Грузообразующие и грузопоглощающие пункты
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:
- классификацию грузообразующих и грузопоглощающих пунктов;
- ИМЕТЬ представление о грузовых потоках.
План лекции:
Грузообразующие и грузопоглощающие пункты.
Классификация пунктов.
Грузообразующими пунктами называются предприятия и организации отраслей народного хозяйства, вывозящие свою продукцию, материалы и отходы производства. Грузопоглощающие пункты — это предприятия и организации отраслей народного хозяйства, на которые производится завоз сырья, топлива, материалов и других грузов, необходимых для их нормальной производственной деятельности.
Объекты товаропроводящей сети (торговые и сбытовые базы, магазины) и базы материально-технического снабжения, т. е. связующие звенья между производством и потреблением, тоже являются грузообразующими и грузопоглощающими пунктами.
Одни и те же предприятия и организации могут одновременно быть грузообразующими и грузопоглощающими пунктами. Например, текстильная фабрика как вывозящая ткани (продукцию) является грузообразующим пунктом, и она же, ввозящая пряжу (сырье), топливо, подсобные материалы,— грузопоглощающим пунктом.
Классификация пунктов.
Грузообразующие и грузопоглощающие пункты классифицируются по видам перевозимых грузов, мощности грузовых потоков, оснащенности.
По видам перевозимых грузов пункты бывают специализированные и универсальные.
Под специализированными понимаются пункты, производящие вывоз или ввоз какого-либо однородного груза. Например, лесной склад ввозит и вывозит только лесоматериалы, кирпичный завод — кирпич и т. п. Универсальные — это пункты, которые вывозят и ввозят грузы широкой номенклатуры. К таким пунктам относятся главным образом базы материально-технического снабжения и промышленные предприятия, с которых вывозится различный ассортимент продукции, и куда ввозятся сырье, топливо и другие материалы.
По мощности грузовых потоков пункты разделяются на крупные, ежесуточно принимающие и отпускающие большое количество грузов, и мелкие, с незначительным суточным грузооборотом.
По оснащенности грузообразующие и грузопоглощающие пункты различаются по степени оборудования, механизации и виду подъемно-транспортного оборудования.
Постоянно действующие пункты с большим грузооборотом, для которых операции по отправлению и приему грузов является основными, располагают достаточным количеством подъемно-транспортных механизмов и средств малой механизации, имеют развитую сеть подъездных путей, оборудованное складское хозяйство и средства наружного освещения. Это товарные станции железных дорог, грузовые автостанции междугородных сообщений, выходные базы промышленных предприятий, крупные элеваторы, мелькомбинаты и т. д. Пункты с небольшим грузооборотом, хотя и постоянно действующие (например, магазины, мелкие промышленные предприятия), не оснащены механизмами для производства погрузочно-разгрузочных работ (в большинстве случаев они производятся ручным способом), автомобильными весами и другим оборудованием, что вызывает значительные простои подвижного состава.
Рациональная организация работы автомобильного транспорта невозможна без четкого представления о наличии в обслуживаемом районе грузообразующих и грузопоглощающих пунктов, об их мощности, основных видах продукции, объемах производства. На основании полученных данных по грузообразующим и грузопоглощающим пунктам делаются предварительные расчеты по определению объема перевозок, направлениям транспортных связей и размерам грузооборота.
Контрольные вопросы:
- Какие пункты относятся к грузообразующим?
- Какие пункты относятся е грузопоглощающим?
- Каковы основные классификационные признаки пунктов?
Тема 5
ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ.
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен
- ЗНАТЬ структуру грузооборота и характеристики грузопотоков;
- ИМЕТЬ представление о формировании транспортных связей между регионами.
План лекции:
Характеристика транспортных связей.
Структура грузооборота.
Грузопотоки.