Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны

Функционирование транспорта - часть экономической деятельности, на-правленная на увеличение степени удовлетворения потребностей населения и экономики с помощью изменения географического положения людей и товаров.

Транспорт доставляет сырьё к тем местам, где имеются лучшие условия для его переработки, или готовые товары к районам их наиболее эффективного использования, и людей – к местам труда или отдыха. Это средство, освобождающее материальные ресурсы и направляющее их из мест, где они приносят мало пользы, к местам, где их польза реализуется более полно. Точно так же транспорт обеспечивает доступ к природным ресурсам и предоставляет возможность получить эффект от вовлечения их в хозяйственный оборот, который до этого не мог быть реализован.

Надёжная и бесперебойная работа транспорта – одно из важнейших условий динамичного развития экономики и социальной сферы.

Ключевыми целями Министерства транспорта России является повышение доступности и качества транспортных услуг для населения, обеспечение безопасного и стабильного функционирования транспорта, реализация комплекса проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Сегодня транспортный комплекс страны - это более 600 тыс. организаций, около 10 млн. транспортных средств. Транспортная сеть России включает в себя:

железнодорожные пути сообщения - 87 тыс. км;автомобильные дороги с твердым покрытием - 984 тыс. км;пути метрополитена - 0.514 тыс. км;троллейбусные линии - 5.3 тыс. км;трамвайные пути - 2.5 тыс. км;воздушные линии - 600 тыс. км; внутренние водные судоходные пути - 101,7 тыс. км;магистральные нефте- и газопроводы - 210 тыс.км.

За 2014 год валовой внутренний продукт в транспортной отрасли составил 70 975.8 млрд. рублей. По итогам года, в федеральный бюджет, в виде налогов было перечислено 544 207.6 млн. руб.

За 2014 год всеми видами транспорта России было перевезено 10970 млн. тонн, в т.ч. трубопроводным - 1077млн.т., транспортом общего пользования - 7982,3 млн. тонн, промышленным ж/д транспортом - 1944 млн. тонн грузов. В целом количество грузовых перевозок в 2014 году было самым низким за последние 4 года.

Перевозки грузов (без промышленного железнодорожного транспорта) в 2014 году распределились следующим образом(Рис.2.1., 2.2.):

Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны - student2.ru

Рис. 2.1. Перевозки грузов по видам транспорта России(без промышленного ж/д транспорта)

В 2014 году грузооборот всех видов транспорта составил 5077,0 млрд. ткм.

Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны - student2.ru

Рис. 2.2. Распределение грузооборота по видам транспорта России (без промышленного железнодорожного транспорта)

Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны - student2.ru

Рис. 2.3. Распределение грузооборота (ткм) по видам транспорта (с учётом трубопроводного транспорта)

Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны - student2.ru

Рис. 2.4. Распределение грузооборота по видам транспорта (без учёта трубопроводного транспорта)

Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны - student2.ru

Рис. 2.5. Распределение объёмов погрузки грузов по видам транспорта (с учётом трубопроводного транспорта)

Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны - student2.ru

Рис. 2.6. Распределение объёмов погрузки грузов по видам транспорта (без учёта трубопроводного транспорта)

За 2014 год всеми видами транспорта было перевезено 19,52 млрд. пассажиров. Этот показатель самый низкий за последние 5 лет. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров сократилось на 100 млн. человек. Что интересно, львиная доля от этого количества приходится на трамвайный транспорт - 78 млн. человек.

Перевозки пассажиров видами транспорта представлены на Рис. 2.7.:

Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны - student2.ru

Рис. 2.7. Перевозки пассажиров всеми видами транспорта России

Показатель пассажирооборота за 2014 год, наоборот, самый высокий за последние годы. В 2014 году общий пассажирооборот по всем видам транспорта составил 554.6 млрд. пассажиро-километров.Распределение грузооборота по видам транспорта представлено на Рис. 2.8.

На конец 2014 года, в транспортной отрасли России работало 2 181 766 человек. Больше всего занятых в этой сфере в Центральном Федеральном округе - 516 тыс. человек, и в Приволжском - 367 тыс. человек. Наименьшее количество работников транспортной отрасли в Северо-Кавказском Федеральном округе - всего 31 379 человек. Распределение работников, по видам транспорта имеет следующий вид:магистральный ж/д транспорт - 686 тыс. человек;промышленный ж/д транспорт - 58 тыс. человек;автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию - 202 тыс. человек;трамвайный транспорт - 56 тыс. человек;троллейбусный транспорт - 63 тыс. человек;метрополитен -61 тыс. человек;такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта - 62 тыс. человек;автомобильные грузоперевозки - 283 тыс. человек;морской транспорт - 15 тыс. человек;внутренний водный транспорт - 33 тыс. человек;воздушный транспорт - 86 тыс. человек;вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - 574 тыс. человек.

Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны - student2.ru

Рис. 2.8. Распределение пассажирооборота по видам транспорта России

В среднем по транспортной отрасли, за 2014 год, заработная плата составляет 40 627 рублей. Но распределена она очень неравномерно. Так, например, самая большая средняя зарплата у транспортников Дальневосточного Федерального округа - 52 тыс. рублей. А самая скромная у работников транспорта Северо - Кавказского Федерального округа - около 22 тыс. рублей. По итогам 2014 года среднемесячная заработная плата в транспортной сфере выросла на 7,3% по отношению к предыдущему году. Средняя зарплата по отраслям выглядит следующим образом: воздушный транспорт - 93 тыс. рублей, метрополитен - 56 тыс. рублей, морской транспорт - 51 тыс. рублей, вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - 42 тыс. рублей, магистральный железнодорожный транспорт - 41 тыс. рублей, промышленный железнодорожный транспорт - 39 тыс. рублей, внутренний водный транспорт - 36 тыс. рублей, автомобильные грузоперевозки- - 34.5 тыс. рублей, такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта-31.5тыс. рублей, автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию -27.5 тыс. рублей, троллейбусный транспорт - 27.2 тыс. рублей, трамвайный транспорт - 23.8 тыс. рублей.

Стоимость грузовых перевозок в 2014 году выросла в среднем на 1% по сравнению с 2013. А средний индекс тарифов на услуги пассажирского транспорта в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года-108,3%.

За 2015 год по предварительным данным Росстата, перевезено грузов всеми видами транспорта 95,7% к уровню 2014 года , что составляет около 10,5 млрд. тонн.

Грузооборот транспорта в России по итогам 2015 года, по предварительным данным Россстата, составил 5,089 трлн. т-км. Грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 0,2% и составил 2,306 трлн. т-км, автомобильного-снизился на 5,9%, до 232,1 млрд. т-км, трубопроводного - вырос на 0,9%, до 2,444 трлн. т-км.Грузооборот морского транспорта увеличился на 24,1%, до 39,8 млрд. т-км, внутреннего водного - упал на 13,5%, до 62,6 млрд. т-км, воздушного - вырос на 5,6% и составил 5,4 млрд. т-км.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2015 году, по предварительным данным Росстата, составил 521,4 млрд. пассажиро - километров (95% к уровню 2014 года). Рост пассажирооборота наблюдался на внутренних перевозках воздушным транспортом (111,7% к уровню 2014 года).

Объём перевалки грузов в морских портах России в 2015 году вырос на 5,7,% к уровню 2014 года и составил 676,7 млн. тонн.

Объём перевалки грузов в речных портах России составил 154 млн. тонн, в том числе в заграничном сообщении 11,4 млн. тонн.

Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 1024,6 млн. человек.В целях повышения доступности транспортных услуг для населения в 2015 году реализован комплекс мер по государственной поддержке перевозок на железнодорожном и воздушном транспорте.

Транспорт играет важнейшую роль в обеспечении внешней торговли России, структура которой в период рыночных реформ претерпела значительные изменения. Интеграция современной России в мировую экономику происходит по «сырьевому варианту» - энергоресурсы составляют более половины российского экспорта. В то же время 35% объёма импорта приходится на машины и оборудование, около 15% - на продовольствие и сырьё для его производства. Эти особенности структуры внешнеторговых товаропотоков определяют характер их распределения между видами транспорта (Таблица 1.1).

В условиях сокращения объема заказов, задержек с платежами грузовладельцев и высоких процентных ставок по кредитам, финансовое положение грузоперевозчиков резко ухудшилось. В 2015 году количество прибыльных автотранспортных компаний, по данным Росстата, заметно сократилось, а число убыточных выросло. Многие автотранспортные компании перестали заниматься международными перевозками.

Распределение перевозок внешнеторговых грузов между видами транспорта РФ:

Таблица 1.1.

Виды транспорта Импорт (% по объёму) Экспорт (% по объёму)
Морской 37,1 65,7
Автомобильный 23,04 1,3
Железнодорожный 39,7 21,65
Воздушный 0,16 0,01
Трубопроводный - 11,34
     

Наши рекомендации