К справочно-нормативным материалам для курсового и дипломного проектирования предприятий автотранспортного комплекса
ЧАСТЬ II
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
АВТОМОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Под общей редакции профессора И. А. Седова
МОСКВА 2010
УДК 656.13.07 (083.72)
ББК 39.3я2
Методические указания к справочно-нормативным материалам для курсового и дипломного проектирования предприятий автотранспортного комплекса. Часть II. Технико-эксплуатационные нормативы для планирования работы предприятий автомобильного комплекса. / МАДИ (ГТУ). – М., 2010.
Справочные и нормативные материалы для курсового и дипломного проектирования для предприятий автотранспортного комплекса приведены по существующим на 01.03.2010 г. нормативам, нормам и ценам.
Материалы подготовлены сотрудниками кафедры экономики автомобильного транспорта: Бурмистровым В. Ю., Седовым И. А.
Под общей редакции профессора Седова И. А.
© Московский автомобильно- дорожный институт (государственный технический университет), 2010 © Бурмистров В. Ю., Седов И. А. |
|
Содержание
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА
Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных и специализированных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.
Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен, и устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
− базовая норма в литрах на 100 км(л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
− транспортная норма в литрах на 100 км(л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
· автобуса, где учитывается его снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
· самосвала, где учитывается его снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
− транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров(л/100 т км) при работе грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом; автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом; или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями; или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Базовая нормарасхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, грузовые автомобили, автобусы и т.д.) от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».
Транспортная норма(норма на транспортную работу) включает базовую норму и дополнительный к базовой норме расход топлива, который зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная нормаустанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих единицах:
− для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;
− для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) – в литрах СНГ из расчета, что 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более». Рекомендуемая норма задана в пределах (1,22+0,10) л СНГ на 1 л бензина (в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
− для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (СПГ) – в нормальных кубических метрах СПГ, из расчета, что 1 л бензина соответствует (1±0,1) куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);
− для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок),регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).