Транспортная классификация грузов.

Все предметы и материалы с момента принятия их к транспор­тировке и до сдачи получателю являются грузами. На АТ перево­зится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для пе­ревозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок.

Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения.

Для планирования перевозок применяется следующая номенклатура грузов:

1. Нефть и нефтепродукты, в т.ч. наливные;

2. Каменный уголь;

3. Кокс;

4. Руда железная и марганцевая;

5. Руда цветная и серное сырье;

6. Черные металлы;

7. Лесные грузы;

8. Химические и минеральные удобрения;

9. Хлебные грузы, в т.ч. зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия;

10. Цемент;

11. Строительные грузы, в т.ч. кирпич;

12. Промышленные грузы и формовочные материалы;

13. Гранулированные шлаки;

14. Вскрыша пород (включая грунт);

15. Хлопок;

16. Молоко и масло животное;

17. Ликероводочные изделия;

18. Остальные продовольственные товары;

19. Промышленные товары народного потребления;

20. Грузы в контейнерах;

21. Прочие грузы.

На рис. 2.1 представлена транс­портная классификация грузов и их влияние на тип используемо­го для перевозок ПС.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.

Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.

По массе одного грузового места грузы бывают: штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катных грузов – до 500 кг), повышенной массы (от 250кг, а для катных от 500 кг до 30т) и тяжеловесные (штучные неделимые массой 30т и более).

По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозке по дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритов которого превышает допустимые: по ширине 2,5м, по высоте – 4,0м в транспортном положении вместе с автомобилем, длине со свесом за пределы заднего борта более 2м. Общая допустимая длина АТС не должна превышать 24м.

По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные, сыпучие, навалочные и наливные.

По величине отправок – мелкопартионные (массой до 5т), партионные (5…30т) и массовые (более 30т).

По признакам специфических свойств грузы делятся на: скоропортящиеся, опасные, антисанитарные и живье.

По степени опасности грузы делятся на следующие группы:

- малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);

- опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);

- пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т. п.);

- опасные грузы.

В свою очередь опасные грузы делятся на 9 групп. Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нор­мативными документами.

Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и сниже­нию его качества.

транспортная классификация грузов. - student2.ru

Качество груза.

Качество груза — это совокупность свойств, определяющих сте­пень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества определены стандартами и техни­ческими условиями производителя. Для проверки качества могут использоваться органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.

Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые пере­возчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т. п.

Основные факторы, связанные с сохранностью груза, опреде­ляются механическим воздействием на груз (в основном это вели­чина вертикальных ускорений) и влиянием условий окружающей среды.

Приведенный перечень грузов затрагивает лишь основные их разновидности. Фактически их номенклатура значительно шире.

Классификация грузов по способам перевозки необходима для решения многих вопросов организации перевозок, ра­ционального построения работы автотранспортных предприя­тий и т. д.

По стоимости перевозки с учетом оплаты за перевозку по установленным государственным ценам — тарифам — грузы определяют в однородные группы (классы) по сходным и наи­более существенным для автотранспорта признакам. Класси­фикация их построена в зависимости от степени использова­ния номинальной грузоподъемности автомобилей при пере­возке отдельных видов грузов. Одни грузы благодаря боль­шому удельному весу позволяют полностью использовать грузоподъемность автомобиля (кирпич, металл и др.), а другие, легковесные (вата минеральная, пенопласт, одежда на вешал­ках и пр.), не обеспечивают такой возможности.

По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, све­дения о которых приведены в табл. 2.1. Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

Таблица 2.1 Класс груза

Класс Коэффициент использования грузоподъемности, γ
диапазон среднее значение
0,91…1,0 0,96
0,71…0,9 0,8
0,51…0,7 0,6
0,40…0,5 0,45

Контрольные вопросы:

  1. На какие классы делятся грузы в зависимости от массы и размеров?
  2. Какую классификацию грузов можно привести в зависимости от степени опасности?
  3. По способам погрузки-разгрузки, хранения на какие классы грузы можно разделить?
  4. Какие специфические виды грузов имеются?
  5. Какое влияние на подбор ПС оказывает транспортная классификация грузов?
  6. Как может измениться качество груза?
  7. Какие существуют классы груза по степени загрузки ПС?

Тема 3

ТАРА И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:

- классификацию тары;

- ИМЕТЬ представление о способах пакетирования, стандартах на тару и упаковку.

План лекции:

Виды транспортной тары.

Наши рекомендации