Стратегия пространственного развития березовского городского округа

Введение

Привлекательное для жизни пространство появились в результате целенаправленных действий многих поколений жителей Березовского городского округа (далее - БГО), проявления воли со стороны людей, смотрящих вперед - предпринимателей, строителей, архитекторов. Привлекательное жизненное пространство становится эффективным ресурсом долгосрочного развития – людей и их деятельности.

Стратегия пространственного развития Березовского городского округа является разделом Стратегии социально-экономического развития БГО на период до 2030 года, что обосновано необходимостью формирования взаимосвязи социально-экономического и пространственного типов планирования. Такое решение связано с необходимостью формирования комплексного подхода для представления потенциала территории городского округа и его уникальных особенностей с целью дальнейшего создания благоприятной среды жизнедеятельности граждан.

Стратегия пространственного развития направлена на разработку комплекса мер по регулированию пространственных параметров городской сети, различных территориальных зон в границах Березовского городского округа, а также созданию среды, в которой осуществляется взаимодействие этих субъектов. Сформулированный комплекс мер будет способствовать переходу городского округа на новый качественный уровень.

Важными принципами территориального развития БГО являются:

Приоритезация – определение приоритетов развития, концентрация усилий на наиболее перспективных направлениях.

Комплексность – взаимная адаптация целей по конкретным направлениям.

Вовлеченность - вовлеченность власти, бизнеса и общества в проблемы развития территории (развитие мышления, повышение активности сообщества граждан, развитие предпринимательства).

Устойчивость развития – сбалансированное экономическое и социальное развитие через эффективное использование природных ресурсов, внедрение современных технологий, развитие личности и институциональные изменения, согласованные друг с другом и укрепляющие нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческий потребностей и устремлений.

Функциональное и пространственное разнообразие – сохранение уникальных способов использования территории.

Компактное развитие городского пространства - эффективное, рациональное и бережливое использование городского пространства.

Сохранение природных ландшафтов - формирование непрерывного урбоэкологического каркаса.

Создание системы качественных общественных пространств - формирование доступных безопасных и качественных общественных пространств, учитывающих интересы разных социальных групп.

Узнаваемость – согласованность новой застройки с существующей пространственной средой.

Методы разработки

Разработка СПР проводилась с использованием совокупности научных методов – метода аналогии, метода экспертной оценки, системного анализа, контент-анализа, прогнозирования, программно-целевого подхода, метода интерактивной работы в группе (стратегические сессии), что позволяет считать ее научно обоснованной. Разработка Стратегии состояла из трех последовательных этапов: диагностика ситуации, выработка пространственной политики развития территории, определение механизмов согласованных действий.

Горизонты планирования. СПР ориентирована на достижение целевого видения до 2030 года. Развитие территориального пространства Березовского городского округа подразумевает три горизонта (этапа) развития, охватывающие период с 2017 по 2030 годы, что позволяет определить основные направления приложения усилий, необходимых для достижения долгосрочных целей, и ключевые переходные моменты, когда определяется, в правильном ли направлении развивается территория.

Видение СПР сегодня и развитие территории, направленной в будущее:

Сегодня: Город-делатель – промышленный город, город предпринимателей.

Город- спутник Екатеринбурга, многопрофильный городской округ.

Взгляд в будущее: Город сохраняющий и развивающий ресурсы. Город создающий возможности. Город-сателлит.

Совершенствование территориально-пространственного развития Березовского городского округа в долгосрочной перспективе будет осуществляться в направлении обеспечения территориальной целостности, соблюдения баланса между стимулированием полюсов роста и сохранением комфортных условий жизни населения независимо от места проживания.

Стратегическая цель Стратегии пространственного развития Березовского городского округа – устойчивое развитие на основе эффективного использования территориального потенциала.

В рамках достижения стратегической цели установлены следующие ключевые задачи СПР:

– бережное и эффективное использование территориального потенциала;

- интегрирование территориальных ресурсов и создание новых возможностей.

Стратегические показатели:

Наименование показателя Единицы измерения 2016 год 2030 год
обеспеченность жильем в среднем на 1 жителя кв.м/чел 29,1 40,63
Обеспеченность территории городского округа озелененными местами общего пользования кв.м/чел 3,7 5,2
Эксплуатационная скорость общественного транспорта с учетом остановок км/час 17,7
Индекс загрязнения атмосферы единиц <7 <7
Оценка безопасности проживания жителями балл
Уровень преступности 10 тыс.чел. населения единиц

Приоритеты развития:

·Преобразование территории Березовского городского округа, направленное на социально-экономическое развитие (агломерационное развитие).

·Формирование комфортной пространственной среды городского округа.

·«Умный» городской округ.

4.1 Концепция и целевые ориентиры Березовского городского округа.

4.1.1 Современное состояние и перспективы пространственного развития.

За прошедшее время изменился и сам Березовский городской округ, и его внешнее окружение. Сформировался ряд вызовов, которые могут принести выгоду Березовскому городскому округу, укре­пить его позиции, но, только в случае принятия соответствующих мер адаптации, а без них – создать эффект упущенной выгоды и в перспективе превратиться в угрозу.

Пространственное развитие Березовского городского округа (далее - БГО) рассматривается с позиции приоритета как пространство для жизнедеятельности человека, а так и положений концепции пространственного развития Свердловской области.

Выделено пять основных составляющих территориального пространства, обеспечивающих жизнедеятельность человека:

1. пространство частной жизни – жилье;

2. пространство ресурсного обеспечения жизнедеятельности‑ объекты инженерной инфраструктуры и качество услуг жилищно-коммунального хозяйства;

3. транспортно-коммуникационное пространство, обеспечивающее взаимодействие людей, доступ к объектам социальной и деятельностной инфраструктуры; обмен информацией;

4. экологическое пространство, обеспечивающее безопасность среды и природосообразную деятельность;

5. общественное пространство, обеспечивающее взаимодействие горожан, горожан и власти, формирующее городскую культуру, притягивающие активных людей и инвестиции.

SWOT-анализ развития пространства Березовского городского округа

Конкурентные преимущества   Вызовы внутренней среды
Взаимодействие с окружающим пространством
Благоприятное геополитическое и географическое положение Близость развитых в промышленном, экономическом и культурном отношении городов агломерации (Екатеринбург, Верхняя Пышма) Расстояние до аэропорта Кольцово 23км Отсутствие скоростных дорог и скоростных видов транспорта, способствующих развитию экономических и культурных связей.
Городская среда
Природно-ландшафтные зоны: Скалы п. Старопышминск, рекреационная зона Шиловского пруда, Березовский бор, Платоновская дайка с крокоитовым шурфом Сероводородный фонтанирующий источник Рекреационные зоны недостаточно благоустроены; внутренние гидрографические ресурсы не вовлечены в пространство жизнедеятельности, коммуникаций и отдыха, не рассматриваются как мощный инструмент позиционирования и точек притяжения, возможности развития туризма и привлечения инвесторов.
Высокая экологическая нагрузка на внутренние водные объекты
Историко-культурное наследие: родина промышленной золотодобычи Урала и России, родина советского крупнопанельного домостроения   Отсутствие мощного культурно-исторического потенциала. Имеющиеся исторические зоны не используются в качестве центров притяжения и недостаточно благоустроены, отсутствует политика сохранения наследия и его правильного позиционирования
Благоприятная организация пространственной среды с четким выделением промышленной (за пределами жилой застройки), селитебной и ландшафтно-рекреационной зоны. Массовая застройка единообразными объектами жилищного строительства 1980-2010 гг. лишили городскую среду оригинальности и привлекательности.
Исторически были заложены продуманность и единая концепция архитектурно-планировочного решения, многофункциональность зон, развитие общественных пространств, транспортных коммуникаций Отсутствие полноценно сформированного центра, доминанта в городе. неразвитость общественного пространства, неразвитость парковых зон и скверов, неразвитость улиц для пешеходов, отсутствие креативных объектов. Недостаточное озеленение границ промышленной и селитебной зоны.
Жилое пространство
Наличие документов градостроительного планирования Наличие свободных земельных участков для привлечения инвесторов и частных застройщиков Высокие темпы строительства доступного жилья     Самые дорогие земли находятся на подработанных территориях · Город развивался не комплексно, а застраивался отдельными микрорайонами Поселки формировались по мере разработки торфяных месторождений Несовременные стандарты строительства жилья и новым требованиям активной части населения, отсутствие идентичности массовой застройки, неблагоустроенность микрорайонов.
Экономия на коллективных пространствах.
Инфраструктура и транспортно-коммуникационное пространство
Развивающаяся транзитная транспортная инфраструктура Развитая городская сеть: инженерная инфраструктура, дорожная сеть.   Системные проблемы инженерных коммуникаций. Малоэффективность и инертность коммунальной инфраструктуры. Отсутствие работающей ливневой канализации. Неэффективное решение транспортных коридоров. Перегрузка частным автомобильным транспортом. Низкая скорость сообщений. Неразвитость пешеходных пространств.
Неблагоустроенность промышленных зон города, недостаток мощности объектов инженерной инфраструктуры для развития промышленных площадок.
Экология
Относительно благополучная экологическая обстановка   Проблема компенсации горных выработок Неорганизованные и несанскционируемые свалки Превышение предельно допустимых концентраций свинца, диоксида серы
Производственные потенциал
Свободные производственные площади   Высокий уровень возникновения рисков техногенного характера
Возможности Ограничения
Возможность использования имеющегося потенциала (рекреационные зоны, гидрографический потенциал, свободные неблагоустроенные зоны, инновационно-технологический потенциал предприятий, экономико-географическое положение, культурно-историческое наследие) для повышения качества пространственной среды, уровня жизни, повышения привлекательности и конкурентоспособности городского округа. Инерционность мышления субъектов градостроительства и горожан, территория для производства, а не для человека.
Низкий уровень эстетической и экологической культуры жителей и субъектов градостроительства, невыработанные ценностные ориентиры и стандарты устойчивого развития.
Принятие решений в отрыве от общественного мнения березовчан и сообществ.
Широкие возможности и творческие перспективы архитектурного и градостроительного развития, возможность реализации творческого потенциала березовчан   Не выработан эффективный механизм вовлечения к обсуждению архитектурно-планировочного видения территориального пространства жителей, городских сообществ, профессиональных сообществ, творческой молодежи.
Ограничения финансовых ресурсов, отсутствие эффективных механизмов привлечения частных инвестиций.

Меняется сознание людей, творческий креативный человек становится основным фактором экономического развития, формируется новый мобильный социальный класс, растет конкуренция между городами за человеческий капитал, человек предъявляет новые требования к пространству жизнедеятельности и пространственной среде:

Территориальное пространство становится основным инструментом устойчивого развития человеческого капитала.

Качества инфраструктуры и территориального пространства в целом влияет на выбор места для жизни, развития и инвестирования.

Состояние городской среды определяет степень доверия горожан к публичным институтам и к власти.

Кардинальная трансформация от территории для производства, размещения и восстановления рабочей силы к территории для человека как месту для жизни, комфортной и дружественной среды, соответствующей запросам жителей.

Люди должны жить в гармонии с природой, обществом и друг другом, здоровье и удобство жизни являются первичными ценностями, а качество жизни определяется ключевыми факторами: комфортная и доступная городская инфраструктура; достаточность комфортного жилья и высокая жилищная мобильность; безопасность городской среды; гармоничные отношения между городом и окружающими его территориями, а также экологическая ответственность; внедрение «зеленых» стандартов, сохранение культурного наследия; развитие городского самоуправления. Основной ценностью Березовского городского округа является исторически сложившаяся планировочная структура. Наличие сформированного природного ландшафта и водных объектов позволяет создать рекреационный каркас. При планировании нового строительства и редевеломпента территорий Березовского городского округа необходимо учитывать исторически ценные участки территории, элементы природных компонентов.

Необходимо рационально использовать существующие земельные ресурсы.

Возможности развития «бесшовного транспорта» и эффективной логистики.

Модернизация городской инфраструктуры, реконструкция коммунальных и энергораспределительных сетей с внедрением новейших ИКТ-решений

В настоящее время происходит удвоение функций города: с одной стороны, внутригородскими, а с другой – агломерационными, его пространственно-планировочная структура подчиняется этим функциям, и планировочные элементы дифференцируются по назначению. Агломерация является ресурсом для долгосрочного развития экономики Березовского городского округа и соответствует опыту развитых стран. Данное направление в России становится одной из ключевых задач государственной политики.

Для реализации возможностей территориального потенциала необходимо консолидировать финансовые ресурсы для осуществления проектов по развитию территориального пространства Березовского городского округа.

4.1.2. Целевое видение пространственного развития Березовского городского округа в 2030 году.

Пространственное развитие Березовского городского округа должно осуществляться с учетом внешней среды и в соответствии с определёнными направлениями позиционирования и роли Березовского городского округа во внешних связях.

Видение пространства Березовского городского округа в системе внешних связей:

Федеральная роль – Берёзовский является родиной промышленной золотодобычи России.

Региональная роль - городской округ, сохраняющий и развивающий ресурсы и создающий возможности для развития.

Агломерационная роль – интегрированное территориальное пространство Березовского городского округа и переход к формату город-сателлит.

Муниципальная роль – комфортное территориальное пространство устойчивого развития.

Роль Березовского городского округа в федеральной пространственной системе.

Березовский является первым центром добычи рудного золота в России. Березовский золотоносный рудник – одно из старейших горнодобывающих предприятий в России и мире, свою историю ведет с 1745 года.Рудник положил начало новой для России золотодобывающей отрасли промышленности. Поселение, развившееся в середине 18 века при золотодобывающих рудниках, положило начало будущему городу Березовскому.

Особенно интенсивная разработка благородного металла в Березовском золотопромышленным районе началась после открытия в 1814 году способа добычи золота из песков промыванием, что послужило мощным толчком для развития золотой промышленности в России, которая в 1845 году вышла на первое место в мире по добыче золота (47% мирового производства).

Именно в Березовском руднике был открыт редкий минерал крокоит. Впервые он был добыт в 1765 году и сразу привлек внимание исследователей, а позднее и внимание состоятельных коллекционеров. Самые красивые образцы этого минерала были добыты в Березовском руднике, сегодня они представлены в различных музеях мира, а некоторые находятся в частных коллекциях.

Роль Березовского городского округа в региональной системе расселения.

Инновационный сценарий развития экономики Свердловской области, принятый в качестве базового в Схеме территориального планирования Свердловской области (СТП СО), предполагает свободную самоорганизацию расселения.

Пространственная структура территории Свердловской области формируется на основе органичного взаимосочетания урбанизированного, природно-экологического и историко-культурного каркасов.

На основе комплексного анализа территории, современного использования земель и перспективной специализации в Свердловской области СТП СО выделен Центральный функционально-планировочный район (ЦФПР)– комплексный район перспективного развития. Здесь сосредоточен основной промышленный потенциал и большинство городских поселений, которые сформировались на базе богатых и разнообразных минерально-сырьевых ресурсов, многоотраслевой промышленности и развитых транспортных связей.

Березовский городской округ относится к Екатеринбургской групповой системе населенных мест (ЕГСНМ). Зона обладает наилучшими транспортно-географическими условиями и находится в многофункциональном центре Свердловской области, там, где пересекаются основные планировочные оси. Она обеспечена квалифицированными трудовыми ресурсами, есть возможность подключения к объектам инженерной инфраструктуры. Зона предназначается для размещения индустриальных, технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, развития инновационных технологий, логистических центров и для развития рекреационно-туристической инфраструктуры.

Внешний пояс агломерации предназначается для активного развития производственно-деловых, транспортно-коммуникационных, логистических и др. функций в целях разгрузки основного ядра от непрофильных функций. Западный сектор с его особыми природными условиями предназначен преимущественно для рекреационной деятельности.

Березовский относится к первому поясу городов-спутников-центр одноименного городского округа,расположен в непосредственной близости к г. Екатеринбургу. Населенные пункты Березовского городского округа являются частью Екатеринбургской групповой системы населенных мест, которая, в свою очередь, входит в состав областной системы расселения.

В настоящее время население Березовского городского округа расселяется в одном городе и 17 населенных пунктах. Численность населения 74344 человек,в том числе город – 57194 человек (77%), поселки - 17150 человек (23%).

Сельское расселение приурочено, в основном, к транспортной магистрали Екатеринбург - Реж и долине реки Пышмы. При среднем размере сельского населенного пункта - 1014 человек, почти половина сельских населенных пунктов округа (7 единиц) имеют численность менее 200 человек каждый; в них проживает 2,9% сельского населения.

Для сельских территорий Екатеринбургской групповой системы расселения характерна тенденция к выполнению ими функции мест концентрации «второго жилья». Размещение объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории Свердловской области, не планируется.

Преобразование городского пространства при переходе к новым моделям развития.

Изменения в пространственной структуре Березовского городского округа с 1990 по 2015 гг. связаны с закрытием или трансформации большинства предприятий, рост трудовой мобильности населения и автомобилизации, приток мигрантов из других регионов, появление деловой и торгово-развлекательной недвижимости, социальная и имущественная сегрегация жилых районов. Городской округ как система усложнился.

Сегодня Березовский рассматривается как город-спутник, как город, который развивается возле более крупного города, функционирует с городом-центром в единой концепции, социальной и коммерческой инфраструктурах, и связан с ним общностью жизни населения.

Город-сателлит. Наиболее перспективными можно считать проекты городов-сателлитов, которые содержат комбинацию следующих факторов: наличие историко-культурного бренда, центра современной занятости и хорошей транспортной доступности. Результат — экономически выгодная для территории Березовского городского округа модель и одновременно комфортный и привлекательный формат проживания для человека.

Модель устойчивого развития Березовского городского округа

Периоды/ виды пространства 2005-2014   2015-2018 2019-2023 2024-2030
Обычный промышленный городской округ Экологически приемлемый городской округ   Зеленый городской округ Зеленый умный устойчивый городской округ
Частное пространство Типовой микрорайон Умный дом, реновированная среда проживания, многофункциональные районы
Общественные пространства Территория для работы, отсутствие развитых общественных пространств Развитые общественные пространства, территориальная культура, рост ценности территории городского округа
Транспортно-коммуникационное пространство Дорожная сеть, высокая автомобилизация, дефицит парковок, экологическая нагрузка Телекоммуникации Виртуальное территориальное пространство городского округа
Пространство коллективной деятельности Крупные производства, Деловые офисные центры Коворкинги и иные гибридные пространства – гибкое пространство личной встречи
Пространство ресурсного обеспечения
вода Городской округ потребляющий воду и загрязняющий природу Городской округ экономящий воду и загрязняющий природу Городской округ эффективно и экологично использующий воду Городской округ генерирующий чистую воду
энергия Энерго- дефицитный городской округ Энерго- эффективный городской округ Городской округ с профицитной умной энергосистемой
тепло Городской округ потребляющий и рассеивающий тепло Тепло- сберегающий город Тепло-эффективный город Городской округ с системой умного теплоснабжения
мусор Сбор и ТКО- переработка отсутствие захоронений Сбор Сортировка переработка утилизация Городской округ без мусора
Живые системы Точечное озеленение Зеленый каркас Городской округ в парке

Пространственное развитие Березовского городского округа в соответствии с современными мировыми тенденциями, принятыми концепциями развития России и Свердловской области должно соответствовать устойчивой модели развития на основе признания ценностей устойчивого (сбалансированного, природосообразного) развития.

Переход на модель устойчивого развития территории потребует решения следующих задач:

· разработка Концепции устойчивого развития Березовского городского округа; подготовка муниципальных целевых программ в сфере устойчивого развития;

· актуализация Генерального плана в соответствии с Концепцией устойчивого развития;

· создание нормативной базы по стимулированию хозяйствующих субъектов, следующих принципам устойчивого развития;

· регулярное проведение аналитических обзоров лучшихзарубежных и российских практик развития муниципальных образований;

· разработка и реализация мероприятий по улучшению имиджа Березовского городского округа; проведение просветительских мероприятий по устойчивому развитию в городском информационном пространстве; повышение роли СМИ в популяризации идей устойчивого развития.

· создание эффективных форм взаимодействия власти, бизнеса и населения.

Стратегическая цель:Сбалансированное пространственное развитие, повышение уровня восприятия и комфортности среды проживания граждан Березовского городского округа.

Стратегическая цель направления сводится к трансформации пространства городского округа в модель территории, соответствующей современным мировым социальным стандартам организации жизни, принципам устойчивого развития и «нового урбанизма», обеспечивающей повышение качества жизни, уровня восприятия Березовского городского округа и конкурентоспособности среды.

Выделены основные структурные элементы развития:

1. идентификация Березовского городского округа и определение его роли в Екатеринбургской агломерации – интегрированное территориальное пространство городского округа и переход к формату город-сателлит;

2. формирование комфортной пространственной среды городского округа – доступная комфортная для проживания и жизнедеятельности,привлекательная для всех категорий граждан городского округа и бизнеса пространственная среда;

3. развитие информационно-коммуникационного пространства и переход к формату «Умный» городской округ – умная пространственная среда, обеспечивающая удаленный доступ сервисов и услуг, эффективное функционирование инфраструктуры, коммуникационную площадку взаимоотношений сообществ, бизнеса и власти.

4.2. Агломерационное развитие Березовского городскогоокруга. Ситуационный анализ.

На территории Среднеуральского горнопромышленного региона с исторически сложившимся горно-заводским расселением, с влиянием на развитие поселенческой сети развития транспортной инфраструктуры и близости Екатеринбурга, вокруг которого формируется зона повышенной плотности населения и расселения.

Расстояние от центра Екатеринбурга до центра Березовского городского округа 12 км, площадь территории 1125 кв.км., плотность населения 66 чел/кв.км.

Транспортная доступность – за 30 минут от центра Екатеринбурга можно доехать до любого из районов Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Березовского (без пробок в «час пик»). Расстояние до аэропорта Кольцово- 23 км.

Между всеми муниципальными образованиями в составе Екатеринбургской агломерации сформировались устойчивые масштабные пассажиропотоки. В пригородных корреспонденциях Екатеринбургской агломерации почти всегда лидирует личный автомобильный транспорт, значительные потоки обеспечивает автобусный транспорт. Продолжает функционировать небольшая автостанция «Восточная», примыкающая к железнодорожной платформе «Первомайская». Оттуда с небольшими интервалами отправляются пригородные автобусы в Березовский, а также согласно расписанию – в поселки (расположены чуть дальше Березовского на северо-восток и восток от города).

Анализ транспортной доступности Екатеринбурга с окружающими территориями свидетельствуют об интенсивности связей в зависимости от удаленности от Екатеринбурга и численности населения территории: с Березовским 135 рейсов в день, а в п. Сарапулка - только 8 рейсов.

Результатом недостаточного уровня развития транспортной сети становятся заторы в центре Екатеринбурга, на основных вылетных магистралях в часы пик и ЕКАД. Причины:

Избыточно высокий уровень заторов на автомобильных дорогах на ряде направлений (Екатеринбург – Верхняя Пышма, Екатеринбург – Березовский, Екатеринбург – Арамиль);

Слабое развитие скоростного транспорта за пределами Екатеринбурга. Доминирование личного автомобильного транспорта для связей пригородных районов с Екатеринбургом; как следствие – формирование пробок в утренние и вечерние часы пик на основных радиальных магистралях.

Незавершенность формирования ЕКАД; следствие – существенный транзитный поток через центральную часть города и пробки в утренние и вечерние часы пик, высокая загруженность в дневные часы пик. Слабая интеграция различных видов транспорта, в том числе неразвитость технологий интеграции личного автомобильного и общественного транспорта.

Анализ маятниковых миграций показывает наличие устойчивых прямых и обратных маятниковых миграций между Березовским и областным центром. Жители Екатеринбурга ездят, как правило, с целью посещения друзей и родственников, на дачу, с деловыми целями. Основными целями посещения Екатеринбурга жителями Березовского являются работа, социальные контакты, использование городской социальной инфраструктуры и сферы услуг.

Важной стороной сложившейся системы расселения является масштабное развитие садово-дачного и коттеджного строительства. Финансово-экономические аспекты являются важной проблемой, так как владельцами большинства дачных и коттеджных домов являются жители Екатеринбурга , поэтому бюджет Березовского городского округа не получает достаточные налоговые отчисления, но вынуждены тратить ресурсы на социальное и инженерное обслуживание.

Между Екатеринбургом и Березовским формируются двухсторонние потоки трудовых и деловых мигрантов.

Доля маятниковых мигрантов от населения трудоспособного возраста и старше – примерно 32%, доля трудовых маятниковых мигрантов от населения трудоспособного возраста примерно 8 %.

Проблему "маятниковых" потоков можно решить, во-первых, созданием занятости и культурно-рекреационных аттракторов (не только для местных жителей, но и для жителей Екатеринбурга, которые хотят ехать на работу "против потока"), во-вторых, комфортный общественный транспорт, который может решить проблему автомобильных пробок. Несмотря на все более тщательную проработку новых проектов, маятниковую миграцию не удастся ликвидировать полностью. Даже при наличии достаточного количества рабочих мест, учебных и медицинских заведений в городах-сателлитах, большая часть жителей предпочтет работать и учиться в Екатеринбурге. Не все жители городов-спутников захотят пренебречь возможностями для развития, которые существуют в третьем по величине городе России.

Наличие устойчивых экономических связей с Екатеринбургом зависит от отраслевой принадлежности предприятий и организаций и масштабов их деятельности. Основными типами связей для местного малого и среднего бизнеса являются:

- пользование бизнес-услугами, локализованными в г.Екатеринбург;

- приобретение сырья и комплектующих через оптовые центры, расположенные в Екатеринбурге.

Строительный рынок оказывает самое непосредственное влияние на изменения в системе расселения, причем это выражается как в физических объемах создаваемой недвижимости, так и в распределении недвижимости по видам застройки.

Березовский городской округ на продолжительный срок стал одним из центров градостроительства с высокими темпами роста, если в 2010 году введено 68450 кв. метров жилья, то уже в 2013 г. – 104713 кв.метров, в 2014 г. – 113180 кв. метров, далее в 2015-2016 гг. введено соответственно 80882 и 82290 кв.метров.

Причинами поддержания высокого уровня показателя доли ввода жилья является постепенный рост населения и повышение обеспеченности жильем жителей.

Одна из перспективных зон развития в системе расселения Екатеринбургской агломерации планируется в Северо-Восточном направлении – Березовский городской округ (восточнее Березовского), преимущественно многоэтажная застройка.

В отношении муниципальных образований, которые имеют перспективы развития в качестве селитебных центров ситуация будет изменяться динамично. Это связано с высокой конкуренцией муниципалитетов за размещение нового жилья и зависит от темпов развития транспортного каркаса Екатеринбургской агломерации. В Березовском возможны большие объемы более дешевого (по сравнению с Екатеринбургом) жилья в многоквартирных домах при условии реализации проекта «Зеленая Долина».

Объем предложений индивидуального жилья в Березовском городском округе относительно невелик и вероятно будет исчерпан в краткосрочной перспективе.

Подавляющая часть наиболее значимых социальных объектов межмуниципального значения расположены в пределах г.Екатеринбурга, что усиливает центростремительные тенденции в развитии агломерации. Одной из основных целей развития социальной сферы агломерации является преодоление указанных диспропорций, путем размещения социально-значимых объектов в городах-спутниках. В зонах масштабного проектного жилого строительства (западная часть Березовского городского округа) возможно обслуживание прилегающих территорий – северо-западной части Белоярского городского округа и восточной части г.Екатеринбург.

Обращение отходов в границах Екатеринбургской агломерации является важным элементом жизнедеятельности агломерации. Основные потоки ТКО направляются на ММЦОО городских образований Верхняя Пышма, Белоярский и Березовский (3 409, 3 516 и 342 тыс. м3 ТКО соответственно). Данный кластер отправляет дополнительно за пределы агломерации 208 тыс. м3 ТКО на ММЦОО Каменск Уральского.

В настоящее время в Березовском городском округе существует 2 свалки, которые организованны в 1940 и 1950 годах. Площадь свалок равна 9,4 га. Объем накопленных отходов к концу 2015 года составил порядка 999 тыс. тонн. В расчете на м2 общей площади объем накопленного мусора составляет порядка 21 тонн (115 м3).

Березовский городской округ обладает достаточным природно-ресурсным потенциалом.

Приоритет агломерационного развития Березовского городского округа связан с проводимой в Свердловской области политикой развития Екатеринбургской агломерации.

По данным анализа, проведенного ОАО Гипрогор в рамках научно-исследовательской работы «Принципы формирования Екатеринбургской агломерации. Проектные предложения» сформирован уровень потенциала муниципальных образований, входящих в урбанизированный ареал Екатеринбургской агломерации:

Наши рекомендации

Потенциал территории Екатеринбург Верхняя Пышма Среднеуральск Березовский Арамиль
Экономический потенциал
Промышленный высокий высокий средний средний высокий
Транспо