Технико-эксплуатационные показатели транспортировки

Основные временные показатели работы грузовых автотранс­портных средств.

Срок доставки грузов — период времени, в течение которого груз перемещается из места отправления в место назначения. Сроки доставки на различных видах транспорта регулируются уставами, кодексами и другими нормативными актами.

В международных морских перевозках сроки доставки, как правило, не устанавливаются. В чартерах может быть оговорена обязанность перевозчика следовать в порт назначения со всей возможной скоростью. Нарушение этого условия влечет ответст­венность перевозчика. В сроки доставки включается также время, необходимое для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, вспомогательных операций. Груз считается доставленным мор­ским транспортом в место назначения с момента извещения грузополучателя о готовности груза к выдаче.

На железных дорогах сроки доставки устанавливаются с учетом:

  • времени на операции по отправлению и прибытию грузов;
  • расстояния между станциями отправления и назначения;
  • скорости продвижения грузов, зависящей от категории отправки (повагонная, маршрутная, мелкая отправка);
  • времени на дополнительные операции (переадресовка, перевалка).

При смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков доставки, предусмотренных нормативными актами для соответствующих видов транспорта.

Сроки доставки негабаритных грузов определяются исходя из условий перевозки.

В случае задержки груза для выполнения процедур таможен­ного оформления, ветеринарного досмотра сроки доставки удли­няются на все время задержки. Груз, не выданный грузополуча­телю по истечении определенного срока с момента его приема к перевозке или с окончания срока доставки, считается утра­ченным. За нарушение сроков доставки, происшедшее по вине перевозчика, последний уплачивает грузовладельцу штраф, ис­числяемый, как правило, в процентах от провозной платы.

Время выполнения погрузочных работ — складывается из продол­жительности операций маневрирования, погрузки, оформления товарно-транспортных документов и ожидания погрузки транс­портными средствами.

Время разгрузки — зависит от способа выполнения разгрузочных работ, конструктивных особенностей транспортного средства, организационных и других факторов.

Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку — определяется делением общей продолжительности простоя под погрузкой-разгрузкой на количество выполненных ездок с грузом.

Среднесуточная продолжительность пребывания транспортного средства в наряде — определяется делением общего количества часов пребывания транспортных средств в наряде на общее количество дней работы.

Время в наряде (автомобиле-часы в наряде) — исчисляется с момента выезда автотранспортного средства из гаража до его возвращения в гараж, за исключением времени на обед и отдых водителя.

Время простоя (автомобиле-часы простоя) — складывается из времени простоя под погрузкой-разгрузкой, времени простоя на линии из-за технических неисправностей и по прочим эксп­луатационным причинам. Время простоя под погрузкой-разгруз­кой определяется по данным товарно-транспортной накладной. Время простоя на линии из-за технических неисправностей и по прочим эксплуатационным причинам устанавливается по записям в путевом листе.

Время в движении (автомобиле-часы движения) — определяется как разница между временем в наряде и временем простоя.

Коэффициент использования времени в наряде — исчисляется для выявления резервов неиспользованного времени. Во время пре­бывания автомобиля в наряде, помимо полезного времени (нор­мативное время на пробег и погрузку-разгрузку), могут вклю­чаться непроизводительные потери (простои из-за технических неисправностей, а также в очередях в пунктах погрузки-разгрузки и др.).

Коэффициент использования времени подвижного состава — соот­ношение времени нахождения подвижного состава в движении, на промежуточных остановочных пунктах и времени его эксп­луатации. Характеризует степень использования подвижного состава во времени.

Коэффициент использования парка транспортных средств по времени — отношение отработанных автомобиле-часов к числу автомобиле-часов пребывания в парке.

Скорость доставки грузов — зависит от скорости движения авто­транспортного средства и продолжительности простоя под по­грузкой-разгрузкой.

Средняя техническая скорость — характеризует использование динамических свойств автомобильного транспортного средства в данных дорожных условиях при движении между пунктами погрузки и разгрузки.

Средняя коммерческая (эксплуатационная) скорость — определяет величину пробега (пройденное расстояние) за один час пребы­вания автотранспортного средства в наряде.

Оборот транспортного средства — время полного цикла работы транспортного средства, измеряемое от одной его погрузки до следующей погрузки в сутках и часах. Основные показатели производительности транспортных средств.

Производительность грузового автомобиля — количество пере­везенного груза в тоннах за единицу времени.

Производительность на один автомобиле-тонна-час наряда — исчисляется делением количества выполненных тонно-кило­метров на количество автомобиле-тонно-часов наряда.

Производительность на одну списочную автомобиле-тонну — исчисляется делением количества выполненных тонно-километ­ров на количество списочных автомобиле-тонн. Также исчисля­ется как произведение двух показателей: производительности на один автомобиле-тонно-день работы и среднего числа дней работы на один списочный автомобиль.

Производительность в тоннах — исчисляется аналогично, изме­няется лишь числитель, представляющий собой общее коли­чество перевезенных тонн груза за отчетный период.

Часовая производительность — производительность, отнесенная к одному часу работы автомобиля.

Наши рекомендации