с увеличением времени простоя под погрузкой и разгруз­кой и коэффициента использования пробега уменьшится (при неизменной величине времени в наряде). Суточный пробег тесно связан с производительностью ПС. Поэтому его увеличение будет способствовать повышению про­изводительности ПС только при условии одновременного увеличения коэффициента использования про­бега.

Контрольные вопросы:

  1. Что собой представляет ездка?
  2. Как определяется пробег за ездку?
  3. Какие показатели и как влияют на величину времени ездки?
  4. Как можно определить количество ездок?
  5. Как определяется пробег с грузом за ездку?
  6. С какой целью вводится показатель среднего расстояния перевозки 1 т груза?
  7. Как определяется общий пробег груза? пробег с грузом? среднесуточный пробег?

Тема 15

Наши рекомендации