Лекция 6. Транспортное хозяйство, транспортная логистика
Содержание темы:
1. Транспорт и его виды.
2. Сравнительные преимущества и недостатки видов транспорта.
3. Организация и управление перемещением грузов.
4. Транспортные расходы и тарифы.
1.Транспортировка — процесс перемещения продукции (или людей) в пространстве посредством транспортных механизмов (машин).
Поскольку транспортировка осуществляется с участием людей, поэтому процесс перемещения является одновременно и процессом труда. В ходе перемещения передвигается сам продукт как результат ранее затраченного труда, т. е. как стоимость. В результате процесса труда, осуществляемого работниками в процессе транспортировки, стоимость перемещаемого продукта дополнительно возрастает на величину транспортных расходов.
Перемещение грузов (и людей) как полезный результат процесса человеческого труда является транспортной услугой. Как рыночная деятельность она есть определенного рода товар, который имеет рыночную цену, транспортный тариф, поскольку устанавливается не за единицу товара, а за ту или иную единицу транспортной работы.
На рынке транспортных услуг имеются свои продавцы (транспортные организации), покупатели (владельцы грузов) и профессиональные посредники в лице, например, организаций транспортной экспедиции.
В настоящее время для перевозки грузов используются следующие виды транспорта в зависимости от вида природной среды, в которой осуществляется процесс движения: наземный (автомобильный, железнодорожный), водный (морской, речной), воздушный (авиатранспорт), трубопроводный (в зависимости от места расположения труб может относиться к любому перечисленному виду транспорта).
Используемые типы транспортных механизмов разделяются на транспортные средства, которые перемещаются вместе с грузом, и транспортные устройства, которые сами не перемещаются в пространстве, но обеспечивают пространственное перемещение груза.
2.Участнику рынка, как правило, требуется переместить свой груз в целости и сохранности в требуемое место на определенное расстояние и в течение какого-то времени. Обычно он может сделать это путем использования разных видов транспорта, а потому перед ним всегда стоит задача выбора того или иного вида транспорта, которым он может доставить свой груз. Данная задача решается с учетом разнообразных характеристик, которыми обладает перемещение груза тем или иным видом транспорта, а критерием в конечном счете является минимизация транспортных расходов и (или) максимизация прибыли данного участника рынка.
Каждый вид транспорта (в данном контексте — грузового) имеет сразу целый ряд сравнительных достоинств (относительных преимуществ) и сравнительных недостатков (относительно отрицательных черт). Сравнительную рыночную сущность вида транспорта лучше всего показывает единство его главного достоинства и основного недостатка для транспорта:
• автомобильного — маневренность против затратности;
• железнодорожного — масштабность против неманевренности;
• водного — дешевизна против длительности;
• воздушного (авиа) — скорость против затратности;
• трубопроводного — масштабность и дешевизна против грузоограниченности.
Каждый вид транспорта в конечном счете используется участниками рынка тогда, когда его достоинства при конкретной перевозке груза перевешивают его относительные недостатки в большей степени, чем это имеет место при использовании других видов транспорта.
3.Перевозка груза может быть организована исходя из конкретных ее условий, но в среднем существует несколько основных типов, моделей ее организации.
В ряде случаев перевозка осуществляется только одним видом транспорта. Она обычно называется унимодальная, или монотранспортная модель.
Очень часто перевозка одного и того же груза осуществляется сразу несколькими видами транспорта. Такая перевозка называется комбинированной перевозкой.
Наибольшую сложность имеет организация комбинированных перевозок. В современных условиях такие перевозки обычно организуются каким-то профессиональным участником рынка перевозок — самой транспортной организацией или посреднической транспортной организацией — транспортным экспедитором. Данная модель организации перевозок называется интермодальной.
Наиболее прогрессивной формой организации грузовых перевозок в настоящее время считается мультимодальная модель, которая представлет собой такую форму интермодальной модели, при которой профессиональный организатор комбинированной перевозки единолично несет всю ответственность перед владельцем груза за его доставку, а не только за организацию процесса транспортировки.
Основными юридическими формами соглашений между участниками транспортного рынка являются договоры перевозки, фрахтования и транспортной экспедиции.
4.Транспортные расходы (издержки) — составная часть себестоимости и цены любого современного товара. В конечном счете эти расходы всегда оплачивает покупатель (потребитель) перемещаемого груза.
Транспортные расходы зависят от расстояния транспортировки и транспортного тарифа (цены транспортной услуги).Последний обычно устанавливается на основе затрат, которые несет перевозчик, и среднего уровня прибыли.
Если транспортный тариф установлен только за процесс перемещения, то совокупные транспортные расходы владельца груза обычно еще включают расходы на погрузочно-разгрузочные работы и расходы на упаковку груза. В цену тарифа часто включаются расходы на обязательное страхование грузов.
Транспортные тарифы, как и любые другие цены на рынке, зависят от спроса и предложения на транспортные услуги.В свою очередь, рыночный спрос и предложение изменяются под влиянием различного рода факторов «технического» и «экономического» порядка.
Транспортные тарифы одного и того же вида транспорта дифференцируются в зависимости от очень многих признаков процесса перевозки: расстояния, скорости, вида груза и размера его партии и т. д.
Транспортные тарифы могут быть государственными и рыночными, общими и льготными, повременными и сдельными, одноставочными и многоставочными и т. п.
Контрольные вопросы:
1.Понятие транспортировка, ее сущность;
2. Виды транспорта;
3. Преимущества и недостатки видов транспорта;
4. Организация перевозки грузов;
5. Понятие транспортные расходы, сущность транспортных тарифов.