Проектирование поперечного профиля
Земляное полотно проектируем с учетом обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среды.
Земляное полотно включает следующие элементы:
– верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);
– тело насыпи (с откосными частями);
– основание насыпи;
– основание выемки;
– откосные части выемки;
– устройства для поверхностного водоотвода;
– устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);
– поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т.п.).
Рабочий слой на глубину 1,2 м от поверхности цементобетонных и на глубину 1 м асфальтобетонных покрытий во II дорожно-климатической зоне и на 1,0 и 0,8 м соответственно в III дорожно-климатической зоне должен состоять из непучинистых или слабопучинистых грунтов. При использовании в пределах 2/3 глубины промерзания грунтов III – V категорий пучинистости величину морозного пучения следует определять расчетом по результатам испытаний. При проектировании дорог во II и III зонах при глубине промерзания до 1,5 м допускается величину морозного пучения.
Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I – III категорий назначаем с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, 1:4, для насыпей высотой до 1,2 м 1:3.
На поперечном профиле конструкции земляного полотна показывают:
– ось проектируемой автомобильной дороги;
– линию фактической поверхности земли (условно);
– контур проектируемого земляного полотна с указанием крутизны откосов, а при реконструкции, кроме того, контур существующего земляного полотна;
– ширину земляного полотна и его элементов;
– ширину проезжей части, разделительной полосы, обочин и укрепленных полос;
– направление и величину уклонов верха земляного полотна и поверхности дорожной одежды;
– конструкцию дорожной одежды (схематично);
– элементы укрепления обочин, откосов и водоотводных сооружений (схематично) с указанием обозначения документации, необходимой для его выполнения;
– контур и величину срезки плодородного слоя, удаления торфа или замены непригодного грунта;
– границу полосы отвода земель.
ОБЪЕМЫ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
Для определения стоимости строительства участка дороги необходимо знать объемы работ. В курсовой работе выполнены подсчеты объемов земляных работ по поперечным профилям земляного полотна на каждом пикете отдельно для насыпи и для выемки.
1. Определяют площадь поперечного сечения в начале участка (нулевой пикет)
1.1. Определяют верх земляного полотна дороги с учетом толщины дорожной одежды по формуле
Где В – ширина дорожного полотна в зависимости от категории дороги, м (для дороги III категории В = 12 м (СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»); h – толщина дорожной одежды, м (исходные данные); m – коэффициент заложения откоса.
1.2. Определяют ширину насыпи понизу с учетом рабочей отметки:
Где Н – рабочая отметка насыпи дорожного полотна в начале участка, м.
1.3. Определяют площадь поперечного сечения на нулевом пикете:
2. Определяют площадь поперечного сечения в конце участка (первый пикет).
2.1. Определяют ширину насыпи понизу с учетом рабочей отметки:
Где Н – рабочая отметка насыпи дорожного полотна в конце участка, м.
2.2. Определяют площадь поперечного сечения на первом пикете:
3. Определяют среднюю площадь призматоида по формуле
4. Определяют объем насыпи от нулевого до первого пикета по формуле Ф.Ф. Мурзо:
Результаты расчетов объемов грунта в насыпи заносят в таблицу
На тех пикетах, где рабочая отметка переходит из положительного в отрицательную или наоборот, необходимо определить точку перехода через ноль. На этих пикетах объем сооружения представляет собой треугольную призму.
Вставить свои таблицы!!!!