Грузообразующие и грузопоглощающие пункты

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:

- классификацию грузообразующих и грузопоглощающих пунктов;

- ИМЕТЬ представление о грузовых потоках.

План лекции:

Грузообразующие и грузопоглощающие пункты.

Классификация пунктов.

Грузообразующими пунктами называются предприятия и организации отраслей народного хозяйства, вывозящие свою продукцию, материалы и отходы производства. Грузопоглощающие пункты — это предприятия и организации отраслей народного хозяйства, на которые производится завоз сырья, топлива, материалов и других грузов, необходимых для их нормальной производственной деятельности.

Объекты товаропроводящей сети (торговые и сбытовые базы, магазины) и базы материально-технического снабжения, т. е. связующие звенья между производством и потребле­нием, тоже являются грузообразующими и грузопоглощающими пунктами.

Одни и те же предприятия и организации могут одновре­менно быть грузообразующими и грузопоглощающими пунк­тами. Например, текстильная фабрика как вывозящая ткани (продукцию) является грузообразующим пунктом, и она же, ввозящая пряжу (сырье), топливо, подсобные материалы,— грузопоглощающим пунктом.

Классификация пунктов.

Грузообразующие и грузопоглощающие пункты класси­фицируются по видам перевозимых грузов, мощности грузо­вых потоков, оснащенности.

По видам перевозимых грузов пункты бывают специализи­рованные и универсальные.

Под специализированными пони­маются пункты, производящие вывоз или ввоз какого-либо однородного груза. Например, лесной склад ввозит и вывозит только лесоматериалы, кирпичный завод — кирпич и т. п. Универсальные — это пункты, которые вывозят и ввозят гру­зы широкой номенклатуры. К таким пунктам относятся глав­ным образом базы материально-технического снабжения и промышленные предприятия, с которых вывозится различный ассортимент продукции, и куда ввозятся сырье, топливо и другие материалы.

По мощности грузовых потоков пункты разделяются на крупные, ежесуточно принимающие и отпускающие большое количество грузов, и мелкие, с незначительным суточным гру­зооборотом.

По оснащенности грузообразующие и грузопоглощающие пункты различаются по степени оборудования, механизации и виду подъемно-транспортного оборудования.

Постоянно действующие пункты с большим грузооборотом, для которых операции по отправлению и приему грузов явля­ется основными, располагают достаточным количеством подъемно-транспортных механизмов и средств малой меха­низации, имеют развитую сеть подъездных путей, оборудо­ванное складское хозяйство и средства наружного освещения. Это товарные станции железных дорог, грузовые автостанции междугородных сообщений, выходные базы промышленных предприятий, крупные элеваторы, мелькомбинаты и т. д. Пункты с небольшим грузооборотом, хотя и постоянно дейст­вующие (например, магазины, мелкие промышленные пред­приятия), не оснащены механизмами для производства погрузочно-разгрузочных работ (в большинстве случаев они произ­водятся ручным способом), автомобильными весами и другим оборудованием, что вызывает значительные простои подвиж­ного состава.

Рациональная организация работы автомобильного транс­порта невозможна без четкого представления о наличии в об­служиваемом районе грузообразующих и грузопоглощающих пунктов, об их мощности, основных видах продукции, объе­мах производства. На основании полученных данных по грузообразующим и грузопоглощающим пунктам делаются пред­варительные расчеты по определению объема перевозок, на­правлениям транспортных связей и размерам грузооборота.

Контрольные вопросы:

  1. Какие пункты относятся к грузообразующим?
  2. Какие пункты относятся е грузопоглощающим?
  3. Каковы основные классификационные признаки пунктов?

Тема 5

ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен

- ЗНАТЬ структуру грузооборота и характеристики грузопотоков;

- ИМЕТЬ представление о формировании транспортных связей между регионами.

План лекции:

Характеристика транспортных связей.

Структура грузооборота.

Грузопотоки.

Наши рекомендации