Основные мировые морские пути

1. Наиболее оживлённый северо-атлантический маршрут связывает порты Атлантического побережья Америки с портами Западной Европы.

2. Второй по загруженности маршрут проходит через Суэцкий канал. Это самый короткий путь из Европы в Австралию, Китай и Японию. Однако маршруты в эту часть земного шара с Восточного побережья США и из стран Карибского бассейна короче через Панамский канал. До сих пор многие грузовые маршруты между Западной Европой и Австралией проходят вокруг мыса Доброй Надежды. Путь через Суэцкий канал на 1600 км короче, но из-за высокой платы за проход по каналу более длинный путь обходится дешевле. Кроме того , крупные суда не могут пройти по Суэцкому каналу.

3. Третье место по загруженности занимает маршрут через Панамский канал. Этот маршрут заметно укорачивает путь из портов Восточного побережья США и стран Западной Европы на Западное побережье Северной и Южной Америки. Из Нью-Йорка в Сан-Франциско через Магелланов пролив расстояние составляет 21134 км, а через Панамский канал всего 8467 км.

4. Западноафриканские маршруты связывают атлантические порты Европы , Северной и Южной Америки через мыс Доброй Надежды с Западным и Юго-Восточным побережьем Африки. По этому же маршруту следуют и супертанкеры с нефтью из стран Среднего Востока в Европу.

5. Южноамериканские маршруты через Магелланов пролив связывают Европу и Атлантическое побережье с Бразилией, Уругваем и Аргентиной.

6. Маршруты по северной части Тихого океана связывают Тихоокеанское побережье США и Канады с Японией и Китаем.

7. Маршруты через Гонолулу, Самоа и острова Фиджи, и через Таити и острова Общества. Оба маршрута связывают Тихоокеанское побережье США с Новой Зеландией и Австралией.

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.30. Основные судоходные маршруты мира

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.31. Крупнейшие зарубежные порты мира

8. Перспективным является Северный морской путь, который в будущем со-ставит достойную конкуренцию существующим маршрутам.

На российском арктическом шельфе сосредоточена пятая часть углеводородного сырья всей планеты. Кроме того, в Арктике возможна добыча биоресурсов в промышленных масштабах. А при должном экономическом взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы Северный морской путь может стать главным судоходным маршрутом между Европой и Азией.

Северный морской путь - уникальная транспортная артерия, кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией. Общая длина собственно Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 километров, а расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока - немного более четырнадцати тысяч километров.

Российская Арктика все более притягивает к себе интересы мирового сообщества. Кроме традиционных арктических государств большой интерес к развитию и осуществлению проектов в Арктике испытывают азиатские партнеры, в частности, Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур.

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.32. Схема Северного морского пути и Южного маршрута

Классификация морских судов

Судном называется плавающее сооружение, способное нести на себе определенную нагрузку и предназначенное для транспортировки пассажиров, грузов и других специальных целей.

Как плавающее сооружение судно должно обладать рядом особых качеств, называемых мореходными качествами. Оно должно быть прочным, водонепроницаемым и иметь минимальный вес.

Чтобы судно могло успешно выполнять функции в соответствии с его назначением, оно должно удовлетворять ряду эксплуатационных и экономических требований: иметь достаточную грузоподъемность и грузовместимость, быть простым и дешевым в постройке, ремонте и эксплуатации, обладать долговечностью, представлять удобства для размещения экипажа, и т.д.

Технико-эксплуатационные характеристики судна:

- размерные, весовые и объемные характеристики;

- мощность главной силовой установки;

- скорость хода и расход топлива;

- конструктивные особенности и архитектурный тип;

- степень эксплуатационно-технического совершенства судна.

Мореходные качества судна:

- плавучесть (способность судна находиться в равновесии на водной поверхности при определенном углублении);

- остойчивость (поперечная - способность судна возвращаться в свое первоначальное положение равновесия при поперечных наклонениях, определяемых углом крена, продольная - при продольных наклонениях, определяемых углом дифферента);

- непотопляемость (способность судна сохранять свои качества после затопления);

- ходкость;

- управляемость (способность судна сохранять заданное направление движение);

- качка (колебательные движения судна, вызванные волнением на поверхности воды).

Линейные характеристики судна:

- длина судна (конструктивная, наибольшая, габаритная), ширина судна;

- высота надворного борта;

- осадка судна.

Весовые характеристики судна:

- весовое водоизмещение (вес вытесненной судном воды, равный весу всего судна - объем подводной части, умноженный на удельный вес воды);

- дедвейт (разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу и порожнем);

- чистая грузоподъемность судна (максимальное количество груза, которое судно может взять /без топлива, воды и снабжения/);

- грузовая марка (состоит из шкалы осадок и соответствующих ей шкал водоизмещения, полной грузоподъемности, высоты надводного борта и числа тонн на 1 см осадки, рассчитанных для морской и пресной воды).

Объемные характеристики:

- грузовместимость судна (объем всех грузовых помещений судна);

- вместимость бункеров, цистерн для топлива, масла и воды;

- план вместимости судна (чертеж судна в разрезе по диаметральной плоскости);

- регистровая вместимость судна (валовая - помещения под верхней палубой и постоянных крытых надстроек и рубок над ней, чистая-условный объем помещения судна, которые служат для перевозки грузов).

Регистровый тоннаж используется для начисления сборов в портах. Регистровая тонна-2,83м3.

По архитектурно-конструктивным особенностям суда подразделяются по способам погрузки-выгрузки:

- вертикальный способ «Ло-Ло»;

- горизонтальный способ «Ро-Ро»;

- способ с притоплением судна «Ро-флоу».

Сухогрузные и наливные суда подразделяются:

- по высоте надводного борта ;

- по количеству палуб;

- по раскрытию трюмов;

- по типу судовой энергетической установки.

Классификация морского транспортного флота по назначению (рис.6.33):

Морские транспортные суда  
Грузовые суда
Пассажирские и грузопассажирские суда     суда
Комбинированные суда
Сухогрузные суда
Наливные суда
Лайнеры
Нефтерудовозы
Универсаль- ные суда
Суда для навалочных грузов (балкеры)
Специализированные суда
Круизные
Пассажирские паромы
Суда для массовых перевозок и местного сообщения
Танкеры
Химовозы
Газовозы
Многоцелевые
Суда-снабженцы
Контейнеровозы
Лихтеровозы
Типа «Ро-Ро»
Рефрижераторы
Паромы
Ролкеры
Суда для перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов

Рис. 6.33. Классификация морского транспортного флота по назначению

Россия обладает самым мощным ледокольным флотом, в т.ч. четырьмя действующими атомными ледоколами: «Ямал», «50 лет победы», « Таймыр», «Вайгач». В Концепции развития Северного морского пути, разработанной Центральным научно-исследовательским институтом морского флота, предполагается:

- строительство четырёх атомных ледоколов нового поколения мощностью по 80000 л.с. каждый, атомного ледокола-лидера мощностью 150000 л.с., пяти дизельных ледоколов по 34000 л.с. и трёх портовых ледоколов мощностью по 9000 л.с.;

- пополнение транспортных средств ледового класса в количестве 80-90 единиц, каждое мощностью по 5000 л.с..

Состав морского транспортного флота России представлен на Рис.6.34.:

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.34. Состав морского транспорта России

Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз - это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках и т.п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т.п.).

Универсальные суда не приспособлены для перевозки какого-либо определенного типа груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна. По этой причине строятся и широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.

Специализированные суда подразделяются на: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда, танкеры и др.

Провозная способность судна - это объем работы в тонно-милях или тоннах перевозимого груза, которую судно может выполнить за определенный период времени и в определенных условиях. Она зависит от грузоподъёмности судна и её использования, скорости хода судна, продолжительности эксплуатационного периода, протяженности пути плавания, времени нахождения судна под грузовыми и вспомогательными операциями.

Морской грузовой транспортный флот России имеет около 1300 грузовых судов общим дедвейтом около 15,4 млн. тонн. Провозная способность этого флота оценивается в 130 млн. тонн в год.

Типы морских судов представлены на рисунках:

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.35. Балкер – судно для перевозок навалочных грузов

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис.6.36. Ледокол

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.37.Грузовой сухогрузный теплоход « река-море»

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.38. Танкер для перевозки наливных грузов

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.39. Круизный пассажирский лайнер

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.40.Ролкер-судно с горизонтальной погрузкой-выгрузкой(типаРо-Ро)

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.41. Экраноплан

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.42. Универсальное сухогрузное судно

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.43. Контейнеровоз

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.44. Рефрижераторное судно

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.45. Лихтеровоз

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.46. Рыболовное судно

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис.6.47. Судно- лесовоз

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.48. Парусное судно

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис.6.49. Служебно-вспомогательное судно

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис.6.50. Танкер-газовоз

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис.6.51. Танкер-химовоз

Основные мировые морские пути - student2.ru

Рис. 6.52. Атомный ледокол «Россия»

Наши рекомендации