Вступление I. или как и зачем давать свободу воображению

Вступление I. или как и зачем давать свободу воображению

В возрасте четырех лет мальчик из бедной крестьянской семьи Василий Ерошенко ослеп. Мир для мальчика скрылся за темной пеленой, потерял цвет, очертания, привлекательность. Ребенок забился в угол и не вылезал оттуда. Это было единственное место, где он чувствовал себя в безопасности. Но с этим не считалась мать мальчика. Она брала его за руку и выводила в середину комнаты. Обратно в свой угол приходилось добираться самому. Ощупью, наугад, преодолевая страх и препятствия, но добирался. Когда Василий освоил этот путь, мать стала выводить его во двор. И все повторялось – неизвестность, страх, преграды. Мальчик искал дорогу, чтобы почувствовать себя в безопасности. В дальнейшем жизнь этого слепого человека была полна опасностей: путешествия по всему миру, походы через джунгли, побеги из-под ареста. Но он уже не боялся, он умел находить дорогу даже там, где до него ее никто не прокладывал. И звал его уже не теплый угол, а мечта – создание педагогики для слепых. Василий Ерошенко нашел путь к своей мечте.

А как живут наши дети – здоровые, зрячие? Хорошо живут – у них безоблачное детство, наполненное заботой взрослых, играми, занятиями. И когда они подрастут, мы скажем: «Теперь выбирайте сами себе дорогу, все пути перед вами открыты». Но странное дело –лишь некоторые осмеливаются пройти по неизвестным тропинкам, основная часть устремляется на самые проторенные пути. Это их теплый угол. И не мешайте им жить! – в углу. Они просто уже не смогут по-другому.

Если мы хотим иметь право говорить, что открыли перед ребенком пути, надо поступать по-другому. Как мать Ерошенко, дать возможность искать дорогу. Воображением облазить все дворы и закоулки, спотыкаться, забредать в дремучий лес, перескакивать через подводные камни. Воображение наберет силу, поможет выйти из уже реальных тупиков, постоянно будет звать в дорогу.

Но в чем же дело? – спросите вы. – Пусть гуляют, сколько угодно, и тренируют воображение.

На это я отвечу контрвопросом: «А почему девочки не лазят по заборам?»

Наверно, потому, что им не хочется. Неинтересно. А если кто-то случайно попробует, то тут же получит замечание: «Ты же девочка, ты испачкаешься, порвешь платье, и вообще это некрасиво». Согласитесь, такое отношение родителей, взрослых не подкрепляет желание попробовать еще раз. И наоборот, всегда можно найти слова и действия, вызывающие интерес к нужному делу, в нашем случае – к лазанью по заборам. Специалисты по рекламе назвали бы это организацией рекламной кампании. Но достаточно ли провести кампанию, зажечь интерес, чтобы все девочки оказались на заборах?

Чтобы научиться лазить, нужно – что? Заборы. Ведь в песочнице этому не научиться. Поэтому, проверим, есть ли поблизости настоящие заборы. Если нет – придется их установить.

Но и этого мало. Мастерами не рождаются. Попробует девочка раз-другой залезть на забор, набьет синяков, да так ничему и не научится. В любом деле необходимо иметь множество навыков. Техника лазания по заборам включает в себя такие элементы, как захват пальцами, опора ногами, перенос центра тяжести и т.д. Если мы каждый из этих навыков будем отрабатывать по отдельности, и только потом перейдем к последовательному выполнению всего комплекса, то синяков будет меньше, и результаты лучше.

Вернемся теперь от заборов к тренировке воображения. Ведь все вышесказанное относится к нему. И так, мало дать разрешение на работу воображения. Нужно найти способ для поддержания интереса к таким занятиям. Далее нужен специальный набор заданий, направленных на развитие воображения. И последнее: задания должны сперва тренировать выполнение отдельных мыслительных ходов, и только потом переносить к более сложным комплексам, цепочкам ходов. Только учет всех этих факторов даст настоящую свободу воображению детей. Именно такую цель и преследует предлагаемый материал.

Вступление I. или как и зачем давать свободу воображению

В возрасте четырех лет мальчик из бедной крестьянской семьи Василий Ерошенко ослеп. Мир для мальчика скрылся за темной пеленой, потерял цвет, очертания, привлекательность. Ребенок забился в угол и не вылезал оттуда. Это было единственное место, где он чувствовал себя в безопасности. Но с этим не считалась мать мальчика. Она брала его за руку и выводила в середину комнаты. Обратно в свой угол приходилось добираться самому. Ощупью, наугад, преодолевая страх и препятствия, но добирался. Когда Василий освоил этот путь, мать стала выводить его во двор. И все повторялось – неизвестность, страх, преграды. Мальчик искал дорогу, чтобы почувствовать себя в безопасности. В дальнейшем жизнь этого слепого человека была полна опасностей: путешествия по всему миру, походы через джунгли, побеги из-под ареста. Но он уже не боялся, он умел находить дорогу даже там, где до него ее никто не прокладывал. И звал его уже не теплый угол, а мечта – создание педагогики для слепых. Василий Ерошенко нашел путь к своей мечте.

А как живут наши дети – здоровые, зрячие? Хорошо живут – у них безоблачное детство, наполненное заботой взрослых, играми, занятиями. И когда они подрастут, мы скажем: «Теперь выбирайте сами себе дорогу, все пути перед вами открыты». Но странное дело –лишь некоторые осмеливаются пройти по неизвестным тропинкам, основная часть устремляется на самые проторенные пути. Это их теплый угол. И не мешайте им жить! – в углу. Они просто уже не смогут по-другому.

Если мы хотим иметь право говорить, что открыли перед ребенком пути, надо поступать по-другому. Как мать Ерошенко, дать возможность искать дорогу. Воображением облазить все дворы и закоулки, спотыкаться, забредать в дремучий лес, перескакивать через подводные камни. Воображение наберет силу, поможет выйти из уже реальных тупиков, постоянно будет звать в дорогу.

Но в чем же дело? – спросите вы. – Пусть гуляют, сколько угодно, и тренируют воображение.

На это я отвечу контрвопросом: «А почему девочки не лазят по заборам?»

Наверно, потому, что им не хочется. Неинтересно. А если кто-то случайно попробует, то тут же получит замечание: «Ты же девочка, ты испачкаешься, порвешь платье, и вообще это некрасиво». Согласитесь, такое отношение родителей, взрослых не подкрепляет желание попробовать еще раз. И наоборот, всегда можно найти слова и действия, вызывающие интерес к нужному делу, в нашем случае – к лазанью по заборам. Специалисты по рекламе назвали бы это организацией рекламной кампании. Но достаточно ли провести кампанию, зажечь интерес, чтобы все девочки оказались на заборах?

Чтобы научиться лазить, нужно – что? Заборы. Ведь в песочнице этому не научиться. Поэтому, проверим, есть ли поблизости настоящие заборы. Если нет – придется их установить.

Но и этого мало. Мастерами не рождаются. Попробует девочка раз-другой залезть на забор, набьет синяков, да так ничему и не научится. В любом деле необходимо иметь множество навыков. Техника лазания по заборам включает в себя такие элементы, как захват пальцами, опора ногами, перенос центра тяжести и т.д. Если мы каждый из этих навыков будем отрабатывать по отдельности, и только потом перейдем к последовательному выполнению всего комплекса, то синяков будет меньше, и результаты лучше.

Вернемся теперь от заборов к тренировке воображения. Ведь все вышесказанное относится к нему. И так, мало дать разрешение на работу воображения. Нужно найти способ для поддержания интереса к таким занятиям. Далее нужен специальный набор заданий, направленных на развитие воображения. И последнее: задания должны сперва тренировать выполнение отдельных мыслительных ходов, и только потом переносить к более сложным комплексам, цепочкам ходов. Только учет всех этих факторов даст настоящую свободу воображению детей. Именно такую цель и преследует предлагаемый материал.

Наши рекомендации