Контроль качества производства земляных работ и правила их приемки.
Качество работ на объектах обеспечивают рабочие, бригадиры, мастера и производители работ. Их обязанность — обеспечение качества работ в соответствии с проектами производства работ, рабочими чертежами, СНиПами и техническими условиями на производство и приемку работ.
Качество отдельных видов работ, в том числе скрытых, конструктивных элементов сооружений подлежит обязательной оценке при промежуточной приемке, а качество законченных объектов — при сдаче.
Строительство земляного полотна сопровождают определением его геометрических размеров и фактического планового и высотного положения его осей и бровок, а также крутизны откосов их проектных геометрических параметров. Для контроля высотных отметок используют лазерный измерительный прибор ПУЛ-1 (рис. 8.44). Он состоит из передающей части и фотоприемного устройства. В передающую часть входят элементы. Фотоприемное устройство включает измерительную рейку и фотоприемник.
Визуальную регистрацию результатов измерений осуществляют при помощи стрелочного прибора 3. Во время работы фотоприемник перемещают вдоль рейки до появления показаний на стрелочном приборе 3, после чего снимают отсчет со шкалы рейки. Применение прибора ПИЛ-1 позволяет повысить точность измерений (погрешность не более ±1 мм) и увеличить производительность труда геодезистов в 1,5-2 раза.
При контроле ведут журнал, в который записывают дату проверки, проектные и фактические параметры земляного полотна и их отклонения, объемы выполненных работ, а также выводы и предложения по оценке качества данных работ. По результатам контроля составляют исполнительную схему земляного полотна. Руководитель строительного подразделения (мастер, производитель работ) на основе этой схемы и данных журнала в случае допустимых отклонений дает разрешение на производство последующих работ, при значительных отклонениях — назначает срок их устранения. Результаты контроля используют для определения отклонений фактического объема земляных работ от проектного.
При выполнении земляных работ землеройно-транспортными машинами со следящей системой управления осуществляется контроль качества установки копирных струн на всех этапах этого процесса.
Без приемки земляного полотна (с участием представителя технического надзора, заказчика и авторского надзора проектной организации) с оформлением акта не разрешаются работы по строительству конструктивных слоев дорожной одежды. До сдачи земляного полотна производят промежуточную приемку водоотвода, дренажей, подпорных стенок, противооползневых и противоналедных сооружений. Работы по строительству дренажей принимают по мере готовности отдельных элементов как скрытые работы.
Во время приемки земляного полотна проверяют его геометрические размеры, расположение в плане и продольном профиле, крутизну и укрепление откосов, качество уплотнения грунта, расположение ферм, пожарных кранов, оформление резервов.
Расстояние между осью и бровкой полотна в плане не должно иметь отклонений от проектных размеров более чем на 10 см. Ширину земляного полотна и крутизну откосов проверяют не менее чем в трех местах на каждом километре дороги.
Крутизна откосов должна быть соблюдена с допустимыми отклонениями не более 10%, неровности откоса и отклонения от проектной линии (образующей) более 10 см не допускаются.
Качество грунта и степень его уплотнения в земляном полотне проверяют по документации этапов производства контроля и результатам лабораторных испытаний. Особое внимание уделяют местам засыпки труб и подходам к мостам.
Контрольную проверку производят не менее чем в трех местах на каждом километре дороги и дополнительно над трубами и конусами мостов не менее чем на 1/3 от общего их числа.
Строительство дорожных одежд, покрытий и оснований. Подготовка земляного полотна к строительству дорожной одежды.
Земляное полотно в большинстве случаев возводят примерно за год до начала работ по строительству дорожной одежды. За этот период под воздействием природных факторов и движения транспорта земляное полотно доуплотняется. К началу периода с отрицательными температурами воздуха необходимо иметь требуемую плотность грунтов земляного полотна, в противном случае при насыщении водой и замерзании пылеватые пористые грунты разуплотняются.
Перед началом строительства дорожной одежды проверяют профиль земляного полотна, его размеры и плотность. Если необходимо провести доуплотнение грунтов, то его осуществляют 16—30-тонными катками на пневматических шинах. Особое внимание обращается на плотность грунта, расположенного непосредственно в пределах проезжей части, которая в дальнейшем обеспечивает ровность и прочность покрытия. Доуплотнение производят челночными проходами катков, начиная от бровок земляного полотна, с перемещением при каждом проходе к оси на 2/з уплотняемой полосы.
При возведении насыпи в год строительства дорожной одежды в целях повышения устойчивости и прочности земляное полотно уплотняют виброкатками, а насыпи высотой более 1м — трамбующими машинами или плитами, подвешенными к экскаватору.
В отдельных случаях, когда грунт земляного полотна обладает невысоким модулем упругости, добавляют минеральные материалы (песок, золу-унос, котельный шлак и т. д.). Это выполняют после планировки земляного полотна, но до проведения работ по доуплотнению. Доставляемый на земляное полотно минеральный материал разравнивают бульдозерами, после чего уплотняют тяжелыми катками с металлическими вальцами.
Желательно поверхностный слой земляного полотна (5—10 см) улучшать мелкозернистым материалами — песком, шлаком, золой-уносом и т. п. После распределения добавок по поверхности земляного полотна их перемешивают с грунтом дорожными фрезами или автогрейдерами. После разравнивания полученный слои уплотняют тяжелыми пневмоколес-ными катками.
Одновременно с этими работами строят временные дороги для подвозки к ним грунта, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий.