Лекция 4. Сбытовая деятельность, логистика сбыта.
Содержание темы:
1. Общие вопросы сбыта.
2. Функция хранения готовой продукции.
3. Функция продажи изготовленной продукции.
4. Функция отправки готовой продукции.
1. Сбыт есть единство складирования, продажи и транспортировки (отправки) продукции.
Составными частями сбытовой деятельности являются те же части процесса доставки продукции, как и в снабжении, но их логическая последовательность несколько иная. Если снабжение начинается с покупки продукции, то сбыт — с процесса складирования изготовленной (готовой) продукции, который затем переходит в ее продажу, а потом и транспортировку.
Другое отличие от процесса снабжения состоит в том, что сбытовая деятельность не является деятельностью, которая свойственна абсолютно всем участникам рынка. Сбытовая деятельность отсутствует у конечных потребителей готовой продукции, а является характерной лишь для производителей товаров, торговцев и тех участников рынка, которые оказывают платные услуги.
Следующее отличие сбытовой деятельности состоит в том, что если предметом снабжения может быть совершенно любая продукция, готовая к тому или иному ее потреблению (использованию), то предметом сбытовой деятельности всегда является продукция, готовая к ее продаже (реализации на рынке), а не вообще готовая для ее конечного употребления продукция.
Между снабжением и сбытом существует тесная взаимосвязь, которая состоит в том, что в большинстве случаев снабженческая деятельность имеет в некотором смысле подчиненное значение по отношению к сбытовой деятельности участника рынка в силу того, что на рынке в среднем продать продукт обычно сложнее, чем его купить.
Как и в снабжении, сбытовая деятельность основывается на ряде предварительных необходимых действий, которые обычно могут включать:
• организацию сбытовых органов, т. е. создание подразделений, организующих все процессы сбыта готовой продукции;
· контакт с покупателем, т. е. установление доверительных и желательно более-менее долгосрочных связей с покупателями готовой продукции;
· выбор формы сбыта, т. е. выбор способа поставки готовой продукции потребителям;
· нормирование и планирование сбытовых процессов;
· установление критериев оценки успешности (эффективности) сбытовой деятельности;
· взаимосвязь сбытовой деятельности с другими логистическими процессами на предприятии.
2.Функция хранения в сбытовом процессе в отличие от процесса снабжения предваряет процесс продажи готовой продукции, а не того или иного процесса ее употребления.
Основное отличие складской функции сбыта от аналогичной функции процесса снабжения состоит в том, что она в полной мере нацелена на процесс продажи готовой продукции, а не на процесс ее употребления.
Данная функция обычно состоит из следующих друг за другом процедур:
1) приемка продукции на хранение и организация ее хранения на складе готовой продукции;
2) упаковка продукции;
3) подготовка продукции к отправке покупателю.
Хранение готовой продукции обычно осуществляется наскладе готовой продукции, который обычно расположен отдельно от складов сырья и материалов, необходимых для процесса производства.
Данные операции производятся силами и средствами самого производителя (владельца готовой продукции), и связанные с ними затраты увеличивают (включаются в) совокупную стоимость (цену) реализуемой продукции.
3.Торговая функция сбыта, как и снабжения, — самая основная функция, ибо на рынке главное — это продать свой товар (т. е. получить за него деньги), а уж хранить или перевозить его — лишь вспомогательные операции в условиях рынка, т. е. по отношению к процессу купли-продажи товара.
Можно сказать, что торговая функция занимает центральное место в процессе сбыта и в экономическом, и в технологическом ее аспектах, в то время как в процессе снабжения она занимает центральное место лишь в экономическом аспекте, но не технологически.
Содержанием торговой функции сбыта являются следующие основные действия производителя:
• сбор (получение) заказов на поставку готовой продукции от ее покупателей;
• определение условий поставкиготовой продукции;
• договорная деятельность — заключение договоров поставки и принятие необходимых мер к их исполнению.
Среди условий поставки наиболее существенное значение обычно имеют ее стоимостные условия, связанные с распределением расходов на погрузку, транспортировку, страхование и разгрузку продукции между ее продавцом и покупателем. Потенциально возможны любые комбинации распределения этих затрат между ними: от несения всех (или почти всех) этих видов расходов самим покупателем до несения всех этих расходов только продавцом.
Продажа продукции есть одновременно ее покупка, поэтому торговая функция сбыта — одновременно и торговая функция снабжения в той части, в какой в процессе ее осуществления происходит одновременное участие в ней и продавца, и покупателя.
Как и при снабженческом процессе, только после завершения торговой функции производитель (продавец) или сам покупатель начинает процесс материальной доставки (транспортировки) продукции в пункт (место), устраивающий покупателя.
4.Транспортная функция сбыта, или функция отправки проданной продукции, завершает сбытовой процесс, поскольку в этом случае продукция не только переходит в собственность покупателя, т. е. переходит в его владение юридически, но и материально перемещается к нему.
Транспортировка проданной продукции, как и при снабжении, может осуществляться любым путем: самим продавцом или покупателем, или только специализированной транспортной организацией. Данный выбор зависит от транспортных возможностей сторон договора поставки и основывается на ихстремлении минимизировать все расходы, связанные с этим процессом.
Основные транспортные функции процесса сбыта обычно включают следующие операции:
• погрузку продукции, т. е. ее перемещение с места хранения на транспортное средство, которое должно доставить ее до покупателя;
• организацию процесса отправкиреализованной продукции;
• контроль за отправкой.
Отправка готовой продукции, если она осуществляется самим продавцом, обычно называется отгрузкой продукции, а если самим покупателем (грузополучателем) со склада производителя, то называется отпуском продукции.
Важно отметить, данный процесс перемещения готовой продукции в той мере, в какой он осуществляется самим покупателем, или в той мере, в какой он принимает в нем участие, одновременно становится процессом транспортировки продукции, относящимся к его собственной снабженческой деятельности.
Контрольные вопросы:
1.Отличие процесса снабжения от сбытовой деятельности.
2. Последовательность сбытовой деятельности.
3. Функция хранения в сбытовом процессе.
4. Торговая функция сбыта.
5. Транспортная функция в сбытовой деятельности.