Население и трудовые ресурсы

К трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

Главной производительной силой выступает та часть населения, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Трудоспособное население выступает как часть населения, ограниченная определенными возрастными границами – мужчины 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин - 39 лет (от 16 до 54 лет включительно) Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека.

Трудоспособное население - это совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в производственном процессе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Вопрос №17

Общеобразовательные школы

ЗДАНИЯ ШКОЛЫ

Являются государственными учебными и воспитательными учреждениями для детей и подростков.

Классификация школ

В зависимости от назначения различают;

- общеобразовательные школы;

- специализированные;

Общеобразовательные учреждения включают: начальную, основную, средне - общеобразовательную школу; среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов, гимназию и лицей.

По уровню образования общеобразовательные школы бывают трех ступеней обучения:

-Iступень обучения включает учащихся 1-4-х классов;

- II ступень обучения включает учащихся 5-9-х классов;

-III ступень обучения включает учащихся 10-11-х классов.

Другим важным признаком является вместимость, зависящая от количества параллельных классов.

Участки школ

Общеобразовательные школы располагаются в микрорайоне с максимальным радиусом доступности от жилья 500 м. Здание школы должно быть удалено от «красной линии» не менее чем на 25 м.

Функциональные зоны пришкольных участков: физкультурно - оздоровительная, учебно-опытная, зона отдыха, хозяйственная зона.

К расположению спортивной зоны предъявляются определенные требования: спортивные площадки для игры с мячом и метания должны быть удалены от окон здания не менее чем на 25 м и иметь ограждение по периметру высотой не менее 2,5-3 м; другие площадки — не менее чем на 10 м. Участки должны проектироваться таким образом, чтобы к ним обеспечивался подъезд и возможность кольцевого объезда пожарных машин.

Объемно-планировочное решение

Высота здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учениками кабинеты. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Все помещения школ делятся на две основные группы:

1. Учебные помещения:

- классные помещения «для 1-4-х классов (I ступень обучения);

- учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для 5- 11-х классов (II и III ступени обучения);

- помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации.

2. Общешкольные помещения:

- актовый и физкультурный залы;

- пищеблок;

- мастерские;

- административно-хозяйственные помещения;

Необходимо отметить, что при проектировании школьных зданий целесообразно обеспечить возможность раздельного функционирования учебных и общешкольных помещений, так как в этом случае общешкольные помещения смогут во вне учебное время работать на микрорайон.

Площади основных учебных помещений следует принимать из расчета на одного учащегося

Учебные секции для 1-4-х классов проектируются обособленными, выделяются в отдельный блок, непроходной для учащихся других возрастных групп. Кроме классных помещений в этот блок входят мастерская для трудового обучения, универсальное помещение для групп продленного дня, рекреации и санитарные блоки.

Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучение (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

Вопрос №18

Кинотеатры

Зрелищные здания, предназначенные для демонстрации фильмов.

По функциональному признаку кинотеатры различают:

кинотеатры общего вида - детские, повторные, мультипликационные и объемной кинопроекции.

По архитектурно - строительной классификации различают:

одно, двух, трехзальные кинотеатры, кооперированные (лат. cooperatio — сотрудничество), различают также круглосуточного и сезонного использования - летние, открытые и закрытые.

Объемно- планировочное решение зданий кинотеатров, как относительного нового типа зданий, непрерывно совершенствуют и развиваются. Проектируют также 1,2,3-х зальные здания с залами различной вместимости, для показа полнометражных фильмов с залами средней или малой вместимости.

Состав помещений кинотеатров не велик- зрительный зал, входной узел, фойе с буфетом, санузел, кассовый зал, административные помещения и блок помещений кинопроекции.

Форма - прямоугольная, трапециевидная, полукруглая.

В зависимости от расположения зала выделяют фронтальную и глубинную. Если продольная ось перпендикулярна плоскости фасада - глубинная, если параллельная - фронтальная. Из этого можно выделить вертикальную и горизонтальную. Если на уровне фойе - горизонтальная, если над фойе - вертикальная.

Вопрос №19

Природные условия и ресурсы

Природные условия — это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе производства, но оказывают влияние на жизнедеятельность людей. Особенно сильна зависимость от природных условий сельского хозяйства, добывающей промышленности, отдельных видов транспорта, рекреационной деятельности и т.п. Природные условия могут быть благоприятными (оптимальный температурный режим, достаточная увлажненность воздуха и т.п.) или затруднять хозяйственную деятельность человека (высокогорный рельеф, суровый климат, вечная мерзлота, болота, пустыни).

Природные (или естественные) ресурсы — это элементы природы, которые при данном уровне развития производительных сил могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда), составляя его сырьевую и энергетическую базу.

Территория - основной природный ресурс, обеспечивающий жизнедеятельность города и его населения. Принятие любых градостроительных решений связано с необходимостью иметь объективную информацию о территории, на которой предстоит их реализация. Критериями получения такой информации являются специально разработанные характеристики и параметры природных и санитарно - гигиенических условий территории. При выборе территории для строительства учитывается следующее: природные условия места, требования вида строительства (промышленного, жилищного, транспортного) к качеству участка, условия организации инженерного оборудования территории, требования экономики строительства.

Для жилой застройки отводят территории с наиболее благоприятными условиями по возможности вблизи рек и водоемов.

Оценку пригодности территории для строительства производят по инженерно - геологическим, строительно - климатическим условиям. При этом выделяют три категории оценочных участков: благоприятные, ограниченно благоприятные и не благоприятные.

К благоприятным относят территории, которые можно использовать без провидения значительных инженерных мероприятий и дополнительных капитальных затрат.

К ограниченно благоприятным - территории требующие дорогих инженерных мероприятий.

К неблагоприятным - территории, освоение которых связанно с проведением инженерных мероприятий, требующих очень больших капиталовложений.

Вопрос №20

Наши рекомендации