Вступление II. или откуда взялись волшебники
Эта работа – результат коллективного труда, обобщение наших занятий с детьми 4-7 лет. Общая тема курса – развитие творческого воображения (РТВ).
Бытует представление, что у каждого человека есть свои природные возможности, и его можно научить только в большей или меньшей мере эти возможности использовать. Исходя из этого, можно для развития творческого воображения давать детям задания и ждать, когда постоянные тренировки позволят им приблизиться к максимуму своих природных возможностей в этой сфере. Возникает вопрос – а можно ли подняться выше своих возможностей? Человек прыгает выше, опираясь на шест; передвигается быстрее, сев в машину; говорит громче, поднеся ко рту микрофон. Значит, свои природные возможности человек увеличивает, используя опыт и достижения всего человечества. Достижения человечества в области воображения накоплены в научно-фантастической литературе. Писатели-фантасты Г.Альтов и П.Амнуэль выявили в произведениях приемы, с помощью которых получена та или иная фантастическая идея. Классификация этих приемов приобрела вид таблицы под названием ФАНТОГРАММА (1). Теперь любой человек, используя приемы этой таблицы, может придумать фантастическую идею не хуже маститого писателя-фантаста. Таким образом творческое воображение получило свой шест для взлета. Работа с некоторыми приемами фантограммы легла в основу нашего курса РТВ.
Но сразу же появилась другая проблема. Как объяснить приемы и их возможное применение маленьким детям? Ведь им, собственно, не нужны ни наши замысловатые объяснения, ни невесть какие приемы. Им нужно утерянное где-то чувство «я могу!», «у меня получается!». Без него приходится сидеть в темном углу. А кто возвращает все потерянное, кто выполняет самые невероятные пожелания? Ну, конечно, это волшебники! Если у самого что-то не получается, то волшебник всегда поможет; если стало скучно и безрадостно, то волшебнику ничего не стоит сотворить какое-нибудь чудо.
Поэтому на наших занятиях так никогда и не прозвучало слово «прием». Зато волшебники были постоянными гостями. Правда, каждый из них занимался только своей специфической работой.
Познакомьтесь с ними:
ВолшебникДели-Давай может все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд. |
ВолшебницаФея Инверсия может все изменить на противоположное, сделать наоборот. Например, сделать день темным, а ночь светлой. | |
Волшебник Великан Кроха все увеличивает или уменьшает. | |
Волшебник Тянульщик Стремглав все замедляет или ускоряет. |
Волшебник Замри-Отомри все неподвижное, статичное делает подвижным, динамичным, и наоборот – динамичное, подвижное делает статичным, неподвижным. |
Вы, наверное, догадались, что волшебники помогли не только сделать доступными для детского восприятия приемы фантазирования, но и возбудить интерес к занятиям РТВ. Дети проявляли любопытство к таинственным персонажам. Но не у всех сильно развит познавательный интерес. Некоторые дети больше любят играть, другие включаются в работу из-за честолюбия, ради самоутверждения. Чтобы задания были занимательными для детей разных склонностей, в них принимали участие еще трое картонных мальчиков.
Самый беззаботный – это Кузя в залатанных штанишках. С ним вечно приключаются всякие неурядицы, из которых он сам не может выпутаться. Но у Кузи есть верный друг Макарик, по прозвищу Комарик. Он тоже не все знает и умеет, но в отличии от Кузи, он не настроен хныкать, не падает духом и пытается найти выход из любого положения. А Лера у нас правильный мальчик, он знает, что может быть, а что не может, и никогда этих вещей не путает, несмотря на то, что приключения Кузи и Комарика неоднократно опровергли его правоту.
Появлению таких мальчишек в детском саду особенно никто удивляться не будет. А вот с волшебниками дело другое, они просто так в гости не заходят. Они люди деловые, поэтому и знакомиться с ними лучше всего в деле – на ярком, запоминающемся примере. Это может быть ранее известный сказочный пример или пример из житейского опыта ребенка. Главное, чтобы детям в этом знакомстве запомнился род занятий волшебника.
Вот как мы знакомились с волшебниками:
Задание 1. Детям напоминается сказка «Федорино горе». Горе, как известно, заключается в том, что от неряшливой старухи убежала вся посуда. А как посуда смогла убежать? Об этом в сказке не говорится. Однако, детям можно доверительно сообщить, что это дело рук волшебника Замри-Отомри. Он как раз ведает теми волшебствами, в которых неподвижные предметы начинают вдруг двигаться, а подвижные вещи и существа замирают на месте, как вкопанные.
Задание 2. В ситуации, когда дети выполняют что-то вяло, замедленно (например, здороваются или умываются) можно осведомиться, не заколдовал ли их Тянульщик Стремглав. Этот волшебник и сам любит тянуть резину или кота за хвост, но время от времени в нем просыпается другая крайность, и тогда он стремглав летит к цели. Тянульщик Стремглав может также и любого другого замедлить или ускорить.
Задание 3. Появляются Кузя и Комарик.
Комарик: Кузя, ну иди ко мне!
Кузя: (отворачивается) Я сам от тебя уйду, можешь не прогонять…
Комарик: Кузя, тебе срочно умыться надо, ты такой грязный, что всех детей перепугаешь.
Кузя: Сейчас я испачкаюсь, детям это очень нравится.
И тут Комарик рассказывает, что Кузя сегодня не слушался, делал все наоборот и вредил. За это его Фея Инверсия и наказала. Она все может сделать наоборот, и даже сама ходит: один шаг так, а другой вверх ногами. А Кузю заколдовала, чтобы он все, что ни услышит, понимал наоборот. И что теперь будет?
Задание 4. Кузе надоело быть маленьким. Вечно терпишь всякие неприятности. Вот если бы стать совсем большим, прямо-таки великаном. Вот это да, никто тебя не обидит. И тут, услышав горячие призывы Кузи, появляется Великан Кроха. Он может менять как свой собственный размер, так и размер любого человека или предмета. Может быть, он Кузе поможет?
Задание 5. Появляются Кузя и Лера , а Комарик прибегает с опозданием. Он нашел объявление, в котором говорится, что состоится встреча с волшебником Дели-Давай. Правда, для этого нужно выполнить некоторые условия:
Найти под столом пакет с вещами, раздать каждому ребенку по одной вещи, и объяснить, что одна вещь – это много вещей. Если дети не могут в своей вещи увидеть много вещей, то Комарик через какое-то время догадается, как это сделать. Например, у его расчески много зубьев и еще ручка. Комарик может помочь детям разобраться с их вещами: книжкой, куклой, мячиком, крышкой от коробки, пропеллером и т.д. Тогда окажется, что крышка состоит из дна и «боковушек», мячик – из резины и воздуха, а стеклянный шарик – из верхней части и нижней… После выполнения этих условий появляется Дели-Давай. В одной руке у него пуговица, в другой щетка, а если их объединить, то получается рожица. Дели-Давай объясняет, что он может разделить все на свете и объединить тоже.
Чтобы проверить, как дети запомнили волшебников и их волшебства, можно использовать подвижные игры. В них используются рисунки волшебников. Волшебники в них изображены в двух состояниях. Предложим детям выполнить действия, соответствующие этим состояниям волшебников, и посмотрим, правильно ли дети реагируют.
Задание 6. Увидев рисунок «Великан», дети должны вытянуться во весь рост вверх, а увидев рисунок «Кроха» – присесть. За невнимательность можно удалять из игры.
Задание 7. Увидев рисунок «Отомри», дети должны бегать, а рисунок «Замри» – остановиться. Просроченная реакция наказывается удалением из игры.
Задание 8. Дети выстроились в две шеренги и взялись за руки. По рисунку «Тянульщик» шеренги медленно растягиваются, а по рисунку «Стремглав» – быстро стягиваются обратно.
Задание 9. Те же две шеренги –2 команды. У первого игрока каждой команды в руках мячик. По рисунку «Тянульщик» надо передавать мячик по цепочке по возможности медленнее, а по рисунку «Стремглав» – по возможности быстрее. Рисунок меняется только по окончании одной игры. Побеждает та команда, которая в варианте «тянульщика» медленнее, а в варианте «стремглав» быстрее передала мячик до конца.
Задание 10. Фея Инверсия задает команды, которые надо выполнять в противоположном направлении. Например, сесть! (встать), опустить руки! (поднять руки), подпрыгнуть! (присесть), наклон вправо! (наклон влево) и т.д.
Задание 11. По рисунку «Дели» дети ходят или бегают каждый сам по себе, а по рисунку «Давай» – объединяются в пары или группы, принимая живописные позы. Преподаватель помогает придумывать названия для изображенных фигур.
Пожалуй, для первого знакомства достаточно. Теперь можно подумать, как направить деятельность волшебников в нужное нам русло. А для этого необходимо сначала самим разобраться, какие конкретные умения и навыки мы хотим сформировать у детей.
Вступление III. или как Дели-Давай превращает трудные задания в легкие
Это последнее вступление перед основной частью, в которой волшебники займутся превращениями, а читатели – решением связанных с этим задач. Можно понять нетерпение читателей скорей приступить именно к этой части. Но, наверное, так же понятно стремление автора оснастить перед этим своих читателей необходимым методическим багажом. Что ж, давайте попробуем договориться. Дальше читать можно по-разному. Можно одолеть методическую часть, изложенную в этом вступлении, и тогда перейти к заданиям в главах 1, 2, 3. А можно не читая вступления 3, сразу взяться за задания. Но если с заданиями возникнут трудности, необходимо вернуться к вступлению 3 и воспользоваться данной в нем помощью. Итак, выбирайте.
Мы уже говорили о том, что для развития воображения воспользуемся приемами фантазирования. Давайте посмотрим, к чему приведет нас прием увеличения.
«Однажды в Шанхае я видела Китайца с такими большими ушами, что они служили ему пелериной. Вот хлынет, бывало, ливень, Китаец прикроется ушами – и порядок: ему тепло и сухо. А когда во время дождя он встречал друзей и знакомых, он и их прикрывал своими ушами. Так они сидели и пели свои грустные песни, пока дождь не проходил». Это одна их историй, которыми своих друзей часто развлекала Пеппи Длинный Чулок. Пусть теперь дети выскажут свои соображения, как еще использовать большие уши.
Тут может оказаться, что они новых интересных решений не придумают. Что тогда? И почему у них не получается?
Разберем более простой случай. Представьте, что ребенку дают ручку и велят писать. А у него не получается. Значит, надо учить его пользоваться ручкой: показать, как правильно держать, наклонять ручку, как провести палочку, как кружок и т.д. А как научить пользоваться приемами фантазирования? В руки дали, а потом? Легко в математике: не рассчитал ученик площадь круга, значит, то ли формулу не знает, то ли таблицу умножения забыл. А как знать, чего не хватает для решения нашего задания? Знаний о китайцах? Или об ушах? Ведь в голову ребенка не залезешь, чтобы отследить ход его мысли.
Но можно иначе. Развить закономерности построения и изменения внешнего мира и в виде инструментальной модели «вложить в голову» ребенку. Так же, как формулы математики. Тогда мы легко сможем определить, которую из формул этой модели ребенок недоучил, что ему нужно повторить.
Такую инструментальную модель построения мира нам предлагает теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ее автор – ученый, инженер, писатель Генрих Саулович Альтшуллер, литературный псевдоним которого мы уже упоминали – Г.Альтов. ТРИЗ подробно изложена во многих его работах, а также в работах его последователей (2, 3, 4, 5). Мы же дадим элементарное представление об этой теории.
Ее основополагающая идея заключается в том, что мир устроен системно: системы образуют иерархию и развиваются.
Итак, мир состоит из систем. Системой может быть все: атом, карандаш, машина, муравей, журналистика и т.д. Система – это совокупность связанных между собой определенным образом элементов, в которой появляется новое качество. Так, если собрать из деталей автомобиль, то новым качеством будет способность передвигаться. Если из этих деталей сложить просто кучу, то нового качества не будет – это не система.
Системы отличаются между собой своими свойствами: карандаш круглый, муравей живой, журналистика повествующая. Свойства систем могут иметь прямо противоположные значения: например, легкий и тяжелый. Противоположное свойство будем называть антисвойством. Системы, которые по какому-то из параметров имеют именно противоположные свойства, являются по отношению друг к другу антисистемами. Так, по параметру веса воздушный шар (легкий, взлетающий) будет антисистемой для автомобиля (тяжелый, давящий). По другому параметру антисистемой для воздушного шара будет нитка (тонкая).
Самое главное свойство системы – это ее функция. То, для чего система создана. Так функция автомобиля – перевозить людей и вещи. А какова, по-вашему, функция карандаша? – Оставлять графический след на бумаге. А функция резинки? Мы уже знаем, что система может быть – по отношению к другой – антисистемой, если выполняет противоположную функцию. Так, антисистемой карандаша будет именно резинка, которая уничтожает графический след.
Системы могут отличаться друг от друга разными свойствами, но одно свойство у них общее: все они состоят из каких-либо частей – подсистем. И сами, как части, входят в более крупные системы – надсистемы.
По своей главной функции книга, наряду с газетой, телевидением, кино и т.д. входит в общую надсистему – средства информации. Надсистемы могут образовываться и по признаку общего свойства. Так, при укладке рюкзака нас может интересовать надсистема ровных предметов. В нее войдут книги, детские кубики, папки, пачки с макаронами и т.п. Надсистемами могут быть также процессы, ситуации в которых системы участвуют. Книга вместе с печатным станком, помещением, рабочими, красками и т.д. может войти в надсистему книгопечатания. А вместе с сумкой, ребенком и партой книга войдет в надсистему школьной учебы. Любая система имеет неограниченное количество надсистем.
Пока мы рассматриваем статичную систему, мы не чувствуем необходимости выстраивать всю системную иерархию. Ситуация меняется, когда с системой происходят какие-то изменения. Теперь системные связи покажут нам, как изменения отразятся на ее подсистемах и надсистемах, мы можем прогнозировать изменения и там. Последовательные изменения образуют линию развития системы.
Мел лежит в своей меловой горе. Это его надсистема. Но он зернистый и достаточно липкий. Эти свойства позволяют ему выполнять функцию пишущего вещества. Для этого ему надо пройти стадию промышленной обработки. Это следующая надсистема мела. В ней меняются его подсистемы: удаляются ненужные примеси, придаются какие-то новые свойства. Теперь мел переходит в надсистему использования. Для этого он объединяется с доской и рукой человека.
Между этими системами происходит взаимодействие. Рука держит мел, прижимает его к доске, перемещает по ней. Можно оценить результаты этого взаимодействия. В них всегда есть свои плюсы и минусы для всех участников. Взаимодействие между рукой и мелом дает для руки плюс – получается след от мела, а минус – царапины из-за твердых включений.
Плюс говорит о том, что система выполняет основное требование одной совей надсистемы – в данном случае, оставляет управляемый след. А минус – о том, что другая надсистема предъявляет к ее деятельности свою претензию –не пачкать пальцы, не царапать доску. Потом оказывается, что и плюс и минус вызывает одно и то же свойство системы, в данном случае свойство мела прилипать. Чтобы устранить минус, необходимо, чтобы мел приобрел антисвойство – отлипать.
Такую ситуацию, когда система для выполнения разных надсистем должна обладать двумя противоположными свойствами, в ТРИЗ называют противоречием. В данном случае противоречие можно сформулировать следующим образом: мел долен быть прилипающим, чтобы оставлять след на доске, и должен быть отлипающим, чтобы не пачкать пальцы. В общем виде противоречие формулируется так:
Система должна быть… (какой? – свойство), чтобы… (что делать? – выполнить требования первой системы), и должна быть (какой? – антисвойство), чтобы… (что делать? – выполнить претензию второй надсистемы).
В ТРИЗ выявлены также типовые приемы для решения противоречий:
1. Разделение противоречивых свойств в пространстве. | Одна часть системы выполняет одно требование, другая – противоположное. (У зубной щетки: ручка жесткая, волоски гибкие). |
2. Разделение противоречивых свойств во времени. | В одно время система выполняет одно требование, в другое – противоположное. (Дерево: будучи саженцем, оно гибкое, а взрослое дерево – жесткое). |
3. Разделение противоречивых свойств между системой и подсистемами. | Каждая часть системы выполняет одно требование, а все вместе – противоположное. (Цепь: каждое звено жесткое, а вместе – гибкая). |
4. Переход в надсистему. | Сама система выполняет одно требование, а вместе с другой системой – противоположное. (Нитка: сама гибкая, а вместе с катушкой – жесткая). |
5. Переход к антисистеме. | Система в одном состоянии выполняет одно требование, а в противоположном – противоположное. (нагретый пластмассовый стержень гибкий – а охлажденный – жесткий). |
Противоречие, связанное с мелом можно решить:
1-м приемом: часть мела прилипающая, часть – отлипающая. Для этого кончик мела можно завернуть во что-то. Собственно, это одновременно и 4-й прием – объединение мела с другим веществом, переход в надсистему.
Вот таким образом системы развиваются – через возникновение и разрешение противоречий.
Итак, чтобы следить за развитием любых систем, а также прогнозировать его, нужно научиться видеть системы во всей их полноте. В подсистемах и надсистемах, в свойствах, анти свойствах и функциях. Нужно научиться видеть систему во взаимодействиях с другими системами той же надсистемы, представить положительные и отрицательные последствия этого взаимодействия и устранить минусы разрешением противоречия. Т.е., научиться разделять противоположные свойства одним из типовых приемов. Вот мы и пришли к той инструментальной модели, освоив которую, ребенок сможет не только познавать мир, но и менять его. К модели, которая нам нужна, чтобы отследить ход его мыслей.
Для удобства пользования этой моделью обозначим понятия символами:
С – система;
С' – измененная система;
п-С – подсистема;
Н-с – надсистема;
св – свойство;
ф – функция;
а-св – антисвойство;
а-ф – антифункция;
а-С – антисистема;
: – взаимодействие;
+ – положительное последствие;
– –– отрицательное последствие;
( ) – принадлежность, обладание – пример, С(св) – система, обладающая свойством, или св (С) – свойство, присущее системе;
t – время;
Þ – определить, выявить.
Теперь мы можем ранее описанную модель построения мира представить в нескольких формах:
В виде формул, чтобы это было удобно для записи. В словесной форме, чтобы формула стала понятной. В форме вопроса, чтобы облегчить восприятие.
СÞ п-С – определить подсистемы данной системы; из каких частей состоит система?
п-СÞ С – определить систему для данной подсистемы; частью чего может быть это?
СÞ Н-с – выявить возможные надсистемы для данной системы; частью чего может быть эта система? в какую группу входит эта система? в каких ситуациях может оказаться эта система? с чем может объединиться эта система?
Н-с ÞС – определить системы, входящие в данную надсистему; какие системы в эту общность, в эту группу, в эту ситуацию?
св Þ С – выявить систему, обладающую данным свойством; что может быть таким?
СÞ св – определить свойство данной системы; какие свойства, качества имеет эта система? какая она?
Св Þ а-св – определить антисвойство данного свойства; каким будет противоположное свойство, качество? Какое будет это свойство, но наоборот?
С Þ ф – определить функции системы; для чего нужна эта система? что она делает? в чем ее назначение?
ф Þ С – выявить систему для выполнения данной функции; что, какая система может это сделать? Что может выполнить эту задачу, это дело?
ф Þ а-ф – определить антифункцию данной функции; каким будет противоположное действие? Действие наоборот?
С:Н-с Þ + – –– выявить положительные и отрицательные последствия от взаимодействия систем; что будет хорошо, и что плохо для каждой системы от их взаимодействия?
Н-с Þ ф(С) – определить функцию системы, требуемую данной надсистемой; что должна делать система в данной ситуации?
ф (С) Þ св (С) – определить свойство системы, обеспечивающее выполнение функции; какой должна быть система, чтобы сделать нужное дело?
С Þ С' – определить изменение системы; какой теперь стала система?
+ (С) Þ св (С) – определить свойство системы, необходимое для появления положительных последствий; какой должна быть система, чтобы ей (или другой системе) было хорошо?
-(С) Þ св (С) – определить свойство системы, необходимое для устранения отрицательных последствий; какой должна быть система, чтобы ей (или другой системе) не было плохо?
С (св, а-св) Þ св ( ), а-св ( ) – определить прием для разделения противоречивых свойств системы и применить его; как, каким способом система может быть и такой и противоположной?
В том числе:
С (св, а-св) Þ св (п-С1), а-св (п-С2) – решить противоречие разделением в пространстве – между частями системы.
С (св, а-св) Þ св (Сt1), а-св (Сt2) – решить противоречие разделением во времени.
С (св, а-св) Þ св (С), а-св (п-С1, п-С2…) – решить противоречие разделением между системой и подсистемами.
С (св, а-св) Þ св (С), а-св (Н-с) – решить противоречие разделением между системой и надсистемой.
С (св, а-св) Þ св (С), а-св (а-С) – решить противоречие между системой и антисистемой.
Примечание: если в формуле вместо знака Þ стоит знак ,то выявлять ничего не надо; надо всего лишь проверить пригодность уже имеющегося решения, например:
ф С - может ли эта система выполнять данную функцию?
с Н-с - может ли эта система входить в данную надсистему? и т.д.
Вернемся теперь к заданию об ушах китайца и посмотрим, что нам дает системный подход и умение работать с моделью задания.
Мы заметим, что задание возникает из-за изменения системы – уши стали большими. Требуется найти им применение, т.е. определить положительные последствия этого изменения. Мы знаем, что изменение системы еще не дает последствий. Последствия возникают в результате взаимодействия систем. Это значит, что нам нужно просмотреть возможные надсистемы, ситуации, в которые попадает этот китаец, для выяснения – с чем или с кем он там взаимодействует. Только тогда мы сможем определить последствия.
Представим эти рассуждения в виде формул:
1. С Þ С';
2. С' Þ Н-с (С2, С3…);
3. С:Н-с Þ +.
Где, С – китаец с большими ушами.
Теперь осталось только шаг за шагом выполнить перечисленные ходы. Для удобства можем вначале задать себе вопрос, соответствующий каждой формуле, а ответ на него и будет выполнением мысленного хода.
1. Теперь китаец с большими ушами – это уже дано в условии задачи.
2. Типовые ситуации для любого человека: сон, умывание, зарядка, еда, прогулка, отдых, работа, спорт, общение, поездки, события в семье и т.д. И нетиповые ситуации: танцевать на верблюде, жить под водой, разгонять тучи, прятать города – что удастся придумать. Выберем ситуацию – например, еда – и уточним, что еще входит в эту надсистему: стол, тарелки, рис, палочки, другие едоки, запахи и т.д.
3. Уши такие большие, что будут свисать прямо на стол, тогда хорошо, что их можно будет использовать вместо тарелок. Или, если будет падать рис, ушами можно будет его поймать и сыпать в рот – тогда и палочки не нужны. Кухонные запахи кому-то приятны, а кому-то нет – можно ушами разгонять запахи, направляя их только к желающим. На воздухе еда быстро остывает, можно ее прикрыть ушами.
Ну, вот, мы выполнили непосильное задание. Выполнили легко, быстро и интересно. Можем считать, что нам помог волшебник Дели-Давай – ведь делить на части – это его работа. Чтобы окончательно убедиться в том, что делать по частям действительно проще, придумайте теперь свои предложения о пользе ушей. Используя для этого, конечно же, модель задания в формулах и вопросах.
Но, быть может, теперь это задание покажется слишком легким? Ну, что ж, попросим Дели-Давай, чтобы он присоединил к нему еще несколько ходов.
Мы знаем, что жизнь систем протекает в разных надсистемах. И эти надсистемы предъявляют порой к системам противоположные требования. Так возникают противоречия, разрешение которых необходимо для дальнейшего развития систем.
Переместим нашего китайца из одной надсистемы в другую: от стола к двери. И переформулируем задание. Какие проблемы возникнут у него, и как их решать?
На этот раз модель решения будет:
1. С:Н-с Þ - (С');
2. (С) Þ св (С');
3. С (св, а-св) Þ св( ), а-св ( ).
Отвечая на вопросы, запишем решение:
1. От взаимодействия ушей китайца с дверным проемом плохо будет китайцу – он застрянет в дверях.
2. Чтобы устранить этот минус, нужно, чтобы уши были маленькими.
3. Ситуацию, когда уши должны быть маленькими и должны быть большими, можно разрешить во времени: в одно время (за столом) уши китайца большие, в другое - при проходе в дери – маленькие. Китаец сворачивает уши в трубочки.
Возможно, вы уже заметили – волшебник Дели-Давай разрешил и наше противоречие: задание должно быть трудным и должно быть легким. Поэтому в дальнейшем каждое задание будет сопровождаться моделью решения в виде формул. Не забывайте ими пользоваться, если сразу решить задание «голыми руками» вам не удастся. В скобках после задания вы найдете несколько возможных ответов. Именно возможных, а не единственно правильных. Не подгоняйте под них детей! Ведь самое ценное в наших занятиях – это чувство "я сам придумал!". А ответы в скобках должны выполнять роль прецедента – возможен и такой ответ. Но возможны и другие – не хуже. Надо поискать и их.
А теперь – хватит приготовлений, пора в путь!