Лекция 9. Торговая деятельность, логистика торговли
Содержание темы:
1.Торговля и ее виды.
2. Оптовая торговля.
3. Розничная торговля.
1.Торговля — организационно обособленная рыночная форма материального всеобщего логистического процесса, т. е. процесса доставки продукции от производителя до потребителя.
Торговля — единство купли и продажи. Купля есть обмен денег на товар, а участник рынка, осуществляющий куплю, называется покупателем. Продажа есть обмен товара на деньги, а участник рынка, осуществляющий продажу, — продавец.
Торговля— это отношение между продавцами и покупателями.
Торговец является профессиональным участником рынка, коммерческая деятельность которого сосредоточена преимущественно в сфере торговли. В настоящее время торговцами преимущественно являются юридические организации, а не граждане.
Различают торговлю оптовую и розничную. Экономическое различие между ними состоит в том, что в оптовой торговле стоимость товара только меняет своего владельца, но продолжает существовать. В розничной торговле смена владельца стоимости приводит к ее полному исчезновению.
Различия между оптовой и розничной торговлей выражаются в том, что оптовая торговля обычно есть торговля крупными партиями любых видов товаров; покупателями в оптовой торговле являются преимущественно производители продукции и сами торговые организации.
Розничная торговля — торговля преимущественно предметами потребления черезразличного рода магазины, а покупателями в ней выступают, как правило, граждане, а не юридические организации.
2. Как понятие оптовая торговля обычно имеет несколько значений.
С экономической стороны оптовая торговля, как уже говорилось, есть процесс обмена продукции на деньги, в котором ее стоимость просто меняет своего владельца, но при этом не исчезает.
С организационной стороны оптовая торговля есть отрасль экономики, т. е. совокупность юридически самостоятельных торговых участников рынка, которые так и называются оптовыми торговыми организациями. Последние представляют собой торговых посредников между производителями, между собой и между производителями и розничными торговцами.
Хотя подразделения оптовой торговли могут быть и составной частью неторговых организаций, прежде всего самих производителей продукции, но в этом случае оптовая торговля есть только составная часть той или иной производственной деятельности, т. е. включена в соответствующие отрасли производства, а не является самостоятельной отраслью.
Профессиональные торговые посредники на рынке делятся на две большие группы:
1) торговцы-брокеры — это самостоятельные рыночные торговцы, которые оказывают услуги, связанные с организацией заключения договоров купли-продажи продукции между другими участниками рынка. Главная черта брокерской услуги в том, что брокер никогда не является стороной (т. е. ни покупателем, ни продавцом) договора купли-продажи продукции. Данный класс торговых посредников обычно имеет самые разнообразные названия, принятые в разных странах и зависящие от типа юридического договора, на основе которого они оказывают свои услуги: брокеры, агенты, коммиссионеры и др.;
2) торговцы-дилеры — это самостоятельные рыночные торговцы, которые оказывают торговые услуги благодаря тому, чтотребует, чтобы он обладал необходимым существенным собственным капиталом для подобного рода рыночных операций.
3.Розничная торговля осуществляет доставку продукции ее конечному покупателю, который «уничтожает» ее полностью, т. е. и как потребительную стоимость, и как стоимость.
Таким конечным покупателем на практике всегда являются сами люди (граждане), но либо непосредственно, если речь идет об их личном потреблении, либо опосредованно, когда речь идет о различных формах их совместного потребления, осуществляемого в форме функционирования непроизводственных организаций (государственных органов управления, здравоохранения, образования, вооруженных сил и т. п.).
Понятие розничной торговли по большей части обычно связывают только с личным потреблением граждан и лишь частично с потреблением непроизводственных организаций лишь в той мере, в какой они покупают необходимую им продукцию в «розничной торговле», т. е. через обычные магазины.
В отличие от оптовой торговли, доставочный процесс относительно легко распадается на:
- материальный
- рыночный.
В розничной торговле материальный доставочный процесс имеет в большей степени «хранительский» характер, а транспортный — в обычном понимании отсутствует, ибо покупатель получает продукт без процесса его обычной транспортировки в самом процессе продажи, хотя, конечно, процесс перемещения всегда имеет место, ибо продукт доставляется в место продажи, покупатель получает продукт «из рук» продавца и т. д. Но, конечно, существуют и формы розничной торговли с более-менее выраженным процессом транспортировки, например продажа продукции с ее доставкой (на дом или иное, оговоренное покупателем место).
В розничной торговле транспортировка продукции остается главным образом во взаимоотношениях между розничным и оптовым торговцем, или поставщиком продукции, но почти отсутствует во взаимоотношениях между розничным торговцем и покупателем.
В отличие от оптовой, розничная торговля преимущественно существует в форме оказания торговых услуг населению специализированными торговыми организациями, а не как составная часть общей коммерческой деятельности производителя продукции.
Лишь в отдельных ситуациях имеются случаи, когда производитель продукции в небольших размерах, но все-таки сам же и реализует ее населению. Например, продовольственные или текстильные предприятия организуют небольшие торговые точки на своей (заводской) территории, где продают производимые продукты питания или иные товары прямо населению обычно несколько дешевле, чем в обычных магазинах, за счет минимизации торговой наценки (как иногда указывается — «по ценам производителя»). Но в целом это исключение из правил (исторически это было связано с потребностью получения наличной денежной выручки от продажи).
Сосредоточение продаж товаров населению в специализированных торговых организациях имеет множество положительных черт, касающихся как потребителя, так и торговца и вытекающих прежде всего из процесса концентрации капитала вообще, поскольку в таком случае совокупные издержки на реализацию продукции существенно снижаются в абсолютном и относительном выражении, а качество массового обслуживания и удовлетворения запросов потребителей в равной мере возрастает.
Контрольные вопросы:
1. Понятие торговли;
2. Виды торговли;
3. Характеристика оптовой торговли;
4. Характеристика розничной торговли.
5. Отличительные черты оптовой и розничной торговли.