Единая транспортная система РФ

Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно – правовыми взаимоотношениями.

В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, воздушный, трубопроводный транспорт, а также промышленный транспорт, городской электрический транспорт, транспорт электроэнергии и информации (связь).

Такие виды транспорта, как промышленный и городской электрический, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транспорта, объединённых территориальным признаком.

Каждый вид транспорта эффективен в определённой сфере использования.

Единство транспортной системы даёт возможность устанавливать рациональные сферы деятельности каждого вида транспорта, внедрять, осуществлять со стороны государства координацию работы взаимодействующих видов транспорта для ускорения перевозочного процесса и снижения затрат.

Единая транспортная система РФ - student2.ru

Рис. 1.1. Карта Российской Федерации

Взаимодействие разных видов транспорта заключается в слаженности и согласованности операций при их участии в общем перевозочном процессе.

Преимущественная сфера использования каждого вида транспорта основана на его технико-экономических особенностях, размещении транспортной инфраструктуры на территории региона, стоимости и времени перевозок.

В настоящее время конкурентная способность различных видов транспорта должна обосновываться не только экономикой, но и экологией, и общей безопасностью, т.е. с учётом принципов логистики.

Единая транспортная система России включает в себя региональные транспортные системы, формирующиеся в каждом из 12 экономических районов страны (Рис. 1.2.):

1. Центральный , 2. Центрально-Чернозёмный, 3. Северный, 4. Северо-Запад-ный, 5. Волго-Вятский, 6. Волжский, 7. Северо-Кавказский, 8.Ураль-ский, 9. Западно-Сибирский, 10. Восточно-Сибирский, 11. Дальневосточный,

 

12. Калининградская область.

Единая транспортная система РФ - student2.ru

Рис.1.2. Экономическое районирование России

Северо-Западный экономический район располагает всеми видами современного транспорта. Значительная часть перевозок приходится на морской и речной транспорт.

В настоящее время транспортная система региона ориентирована на решение следующих задач:

- выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ;

- транспортная связь Балтийского бассейна с Черноморским бассейном и северными регионами страны.

Перспективы развития портов Санкт-Петербурга ограничены городской территорией, а потребности переработки грузов в этом регионе в перспективе оцениваются в 100 млн тонн в год, что в 4 раза превышает возможности существующих мощностей. Поэтому начато строительство новых крупных портов и реконструкция старых.

Ведущим видом транспорта региона является железнодорожный, связывающий с Балтикой всю Россию, а Мариинская водная система даёт возможность транспортной связи с северными и далее с южными морями.

Для района характерно значительное преобладание ввоза товаров над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности.

В регионе намечены значительные масштабы транспортного строительства: проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-С.Петербург - Скандинавия; реконструкция и модернизация Октябрьской железной дороги; сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг С.Петербурга; строительство нового аэропорта; сооружение нефтепродуктопроводов от Киришского НПЗ.

Северный экономический район обладает выгодным географическим положением, выходом к морям: Баренцеву, Белому, имеет незамерзающий порт-Мурманск, что обеспечивает постоянные морские связи со странами мира.

Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. В последние годы всё большее развитие получает трубопроводный транспорт. Действуют нефтепроводы Ухта - Торжок-Ярославль, газопроводы «Сияние Севера», Уренгой - Надым-Центр.

Центральный экономический район находится в узле важнейших транспортных путей европейской части России. Транспортная сеть представлена всеми видами транспорта. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит общероссийский показатель. По протяжённости автодорог с твёрдым покрытием район также на 1-м месте. Имеется также густая сеть трубопроводов.

Крупнейший транспортный центр - Москва, которая является узлом 11 железнодорожных станций, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс, трубопроводов; важного участка Единого водного пути европейской части РФ, который связывает Москву по системе каналов и Волге с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Чёрным морями. Транспортный баланс пассивен, преобладает ввоз сырья, топлива, промышленных и продовольственных товаров над вывозом готовой продукции.

Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта. На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Протяжённость железных дорог в районе составляет 3,3 тыс. км. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский водно - транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России.

Во внутренних грузоперевозках региона широко используется автомобильный транспорт.

Центрально - Чернозёмный экономический район занимает выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный. Через территорию района проходят в меридианном и широтном направлениях важнейшие железнодорожные магистрали и крупные автострады. Район имеет развитые связи с Центральным, Уральским, Западно - Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной.

Северо-Кавказский экономический район состоит из 12 субъектов Федерации:

1. Республика Адыгея,

2. Республика Дагестан,

3. Республика Ингушетия,

4. Кабардино-Балкарская Республика,

5. Карачаево-Черкесская Республика,

6. Краснодарский край,

7. Ростовская область,

8. Республика Северная Осетия — Алания,

9. Ставропольский край,

10. Чеченская Республика,

11. Республика Крым,

12. Город федерального значения Севастополь.

Хотя экономический район занимает всего 2 % площади страны (355,1 тыс.кв.км.), здесь проживает 19445604 человек (13,6 %). Главная специализация района - промышленное производство, включающее все три звена АПК. Помимо этого, в районе развиты металлоёмкое машиностроение, химическая промышленность.

Это самый южный район страны. Он имеет выход к Азовскому, Чёрному и Каспийскому морям. Район находится на пересечении транспортных магистралей из северных, центральных и восточных районов России в страны Закавказья, Средиземноморья и зарубежной Азии. Он граничит с развитыми районами Украины, а также с Поволжским и Центрально-Чернозёмным районами России.

Северный склон Кавказского хребта занимает незначительную часть района. Преобладающий равнинный рельеф в сочетании с долгим жарким и солнечным летом и плодороднейшими чернозёмами создают здесь наиболее благоприятные в стране условия для ведения сельского хозяйства. Не случайно этот район называют Европейским Югом. Минеральные ресурсы относительно невелики. Хозяйственное значение имеют уголь в Ростовской области, нефть Чечни и природный газ Ставрополья. В Северной Осетии - Алании разрабатываются месторождения полиметаллических, в Кабардино-Бал- карии вольфрамово - молибденовых, а в Карачаево-Черкесии медных руд.

Экономический районобслуживается железнодорожным транспортом в межрайонных перевозках, автомобильным - во внутрирайонном сообщении. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. Крупнейшие порты - Новороссийск, Туапсе, Махачкала, Керчь, Кавказ, Севастополь, Феодосия, Ялта. Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северном Донце. Разветвлённую сеть имеет трубопроводный транспрт.

Экономический район имеет положительное сальдо, т.е. размеры произведённой продукции превышают потребление.

Поволжский экономический район располагает развитой транспортной сетью. Важную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают важнейшие магистрали со всех концов страны. Велика роль реки Волга как транспортного пути. Развит трубопроводный, автомобильный и авиационный транспорт.

Уральский экономический район отличается высоким уровнем комплексности экономики, многие отрасли Урала работают в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (60%).

Важнейшая роль принадлежит железным дорогам, связанным с Транссибирской магистралью.

Автомобильный транспорт задействован во внутрирайонных перевозках.

Велика роль трубопроводного транспорта: через территорию Урала проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.

Главный узел внутренних и международных авиалиний – Екатеринбург.

Западно-Сибирский экономический район - это крупнейший транспортно – распределительный и транзитный узел Восточной части России, чему в значительной мере способствует его выгодное геополитическое положение.

Здесь проходят основные транспортные артерии страны, идущие с запада на юг, восток, север.

Региональные автомобильные дороги связаны с Транссибирской магист-ралью. Чуйский тракт на Алтае обеспечивает транспортные связи региона с Монголией и Китаем.

Значительный объём перевозок грузов осуществляется по рекам Обь-Иртышского бассейна.

Город Новосибирск является опорным узлом товаропроводящей системы, способной в оперативном режиме (8 - 10 часов хода автомобильного транспорта) обслужить десятки городов Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Транспортный комплекс экономического района располагает центрами накопления, обработки и распределения грузопотоков и пассажиропотоков, с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций - терминалов (Клещиха, Инская), вокзалов, аэропортов (Толмачёво).

По Западной Сибири проходят крупнейшие транспортные коридоры:

1. Магистральные железнодорожные пути:

- Транссибирская, Туркестано - Сибирская, Средне - Сибирская магистрали;

- Северный широтный коридор (Тюмень – Тобольск – Уренгой - Надым);

2. Федеральные автомобильные дороги М-51, М-53 автотранспортного коридора «Россия» (Москва – Челябинск - Новосибирск - Владивосток) и М-52 (выход на страны Средней Азии, Монголии, Китая);

3. Региональные автодороги с выходом на Северную широтную магистраль (Томск), Северо - Восточный Казахстан, Южный Кузбасс, сельскохозяйственные районы Алтая;

4. Река Обь, играющая важную роль в транспортном обслуживании северных нефтедобывающих районов Сибири (ХМАО, ЯНАО).

Единая транспортная система РФ - student2.ru

Рис. 1.3. Экономико-географическое положение Западной Сибири

В соответствии с распоряжением правительства РФ «Об утверждении Комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал» в посёлке Сабетта на Ямале идёт строительство завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно - Тамбейского месторождения, и одноимённого аэропорта (Рис. 1.4.).

Через несколько лет порт Сабетта должен стать базой для морских поставок СПГ, нефти и газового конденсата из РФ в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. По предварительным планам предлагается отправлять нефтегрузы из портов Ямала в июле – ноябре на восток через Берингов пролив, а в декабре – июне – на запад через Атлантический океан.

Западная Сибирь - кладовая нефти и газа, транспортировка которых осуществляется с использованием трубопроводного транспорта.

Единая транспортная система РФ - student2.ru

Рис. 1.4. Схема путей сообщения Ямало-Ненецкого автономного округа

5. Узловой аэропорт Толмачёво, осуществляющий авиасообщение с 80 городами России, ближнего и дальнего зарубежья и имеющий большое значение как пункт транзитной посадки воздушных судов, выполняющих рейсы между Японией, Кореей, Китаем и городами Западной Европы и Скандинавии, а также обеспечении транзитов по полярным линиям.

В общем объёме перевозок грузов лидирует автомобильный транспорт.

Восточно - Сибирский экономический район. Большое значение имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и ответвлений от неё: Тайшет – Братск – Усть - Кут, БАМ.

Важное значение имеет речной транспорт, связанный с Северным морским путём(р. Енисей, порты Дудинка, Игарка, Диксон).

Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развитых слабо.

Нефтепроводный транспорт связывает Восточную Сибирь с другими регионами страны.

Важное значение имеет авиационный транспорт.

Особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двухкратное преобладание вывоза над ввозом.

Дальневосточный экономический район располагает всеми видами транспорта. Основную роль играет железнодорожный транспорт, базирующийся на Транссибирской магистрали. Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью. С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали, БАМ включает и дорогу от Транссиба через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - «Малый БАМ», а также ряд линий , соединяющих БАМ с Транссибом.

В значительном объёме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов осуществляются морским, речным и автомобильным транспортом.

Морские порты Владивосток, Находка, Посьет, Ванино, Холмск.

Единая транспортная система РФ - student2.ru

Рис. 1.4. Транссибирская магистраль

Калининградская область - экономический район.

Калининградская область является самой западной территорией Российской Федерации. Территория области-15.1 тыс. кв. км. От России отделена Литвой и Белоруссией, на юге граничит с Польшей, на западе омывается Балтийским морем. Калининградская область - это единственная область, которая отделена от России другими государствами. Самая ближайшая область России-Псковская-находится от Калининградской области на расстоянии 600 км по железной дороге.

Калининградская область, представляющая собой полуанклав,- это западные ворота России к Балтийскому морю у границы с Польшей и Литвой. Область имеет выгодное экономико - географическое положение — омывается водами незамерзающего у ее берегов Балтийского моря. Население области составляет 932,2 тыс. чел. Высокий удельный вес имеет городское население -79%. Для области характерны мягкий, влажный климат, обилие болот. Ископаемые богатства — бурый уголь, торф, строительные материалы и янтарь. Найдены запасы нефти, природного газа и каменной соли. Ведется добыча нефти в пределах 1 млн тонн в год. Около 1/5 всей территории занято лесами, состоящими преимущественно из хвойных и широколиственных пород — ели, сосны, дуба, граба и бука, 1/3 площади области — лугами и пастбищами.
Экономика области тесно связана с морем.

Единая транспортная система РФ - student2.ru

Рис. 1.5. Схема Калининградской области

Роль области велика как в рыболовстве страны, так и в осуществлении торгово - экономических экспортно-импортных связей. За короткий срок своего существования (область образована в 1945 г. на территории бывшей Восточной Пруссии) Калининградская область стала высокоиндустриальным регионом с развитым сельским хозяйством. Основными отраслями рыночной специализации являются рыболовство и переработка рыбы, машиностроительная, целлюлозно - бумажная и янтарная промышленность. До 1992 года структура хозяйственного комплекса отвечала стратегии и приоритетам, которые определялись и устанавливались в рамках единой экономической политики бывшего СССР. Функционирование хозяйственного комплекса зависело от материальных ресурсов всей страны, т.е. использование потенциалов других регионов России (различного оборудования, различных товаров и т.д). Но возникновение пограничных барьеров, проблемы перевозки грузов привели к тому, что область была поставлена в жесткие условия по созданию продукции. Резко упал объем производства в промышленности, сельском хозяйстве и капитальном строительстве.

Крупнейшим промышленным центром области является Калининград -незамерзающий порт на Балтийском море, одна из крупнейших рыболовных баз страны. В городе сосредоточена большая часть промышленных предприятий области, в том числе машиностроительные заводы, выпускающие оборудование для рыболовного флота, портовые и башенные краны, судовые запасные части, автопогрузчики. Имеются судоремонтные предприятия, целлюлозно-бумажные комбинаты, рыбоконсервные, мясные и молочные заводы.

Выросли новые промышленные центры: г.Советск (целлюлозно - бумажный комбинат, завод промыслового судостроения, картонная и мебельная фабрики), г. Черняховск (деревообрабатывающий комбинат, завод «Автокоммун-маш» и др.).

В области находятся климатические приморские курорты, среди которых наиболее известны Светлогорск, Зеленоградск.

Создана свободная экономическая зона «Янтарь».

Основными задачами в условиях развития рыночных отношений являются развитие производственной и социальной инфраструктуры, решение проблемы занятости за счет создания новых производств малого бизнеса и совместных предприятий, развития международного туризма и курортного хозяйства. Решение этих задач требует инвестиций, в том числе и иностранного капитала.Важное значение приобретают экономические связи со странами СНГ и зарубежными странами, особенно с соседними прибалтийскими государствами и государствами, не имеющими выхода к морю. Одними из главных задач являются развитие рыбопромышленного комплекса, строительство новых, технически более современных рыболовных судов.

В связи с резким подорожанием топливно - энергетических ресурсов, разрушением централизованного материально-технического снабжения, прекращением государственной финансовой поддержки рыбной отрасли эксплуатация мощного флота в отдаленных районах лова стала практически неэффективна.

Выход из кризисного состояния рыбопромышленного комплекса области имеет важнейшее значение для всей экономики региона. Практически предстоит заново создать новую структуру рыбной отрасли, объеденив рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия судоремонта, береговой инфраструктуры, а также организовать централизованный сбыт продукции и сформировать единую политику развития рыбной промышленности в регионе. Многие крупнотоннажные суда необходимо заменить на суда малого флота с тем, чтобы вести добычу рыбы, морепродуктов в ближайших промысловых районах и на Балтике.

Транспортный комплекс - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и сферы услуг Калининградской области. Транспортный комплекс объединяет в себе автомобильный, железнодорожный, морской,

речной, воздушный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (дороги, железнодорожные станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную границу).

Особенности экономико - географического положения Калининградской области, влияющие на развитие её транспортного комплекса:

- географическая изолированность от остальной территории страны;

- близость к развитым странам Европы;

- действие режима Особой экономической зоны;

-наличие единственного, принадлежащего Российской Федерации на Балтийском море, незамерзающего портового комплекса;

Единая транспортная система РФ - student2.ru

Рис. 1.6. Государственная программа Калининградской области

- прохождение по территории Калининградской области ответвлений международных транспортных коридоров:

- № 1-А (Рига - Калининград - Гданьск) маршрута № 1 «Виа Балтика» (Хельсинки - Таллин - Рига - Каунас - Варшава);

- №9-Д (Каунас - Калининград) маршрута №9 (Киев - Минск - Вильнюс - Каунас - Клайпеда).

Необходимо развитие транспортного комплекса области для обеспечения надёжного транспортного сообщения с остальной территорией Российской Федерации и расширения обслуживания российских внешнеторговых и международных транзитных перевозок. В области должен быть создан мощный транспортный узел, обеспечивающий устойчивые пассажирские и грузовые транспортные связи с субъектами Российской Федерации, государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Наши рекомендации