Технико-эксплуатационные характеристики морских судов
Технико-эксплутационныехарактеристика судна: размерения, весовые и объемные характеристики; мощность главной силовой установки, скорость хода и расход топлива; конструктивные особенности и архитектурный тип; степень эксплуатационно-технического совершенства судна. Мореходные качества: плавучесть (способность судна находиться в равновесии на водной поверхности при определенном углублении), остойчивость (поперечная – способность судна возвращаться в свое первоначальное положение равновесия при поперечных наклонениях, определяемых углом крена, продольная – при продольных наклонениях, определяемых углом дифферента), непотопляемость (способность судна сохранять свои качества после затопления), ходкость, управляемость (способность судна сохранять заданное направление движение), качка (колебательные движения судна, вызванные волнением на поверхности воды).
Линейные: Длина судна (конструктивная, наибольшая, габаритная), ширина судна (на мидель-шпангоут, наибольная, габаритная, по конст.ватерлинии), высота надворного борта, осадка судна, грузовая марка. Весовые характеристики – весовое водоизмещение (вес вытесненной судном воды, равный весу всего судна - объем подводной части Х удельный вес воды), дедвейт (разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу и порожнем), чистая грузоподъемность судна (максимальное количество груза, которое судно может взять /без топлива, воды и снабжения/), грузовая марка (состоит из шкалы осадок и соответствующих ей шкал водоизмещения, полной грузоподъемности, высоты надводного борта и числа тонн на 1 см осадки, рассчитанных для морской и пресной воды. Объемные характеристики – грузовместимость судна (объем всех грузовых помещений судна); вместимость бункеров, цистерн для топлива, масла и воды; план вместимости судна (чертеж судна в разрезе по диаметральной плоскости); регистровая вместимость судна (валовая – помещения под верхней палубой и постоянных крытых надстроек и рубок над ней, чистая-условный объем помещения судна, которые служат для перевозки грузов).Регистровый тоннаж используется для начисления сборов в портах. Регистровая тонна-2,83м3 , в наших портах используется кубический модуль LхBхH. Скорость хода судна.Скорость- определяет уровень затрат времени на морские переходы, т.е. на самый процесс перемещения грузов.
- Техническая скорость судна - средняя скорость судна относительно воды за длительный интервал времени, которую способно поддерживать судно при установленном режиме работы на глубокой воде при ветре и состоянии моря не более 3 баллов и чистом корпусе.
-Паспортная скорость судна - называется его техническая скорость, определяемая во время теплотехнических испытаний как постоянная рабочая скорость, которая выдерживается в течение длительного времени при нормальном режиме работы судовых машин. Величина этой скорости указывается в заказе на постройку судна и проверяется на ходовых испытаниях на мерной миле при приемке судна. Паспортная скорость судна является нормативом, применяемым при техническом планировании работы судна.
- Зксплутационная скорость – среднепутевая, учитывающая снижение скорости в узкостях, каналах, подхода к порту, лоцманскую проводку. Является величиной учетно-статистической (расстояние : на время)
Экономическая скорость-судно переходит на экономический режим работы двигателя с целью экономии топлива.
Грузовые характеристики судна – показывают степень удобства судна для производства грузовых работ и перевозки того или иного груза, к ним относятся: количество и размер трюмов, наличие твиндеков, количество и размер люков (эти характеристики влияют на стояночное время), коэффициент лючности – это отношение длины люка на ширину люка деленное на длину и ширину трюма. Коэффициент трюмной неравномерности (Wc)/(Wmax*n).
Грузовая марка.
Во избежание недопустимой перегрузки судна с конца XIX - начала XX вв. на грузовых судах наносят знак грузовой марки, определяющий в зависимости от размеров и конструкции судна, района его плавания и времени года минимальную допустимую величину надводного борта.
Грузовую марку наносят в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке 1966 года. Грузовая марка состоит из трех элементов: палубной линии, диска Плимсоля и гребенки осадок.
Знак грузовой марки наносят на правом и левом бортах в средней части судна. Горизонтальная полоса, нанесенная посредине изображенного на грузовой марке диска (диск Плимсоля), соответствует летней грузовой ватерлинии, т.е. ватер линии при плавании судна летом в океане при плотности воды 1,025 т/м3 . Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над горизонтальной линией, проходящей через центр диска.
Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.
Надводный борт - расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.
Палуба надводного борта - это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет постоянные средства закрытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого закрытия.
Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каждом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания.
Грузовая марка, соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт. Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.
В нос от диска наносят "гребенку" - вертикальную линию с отходящими от нее грузовыми марками - горизонтальными линиями, до которых может погружаться судно при различных условиях плавания:
· летняя грузовая марка - JI (Summer);
· зимняя грузовая марка - 3 (Winter);
· зимняя грузовая марка для Северной Атлантики - ЗСА (Winter North Atlantic);
· тропическая грузовая марка - Т (Tropic);
· грузовая марка для пресной воды - П (Fresh);
· тропическая марка для пресной воды - ТП (Tropic Fresh).
Суда, приспособленные для перевозки леса, снабжают дополнительно специальной лесной грузовой маркой, располагаемой в корму от диска. Эта марка допускает некоторое увеличение осадки в том случае, когда судно перевозит лесной груз на открытой палубе.