Очистка пути от снега на перегонах
5.1. Очистка пути от снега на перегонах должна производиться, как правило, снегоочистителями. Ручная очистка допускается в тех местах, где нельзя пропустить снегоочиститель в рабочем состоянии (настилы переездов и подходы к ним, стрелки примыкания, участки пути на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и у других препятствий), а также во всех случаях, когда пропуск снегоочистителя задерживается.
5.2. Снегоочиститель направляют на работу по требованию начальника дистанции пути, его заместителя, ответственного дежурного дистанции, старшего дорожного мастера или дорожного мастера. Дежурный по отделению, получив извещение, принимает меры к срочному отправлению снегоочистителя на участок.
5.3. Начало работы снегоочистителей и снегоуборочных поездов устанавливается приказом начальника отделения дороги в адреса начальников отделов движения, локомотивного хозяйства и пути, начальников дистанции пути, локомотивного депо и всех начальников станций по маршрутам работы снегоочистителей и снегоуборочных поездов.
5.4. Очистка снега толщиной до 1 м производится плужными снегоочистителями СДП или СДП-М с последующей планировкой снежного вала, который может возникнуть вдоль пути при его расчистке. Снежные заносы высотой более 1 м ликвидируются с помощью роторных снегоочистителей.
Техническая характеристика снегоочистителей приведена в приложении 5.
5.5.В период сильных снегопадов и метелей в первую очередь снегоочистителем производится очистка от снега главных путей по всему участку обслуживания, после чего очищаются приемо-отправочные и другие станционные пути на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях. При отсутствии срочной необходимости в очистке от снега путей на закрепленном за снегоочистителем участке расчистка от снега боковых путей на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях производится после очистки главных путей в пределах данного раздельного пункта.
5.6. Снегоочистители сопровождаются руководителем работ от дистанции пути по должности не ниже дорожного мастера.
При следовании со снегоочистителем в рабочем состоянии руководитель обязан постоянно следить за свободностью впереди лежащего пути, показаниями сигналов, подаваемых с пути, и подавать имеющимися средствами связи соответствующие сигналы для машиниста.
5.7. Новые цельнометаллические снегоочистители СДП и СДП-М, имеющие удлиненную базу и дальний отброс снега за пределы пути, могут работать по схеме снегоочиститель - электровоз или снегоочиститель - тепловоз без прикрытия.
Эффективным способом очистки пути от снега является работа снегоочистителей "челноком". В этом случае формируется сплотка из двух снегоочистителей и установленного между ними локомотива. При таком способе работы исключается потеря времени на перестановку локомотива.
5.8. Очистку путей на трехпутных участках с нормальными междупутьями (первым 4,1 и последующим 5,0 м) целесообразно производить двумя двухпутными снегоочистителями. При проходе в одну сторону оба снегоочистителя должны идти в рабочем состоянии: один впереди по среднему пути, сбрасывая снег в сторону крайнего пути, а другой за ним вслед на расстоянии не менее 1,0 км по крайнему пути, сбрасывая снег под откос насыпи или на откос выемки.
На обратном пути снегоочистители возвращаются так же: один по среднему, другой по другому крайнему пути, очищая полностью все пути от снега.
5.9. Очистку путей от снега на четырехпутных участках с нормальными междупутьями целесообразно выполнять двумя двухпутными снегоочистителями. При первом проходе снегоочистители идут вслед в рабочем состоянии и очищают способом перевалки снега два пути с одной стороны. При возвращении снегоочистители очищают два пути с другой стороны (рис. 10).
Рис. 10. Схема очистки путей от снега на четырехпутном участке |
5.10. При образовании заносов на перегоне в полувыемке, расположенной на косогоре, в прямом или кривом участке пути расчисткуих необходимо вести в следующем порядке:
на однопутном участке - двухпутным снегоочистителем, направляя его с той стороны перегона, с которой снег может быть выброшен под откос косогора;
на двухпутном участке - двумя двухпутными снегоочистителями, движущимися по обоим путям последовательно один за другим, расстояние между ними должно быть не менее 1,0 км.
Снегоочистители направляются с той стороны перегона, с которой снег может быть переброшен за один заезд с одного на другой путь, а затем под откос косогора (рис. 11).
Рис. 11. Схема очистки путей на перегоне в полувыемке, расположенной на косогоре |
5.11. Во всех случаях отправление снегоочистителей на перегон осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР (М., Транспорт, 1987 г. 256 с.).
5.12. При работе плужных снегоочистителей на электрифицированных участках напряжение с контактного провода не снимается. Если расстояние от оси пути до внутреннего края опор контактной сети меньше 3,1 м, то необходимо соблюдать особую осторожность. При наличии таких опор работать с открытыми крыльями запрещается, так как в момент открытия или закрытия крыльев они могут задеть за опоры. В этих случаях крылья должны быть закрыты и зафиксированы транспортными запорами.
Участки пути, где имеются такие опоры, должны быть указаны в перечне опасных мест участка, закрепленного за снегоочистителем, и ограждены.
Кроме того, работать с раскрытым угловым крылом разрешается только на тех участках, где расстояние от внутреннего края опор до оси пути со стороны углового крыла не менее 3300 мм.
Если на участках пути, обслуживаемых снегоочистителем, имеются опоры, расположенные на расстоянии менее 3300мм от оси пути, то для возможности работы угловым крылом снегоочистителей СДП и СДП-М необходимо на этих снегоочистителях произвести обрезку подъемных подкрылков и козырьков по чертежам, приложенным к Инструкции по эксплуатации снегоочистителей двухпутных плужных СДП и СДП-М (ПТКБ ЦП МПС, 1976. 90 с).
При работе плужного снегоочистителя или струга с закрытыми крыльями на двух- или многопутном участке со стороны междупутья смежный путь сигналами не ограждается, но поездам, проходящим по соседнему пути, выдаются предупреждения в установленном порядке. В этих случаях крыло, находящееся со стороны междупутья, должно быть зафиксировано транспортными запорами. В случае нарушения при работе габарита подвижного состава со стороны междупутья необходимо перед скрещением на перегоне с поездами работу снегоочистителей или стругов прекращать и крыло снегоочистителя или струга со стороны междупутья заблаговременно закрывать. При необходимости работы снегоочистителя или струга с открытым крылом со стороны междупутья соседний путь для движения поездов закрывается.
5.13. После прохода плужного снегоочистителя для разделки откосов снежной траншеи и планировки валов снега применяется струг или бульдозер, а при их отсутствии путевые бригады должны своевременно выполнять развалку валов снега вручную с пологим отводом их в сторону от пути, особенно тщательно следует производить планировку снега на нулевых местах.
5.14. Работой по очистке путей роторным электроснегоочистителем руководит старший дорожный мастер или дорожный мастер.
Направление на работу роторного снегоочистителя производится начальником отделения дорога по заявке начальника дистанции пути, на участке которого имеется надобность в расчистке образовавшихся глубоких снежных заносов или в разделке откосов снежной траншеи.
При очистке пути роторным снегоочистителем на двухпутном участке, когда второй путь расчищен, поезда, следующие по этому расчищенному пути, пропускаются со скоростью, устанавливаемой руководителем работ, в необходимых случаях с проводником. Об этом должно быть указано в предупреждении, выдаваемом машинисту поезда. Место работ роторного снегоочистителя ограждается по соседнему пути сигналами остановки. К проходу поезда работа снегоочистителя прекращается и крылья закрываются. При работе на электрифицированном участке напряжение с контактного провода должно быть снято. В зависимости от глубины и плотности снега работа электроснегоочистителя по расчистке снежного заноса может происходить за один или два прохода. При глубине снега до 1 м и незначительной плотности расчистку снега производят за один проход, т.е. с раскрытыми крыльями. При глубине снега более 1 м расчистку осуществляют за два прохода: первый проход с раскрытыми вертикальными подкрылками и закрытыми крыльями, второй проход - по разделке траншеи - с открытыми крыльями.
5.15. На наиболее заносимых и трудных по профилю участках пути, где в период метели предусматривается круглосуточное дежурство рабочих бригад для расчистки снежных переметов, должна быть установлена временная телефонная связь с дорожным мастером или бригадиром пути. Для дежурных рабочих бригад должен быть установлен график работ и предоставлено помещение для обогрева и принятия пищи.
5.16. В случае остановки поезда на перегоне из-за снега и невозможности выехать на свободный от снега участок пути машинист должен затребовать помощь и действовать в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР (М., Транспорт, 1987. 256 с.).
5.17. При образовании глубоких заносов очистку пути, на котором находится состав, следует производить по частям и по мере его очистки вагоны выводить на очищенное от снега место. Освобожденный от заноса состав по частям или полностью выводится на раздельный пункт для формирования и дальнейшего следования по назначению.
После уборки состава с занесенного участка пути необходимо немедленно закончить разделку стенок снежной траншеи с таким расчетом, чтобы следование поездов и работа снегоочистителя при последующей очистке пути могли выполняться беспрепятственно.