Характеристика транспортных связей.

Количество перевезенных грузов в год, месяц, сутки со­ставляет объем перевозок (Q), измеряемый общей массой перево­зимых грузов в тоннах. Объем перевозок не определяет коли­чество подвижного состава, необходимого для его освоения, поскольку это зависит от расстояния, на которое перемещается груз. Поэтому транспортная работа измеряется не только ко­личеством тонн груза, но и расстоянием в километрах, на ко­торое они перевозятся. Произведение количества груза в тон­нах на расстояние перевозки в километрах составляет грузо­оборот (P), измеряемый в тонно-километрах.

Экономические и технологические связи хозяйственных и производственных организаций и предприятий, располо­женных в экономическом районе, а также связи их с предприя­тиями и организациями, находящимися за его пределами, об­разуют грузовую корреспонденцию между ними, в резуль­тате чего возникают транспортные связи, материальным вы­ражением которых являются объем перевозок и грузооборот.

С учетом характера транспортных связей грузооборот подразделяется на внутрихозяйственный, внутригородской, внутрирайонный, межрайонный (в данном случае термин «район» употребляется в смысле «административный район» или «экономический микрорайон»), межобластной, международный.

Внутрирайонные транспортные связи обычно возникают в корреспонденции населенных пунктов с районным админи­стративным центром, ближайшими станциями железных до­рог, речными пристанями и т. п. Характерная черта их — небольшие расстояния перевозок (не более 50 км). Осуществ­ляются они преимущественно по дорогам местного значения. Многие из них возникают при перевозках, выполняемых авто­мобильным транспортом совместно с другими видами транс­порта, главным образом с железнодорожным.

Межрайонные связи осуществляются на расстояние до 100 км, в грузовой корреспонденции между крупными про­мышленными центрами, транспортными узлами, соседними и тяготеющими к ним глубинными районами по дорогам не толь­ко районного, но и областного и республиканского значения. Межобластные транспорт­ные связи определяют собой наиболее дальние перевозки между соседними областями. Их доля во внегородских (междугородных) перевозках автомобильного транспорта сравнительно невелика, но имеет тенденцию к росту. Возникающий в результате этих связей объем перевозок обеспечивает вследствие больших расстояний значительный грузооборот. Большое значение имеют и международные транспортные связи (особенно в пределах СНГ).

Структура грузооборота.

Не вся выпускаемая предприятиями различных отраслей народного хозяйства продукция перевозится внешним (не внутрихозяйственным) транспортом, часть ее остается на предприятиях для внутреннего потребления. Перевозимая часть продукции называется грузовой массой. В зависимости от технологических процессов 1 т грузовой массы может пере­возиться несколько раз. Неоднократная перевозка грузовой массы называется повторностью перевозок. Размер ее харак­теризуется коэффициентом повторности, т. е. отношением фак­тического объема перевозок в тоннах к объему грузовой мас­сы. Повторность перевозок зависит от рода грузов, органи­зации сбыта продукции, размещения складских баз, наличия промежуточных заготовительных и распределительных пунк­тов и т. д. Особенно значительна повторность перевозок по грузам торговой сети.

Следовательно, общий объем перевозок, который учиты­вает все произведенные перевозки, больше грузовой массы или в отдельных случаях равен ей (при коэффициенте повторности, равном единице).

Размеры грузооборота и его структура, особенно при вне­городских перевозках, в редких случаях остаются стабиль­ными в течение года. Из-за характера производства, климати­ческих и дорожных условий он изменяется по месяцам, дека­дам и даже суткам. Неравномерность грузооборота в течение года вызывается сезонностью перевозок и оценивается коэф­фициентом неравномерности перевозок ηс, определяемым де­лением среднесуточного количества груза в месяц наиболь­ших перевозок на среднегодовое суточное количество грузов­ ηс = Qмес /30; или Qгод /360

отсюда ηс = 12 Qмес/ Qгод,

где Qмес, Qгод, — количество груза соответственно в месяц наибольших перевозок, в год.

Наибольшая сезонность наблюдается при перевозке продук­тов сельского хозяйства. В месяц максимальных перевозок перевозится, как правило, половина годовой сельскохозяйст­венной продукции.

Сезонность перевозок значительно влияет на работу автомобильного транспорта. Поэтому для правильного выбора и использования ПС, определения рациональных резервов провозной способности АТО необходимо учитывать сезонные колебания грузооборота.

Снижение повторности перевозок является важнейшей задачей, успешное решение которой может быть достигнуто за счет рациональных схем доставки грузов, при которых «перевалки» через базы и склады либо полностью отсутствуют, либо сведены до минимума.

Грузопотоки.

В каждом конкретном случае перевозок грузов АТ обслуживает отдельные корреспонденции клиентуры между двумя определенными пунктами. Движение грузов между двумя пунктами называется грузовым потоком. Эти потоки в прямом и обратном направлении обычно неравны. Неравномерность оценивается коэффициентом неравномерности, т.е. отношением величины потока в прямом направлении к величине потока в обратном направлении:

ηн = Qпр/ Qобр .

Грузовые потоки могут быть местными и транзитными. Местным грузопотоком называется движение грузов между двумя смежными пунктами. Грузовой поток, следуемый из одного пункта в другой через промежуточный пункт или ряд пунктов, называется транзитным по отношению к промежуточным пунктам. Грузовой поток, образованный в результате корреспонденции пунктов, лежащих за пределами начальной и конечной точек автоли­нии, является транзитным для всей автолинии.

Наглядное представление о характере движения грузов по автолинии дают схемы (эпюры) грузовых потоков. Эпю­ры грузовых потоков строятся следующим образом: на гори­зонтальной линии, схематически отражающей направление трассы автомобильной дороги, по карте в линейном масштабе откладываются расстояния между пунктами, через которые проходит трасса дороги. По вертикали также в масштабе откладывается количество грузов, перевозимых между опреде­ленными пунктами. Количество грузов (грузовые потоки) каж­дого направления откладывается с правой стороны от оси го­ризонтальной линии по ходу движения. Эпюры строятся по видам грузов и направле­ниям (или общие — только по направлениям, без разделения по видам грузов).

Отрезки автолинии между двумя смежными пунктами называются перегонами.

Количество грузов, проходящих через определенное сечение автолинии в

единицу времени (сутки, месяц, год), называет­ся мощностью грузового потока.

Грузопотоки автолинии могут быть выражены в виде та­блицы, показывающей движение грузов по перегонам в пря­мом и обратном направлениях (см. таблицу 2.5)

Таблица 2.5

Характеристика транспортных связей. - student2.ru

.

Для определения потребного количества подвижного со­става, размещения автотранспортных предприятий, грузовых автомобильных станций и агентств необходимо иметь данные о движении грузов не только по перегонам, но и по отдельным пунктам автолинии. Такие данные могут быть получены из эпюры грузопотоков.

При таком распределении объема перевозок количество груза, отправляемого из пункта и прибывающего в пункт, яв­ляется местным объемом перевозок, а количество груза, про­ходящее из одного пункта в другой, минуя третий, является по отношению к нему транзитом.

Общие эпюры грузопотоков и составленные на их основа­нии таблицы дают представление лишь о суммарных объемах перевозок между отдельными пунктами. Для определения ти­па подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механиз­мов и других расчетов при организации движения на автоли­нии этого недостаточно, необходимо знать структуру (состав) грузопотоков.

Аналогично грузообороту структура грузопо­токов разделяется на два основных вида: отраслевой и по спо­собам перевозки. Отраслевой вид грузопотоков характеризу­ется принадлежностью грузов к отдельным отраслям народно­го хозяйства: грузы сельского хозяйства, промышленности, торговли и т. д. Этот вид, необходимый для перспективного планирования размеров грузопотоков, не является достаточным критерием для выбора типа подвижного состава. Вид струк­туры грузопотоков по способам перевозки наиболее полно отра­жает условия, необходимые для выбора типа подвижного со­става и рациональной организации его работы. Принципы построения эпюры грузопотоков по отраслям народного хозяй­ства или способам перевозки аналогичны принципам построе­ния общей эпюры грузопотоков

Эпюры дают наглядное представление о движении грузов по автолинии и размерах грузопотоков как по всей автолинии, так и по отдельным ее участкам. На основании эпюры пред­ставляется возможным наметить пункты размещения автотранс­портных предприятий на автолинии, установить необходимую пропускную способность перегонов, произвести расчеты по ор­ганизации движения. В результате соединения в одном пунк­те нескольких направлений грузопотоков образуется транспортный узел (рис. 2.5).

Характеристика транспортных связей. - student2.ru

Для определения интенсивности движения грузов по отдельным перегонам автолинии применяют эпюру

Грузонапряженностью называется количество груза, приходящегося на 1 км пути за какой-либо период. Эпюры грузонапряженности применяются при проектировании автодорог, когда необходимо определить интенсивность движения грузов по отдельным участкам дороги, и организации перевозок на от­дельных перегонах. Эпюры грузонапряженности строятся обычно по видам грузов (отраслевой тип).

Рис. 2.5 Транспортный узел

В соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог общей сети технические параметры и категория автомобильных дорог определяются размерами перспективной среднесуточной интенсивности движения. Интенсивностью движения называется количество автомобилей, проходящее по дороге в обоих направлениях за определенный отрезок времени. Среднесуточная интенсивность движения грузовых ав­томобилей определяется по формуле:

Nгр = Qг / Др qср βγср ,

где

Др — число дней работы грузовых автомобилей в течение года;

Qг — грузонапряженность перегона в обоих направлениях в год, т;

qср — средняя грузоподъемность автомобилей, движущихся по дороге, т;

β— коэффициент использования пробега; γср , — средний коэффи­циент использования грузоподъемности (отношение фактически пере­везенного груза к номинальной грузоподъемности автомобилей).

Количество грузов, перевозимых за год по автомобильной дороге в целом и отдельным ее перегонам, на перспективу рас­считывается по группам грузов и способам перевозки.

Вес грузов, перевозимых одним автомобилем (произведениеqсрβγср ), определяется расчетным путем.

Среднюю грузоподъемность qср расчетного автомобиля оп­ределяют числом автомобилей различных типов и их грузо­подъемностью:

qcp = qmPm + qcPc + qбРб

где

qm, qc, qб — грузоподъемность автомобилей различных типов (ма­лая, средняя, большая); PmcPcб — количество автомобилей раз­ной грузоподъемности по отношению ко всему составу грузового парка.

Коэффициент использования грузоподъемности рассчиты­вается исходя из среднего класса перевозимых грузов. Сред­нее значение коэффициента использования грузоподъемности γср может быть получено из выражения

γср = (Q1γ1 +Q2γ2 +Q3γ3 +Q4 γ4) / ∑ Q

где

Q1, Q2, Q3, Q4 — количество груза соответственно I, II, III, IV классов, т; γ1, γ2, γ3, γ4 - среднее значение коэффициента использования грузоподъемности соответственно для грузов I, II, III, IV классов; ∑ Q —общее количество груза, т.

Коэффициент использования пробега β, определяемый как отношение пробега автомобиля с грузом к общему его пробегу в километрах, наряду со средней грузоподъемностью автомо­биля и коэффициентом использования грузоподъемности зна­чительно влияет на размеры интенсивности движения по ав­томобильным дорогам. При движении подвижного состава по отдельным перегонам величина его может колебаться от 0,5 до 1. Определяется он путем расчета на отдельных марш­рутах следования подвижного состава по отдельным перего­нам и дороге в целом.

При организации перевозок грузов в условиях города не­обходимо учитывать, что грузовые потоки формируются в ре­зультате взаимной грузовой корреспонденции промышленных, строительных и торговых предприятий и организаций, они весьма разнообразны по составу и условиям обслуживания. При перевозке грузов строительных организаций транспортный процесс зачастую связан с технологическим процессом строи­тельства, продовольственные грузы в торговую сеть должны доставляться небольшими партиями и в определенные часы дня, перевозка почты требует работы автомобильного транс­порта по графику.

В целях облегчения изучения и определения направлений и мощности грузовых потоков территория города разбивается на отдельные, небольшие по площади участки (квадраты), называемые микрорайонами. В каждом микрорайоне устанав­ливается его центр, являющийся условной собирательной грузовой точкой. Грузовая корреспонденция и грузовые по­токи определяются между центрами микрорайонов, которые можно считать начальными и конечными точками движения грузов. Эпюра грузопотоков, наложенная на карту, называется картограммой грузопотоков.

При наличии в отдельных микрорайонах крупных грузообразующих или грузопоглощающих центров — товарной железнодорожной станции, крупных предприятий, торгово-складских баз и т. п. — необходимо установить их влияние на формирование грузовых потоков. В городских условиях гру­зовые потоки направляются по определенным улицам, рас­считанным на массовое грузовое движение, поскольку не все улицы города открыты для проезда грузовых автомобилей. Это в известной мере облегчает задачу определения мощности грузовых потоков. Определение расстояний перевозки грузов для расчета размеров грузооборота производится между цент­рами установленных микрорайонов.

Контрольные вопросы:

  1. Как можно классифицировать транспортные связи?
  2. Как определить структуру грузооборота?
  3. Как можно достичь снижения повторности перевозок?
  4. Что называется грузовым потоком?
  5. Как называется наглядное изображение структуры грузопотоков?
  6. Как определяется мощность грузового потока?
  7. Как определяется грузонапряженность?
  8. Как рассчитывается средняя интенсивность движения грузовых АТС?
  9. Каковы особенности определения грузопотоков в условиях города?

Тема 6

Наши рекомендации