Конкуренцияв сфере автосервисных услуг

Прианализедеятельностиавтосервиснойорганизации необ- ходимопроведениеоценкиегоконкурентоспособности. Впроцес- сеоценкиконкурентоспособностинеобходимоучитыватьвозмож- ностьицелесообразность:

• выполнениягарантийногообслуживаниянарядуспроведе-

ниемобычных видовобслуживанияиремонта;

• удобстварасположения сервиснойорганизации (близкоот дома илиработыклиентов, наличия развитойинфраструктуры

общественногоавтотранспортадляполученияотремонтирован-

ногоавтомобиляидр.);

• приемлемогоилиболеенизкогоуровняцен(чтохарактерно

дляорганизацийсузкойспециализациейнаотдельныевидыра-

бот);

• индивидуальногоподхода,большеговниманиякпотребнос-

тямклиентуры(чтохарактернодлямелкихавтомастерских,со- здающихусловиядляприсутствияклиентоввпроцессеремонта,

общениясмастерамиит.д.);

• деловых, приятельских или родственных отношений свла- дельцами автосервисных организаций, бесплатного взаимовыгод- ногообмена услугами;

• более длительного периода работы втечение суток (втом числев выходныедни),удобныечасыработыавтосервисной орга- низации дляклиентуры;

• обеспечения высокого качестваисвоевременности выполне- ния сервисных работидр.

Приэтомизучение рынкаиконкурентов имеетособенное зна-

чение вусловиях быстрого расширения спектра услуг, высокой рентабельности идолжно бытьнаправлено натежеобласти, ко- торыеявляются предметоманализасобственного потенциалаорга- низации:

возможные стратегии конкурентов; текущее положение конкурентов; финансовые возможности;

предпринимательская философия икультура;

цели конкурентов.

Дляпрактического сбораданныхможетбытьиспользовано све- дение необходимой информации кчетыремэлементам,аименно:

целинабудущее;

текущиестратегии;

представленияовозможностях;

возможностиконкурентов.

Исследованиедеятельностиконкурирующих автосервисных организаций,какианализспроса,осуществляетсявтриэтапа:

выявлениедействующихипотенциальныхконкурентов;

анализ показателейдеятельности, целейистратегииконку- рентов;

выявлениесильныхи слабыхсторондеятельностиконкурентов. Анализконкуренциинарынкеосуществляетсяврамкахобщей системысбораиобработкиинформации,действующейворгани-

зации.

Выявлениедействующих ипотенциальныхконкурентовпро- водится,какправило,наосновеодногоизподходов:первыйсвя-

зансоценкойпотребностейвуслугах,удовлетворяемыхнарынке основными конкурирующимисервиснымиорганизациями; вто- ройориентируетсянаклассификациюконкурентоввсоответствии

стипамиприменяемойрыночнойстратегии.

Припервомподходеконкурирующиесервисныеорганизации группируютсявсоответствиистипомпотребностей,которыеудов- летворяютихуслуги,ивыделяютсяследующиеосновныегруппы конкурентов:

• организации,ориентирующиесянаудовлетворениевсегоком- плексазапросов, предъявляемыхпотребителемкданномувиду услуг;

• организации, специализирующиеся наудовлетворении спе- цифических потребностей отдельных сегментов рынкауслуг;

• организации, намечающие выходнарынок саналогичными услугами;

• организации, обслуживающие другиерынкианалогичных ус- луг,выходкоторых наданный рынок является вероятным.

Восновеподобной группировки лежитсоответствующая клас-

сификация услуг,удовлетворяющих тойилииной потребности.

Припроведении анализа конкурентов необходимо ответитьна

вопросы табл.45.1изаполнить еесвободные ячейки.

Таблица 45.1

Анализконкуренциииконкурентоввсфереавтосервисныхуслуг(форма)

    № п/л   Постановка вопросапри исследовании объектаилиметод егоанализа Харакгеристи- каиоценка фактического состояния дел Прогноз положения дел. Оценкаегопоказате- лямиидействияпоего улучшению.
1. Ктоосновные конкуренты вашейорганизациинарын- кеуслугпокаждому сегменту?    
2. Какиеметодыконкурентной борьбыонииспользуют?    
3. Какуюдолюрынказани- маеткаждыйконкурент?    
4. Каковыперспективы развития конкуренции?    
5. Каковыуконкурентов цены,ценоваяполитикаи качествоуслуг?    
6. Каковысильныеислабые стороныкаждого конкурента?    
7. По отношению ккаким конкурентам выдействуете успешнееипочему?    
8. Каковавозможная реакция конкурентов на: введениеновыхуслуг нарынок? изменение ценваших услуг? увеличениедолирынка вашейорганизации?    

Окончаниетабл.45. 1



  No п/п   Постановкавопросапри исследованииобъектаили методегоанализа Характеристи- каиоценка фактического состояниядел Прогнозположениядел. Оценкаегопоказате- лямиидействияпо его улучшению
9. Какиестратегиистимули- рованиясбытауслугпри- меняютвашиконкуренты?    
10. Чтовызнаетеобихтехно- логиипроизводства сервисных услуг?    
11. Каковы ихофициальные данныеоприбылях и убытках?    
12. Числоработающиху каждого конкурента?    
13. Каконирекламируют новыеуслуги?    
14. Какониподбирают себе управляющих(менеджеров)?    
15. Каковаунихобстановка со снабжением запасны- мичастямииматериала- ми?    

Второйподходпредусматриваетпроведениеанализапоказате- лейдеятельности,целейистратегииконкурентов, чтоявляется важнейшимтребованиемпроведенияисследованияконкуренции нарынке.Прогнозповеденияконкурентовстроитсянаосновеучета следующихфакторов:

размера,темповростаиприбыльностиорганизацийконкурен- тов·' .

мотивовицелейихпроизводственно-сбытовойполитики;

текущейипредшествующейстратегии сбыта;

структурызатратнапроизводство;

организациипроизводстваисбытауслуг;

уровняихуправленческой:культуры.

Набазеанализауказанныхфакторовформулируютсявыводыо сильныхислабыхсторонахстратегииконкурентов.Приэтоммо-

гутбытьполученыследующиеприблизительныеданные:

численностьперсонала,структурапрямыхинакладныхрасхо-

дов;

сравнительнаястоимостьсырья,запасныхчастей,материалов

икомплектующихчастей;

Таблица 45.2

Анализсильныхислабых сторон конкурентовисобственной организации(форма)

  Факторы, характеризующие организацию   Преимущества   Недостатки   Оценка
Менеджмент организацииПредпринимательская культураи философия Целииформулируемыестратегии Системамотивациисотрудников      
Производство Оборудование Гибкостьпроизводственных процессов Качествопроизводственного планирования иуправления      
Научныеисследования иразвитие Интенсивностьирезультаты Ноу-хау Использование новых информационных технологий      
Марк:етивrОрганизациясбытауслуг,комплек- тующих,запасныхчастейи материалов Расположение сбытовыхфилиалов Фаза«жизненногоцикла»у важнейшихпродуктов      
КадрыВозрастнаяструктура Уровеньобразования Квалификация имотивация менеджмента      
Финансы Долясобственногокапитала Финансовый баланс Возможностиполучения кредитов      

капиталовложениявосновнойкапитализапасы;

объемпродажуслуг.

Определениесильныхи слабыхсторондеятельностиконкурен-

тов- этоконечный итогмаркетинговогоисследованияконку-

ренции нарынке, вкотором концентрируется результат анализа всехаспектов производства, финансов истратегии автосервисных организаций-конкурентов и формулируются выводы овозмож- ныхспособах противостояния им.

Всесторонний анализ приведенных характеристик деятельнос- тиконкурентов (см. форму, указанную втабл.45.2), втомчисле

выявление ихсильныхислабыхсторон, позволяет фирме, прово- дящей маркетинговые исследования, сделатьвыводы относитель- новозможных вариантов выходанарынок илидальнейшего рас- ширения рыночной доли сервисных услуг.

Глава 46

МАРКЕТИНГОВЫЙАНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЕМКОСТИ РЫНКА И СПРОСА НААВТОСЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ

Проектирование СТОАвусловияхактивного рынка невоз- можнобезиспользования программныхметодовизучениярын- касреды,в которойпредполагаетсясозданиеорганизацииавто- сервиса.Поэтомунеобходимаскорректированная на рыноксис- темаметодикпредварительной оценки, анализа ирасчетовос- новныхпоказателейпроектируемойстанции,гдеважнанетоль- коточностьполучаемыхпараметров,нострогая логическаяпос- ледовательностьвыполнения работыпообоснованиюирасчету СТОА(рис.46.1).

Сервисноеобслуживаниетребуетопределенныхкапитальных

вложенийипривлечениятрудовыхресурсов.Увеличениеобъема сервисных услугдаетвозможность получениядополнительной

прибыли.Приорганизациисервисного обслуживаниявозникает необходимостьвпроведенииисследований, связанныхсмарке- тинговыманализомиопределениемпредполагаемогообъемасер- висныхуслугвопределенном регионе.Этотобъемдолженбыть освоенсуществующейисоздаваемойсетьюсервисныхорганиза- ций.

Общаялогикаанализаобъемауслугсводитсякследующему.

1.Врегионевисходный моментвремениt0имеется определен-

ныйавтомобильныйпарк(J,рис.46.2),которыйдиктуетисходя из его конструкции,технического условия, возраста, условий

эксплуатации идругихфакторов определенныйобъем(потреб- ность)вуслугахпоТОремонту2идругимвидамработ.

2.Этапотребностьчастично(илиполностью)покрываетсясу-

ществующейсетьюсервисныхорганизаций3.Причемчастьавто-

мобилейилиопределеннаяноменклатурауслугможетобслужи-

I ПроектированиеСТОЛ

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru 1

t t

Оценкапараметроввнешнейсреды регионаразвитияСТО

Определениепараметровпроекти- руемойстанциитехобслуживания



Определение потенциальных потребителей услугавтосервиса

Анализконку- рентнойсреды всфереуслуг автосервиса

1=1

+

Маркетинговыйанализипрогнози- рованиеемкостирынкаиспроса

наавтосервисныеуслугиврегионе

1

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru + + +

1

Общиепо- ложенияпо определе- ниюпроиз- водственных мощностей

Расчет ГОДОВЫХ объемов

сто

,

Расчет числа постов

Требованияктерритории,помеще- ниям, планировкеипроизводственной мощностиподразделенийавтосервиса

Рис.46.1.Структурный графпроектирования станциитехнического обслуживания автомобилей

Показатели

    Б ...... 2 .. ...... б.о,...:;;.....
.. ..--.

Рис.46.2.Схемапрогнозирования из- мененияразмерапарка,необходимого ифактическогообъемовуслугсервис- нойсистемырегиона:

А- прогнозизмененияразмерапарка;Б-

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru з »>

в»>

прогнозизменениянеобходимогообъема сервисныхуслуг врегионе;В - прогноз измененияфактическогообъемасервисных

1о Кратко- срочный

11. Средне- срочный

услугврегионе;t0­ исходныймоментвре- мени;t1- окончаниепериодакраткосроч-

прогноз прогноз

ного прогноза; 12 ­ окончание периода

среднесрочногопрогноза;Л- предпола-

гаемыйразрыв

ватьсяиливыполняться вдругихрегионахилисилами самихвла- дельцев.

3.Данная ситуация неявляется стабильной:вперспективе ра-

стетпаркАинеобходимый объемуслугБ;увеличиваются мощ-
ности (засчетрасширения, реконструкции, технического пере-

вооружения) существовавшей висходный момент сети органи-

заций В.

4.Очевидно, длятогочтобырешить, нужноливданном реги- оне ставить сам вопрос оразвитии или строительстве ивводе в эксплуатацию сервисной организации, следует оценить предпо-

лагаемый разрыв Л к моменту времени t1междунеобходимым объемомуслуг5итем,которыйможетобеспечить существующая сетьсервисныхорганизацийприеемодернизации6.

5.Сложностьданнойзадачиприреальнойеепостановкеиреше- ниисостоитвпрогнозированиипотенциальныхпотребностейифак- тическихвозможностейсуществующейсетисервисныхорганиза- ций,которыефункционируют подвлияниеммногих переменных факторовинеапроксимируютсялинейнымизависимостямиили

<<ОТдостигнутого».

6.Этиреальносуществующиенапрактикесложностирешают-

сяследующимобразом.РазмерпаркаврегионеАпрогнозируется сиспользованиемлогистическойзависимостиисучетом дина- микиегоразвитиявпрошлом,состояниявнастоящемипоказа-

телейнасыщенияавтомобиляминаселениявбудущем.

РазмерпотребныхуслугБпрогнозируетсянаоснованиирос-

таразмерапарка,измененийинтенсивностииусловийэксплуа-

тации, техническогоуровняпарка,долипотенциальных услуг,

удовлетворяемыхсуществующейсетьюсервисных организаций

региона.

Потенциальная возможностьсуществующейсетисервисных

организацийрегионаможетоцениваться:

экспертно;

детальнойпроработкойвозможностей ростапропускнойспо- собностидействующихорганизаций(засчетрасширения,много-

сменной работы,механизации, повышения квалификации пер- соналаит.п.).

Размерлагаt~= t1- t0воценкепрогнозируемыхпоказателей

(спросанауслуги)определяетсяпродолжительностьюсозданияи

согласованияпроектно-разрешительнойдокументации,строитель-

ствомивводом вдействиеновойорганизации,т.е.2...3годами.

Величиналагаt;=t2- t0припрогнозированииразмерапарка

дляполученияболееустойчивыхрезультатовдолжнасоставлять

неменее5лет.

Однимизглавныхфакторов,определяющихмощностьитип

сервиснойорганизацииявляетсячислоисостававтомобилейпо

моделям,находящимся взоне обслуживания развиваемой или

вновьпроектируемой станции, атакжечислоихзаездовнаобслу- живание иремонт (загод,месяц, сутки).

Приобосновании мощности иразмеров какдействующей, но

развиваемой, так ивновь проектируемой СТО необходимо учи- тыватьналичиеипропускную способность действующих органи- заций автосервиса вданном регионе (районе), возможность их совершенствования иразвития.

Развитие мощности действующих организаций автосервиса, а также проектирование ипоследующее строительство любой но-

войСТОнеобходимоувязыватьс перспективой увеличения парка автомобилейинасыщенности населенияими,изменениями вкон- струкции автомобилей, условийихэксплуатации идругимифак- торами.

Отграмотного технико-экономического обоснования вомно- гомзависитпоследующаяработаСТО.МощностьСТОдолжнабыть такой, чтобыобеспечивалась прибыльность ипривлекательность еедляклиентурыСТО.Приэтомпривлекательностьнарядусуров- нем цен и составом предоставляемых услуг определяется каче- ством ипродолжительностью обслуживания. Поэтому организа- ция автосервиса должна иметьопределенный резерв мощности, который позволяет погасить сезонную неравномерность потреб- ности вТОиремонте автомобилей.

Общаяпостановка задачимаркетингового исследования иана- лизаразвития илистроительства новой организации автосерви-

сасводитсякследующему:в определенном регионе (районе,тер- ритории) для обслуживания и ремонта легковых автомобилей имеется рядсервисных организаций - СТО.Требуется провести оценкуцелесообразности развития илисоздания вэтомжереги- оне (районе, территории) ещеодной СТО, определить еенеоб- ходимуюмощностьитипприусловии,чтовнастоящий моменти наперспективу будетобеспечен спросклиентуры науслугиавто- сервиса.

Маркетинговый анализспросанауслугиврегионе вупрощен- номвидеможетсодержатьследующиеосновные этапы:

1 этап - определение основных показателей, характеризую-

щихпотребность региона вуслугахавтосервиса;

2этап- оценка спроса науслугиавтосервиса врегионе;

3 этап- прогнозирование динамики изменения спросанаус- лугиавтосервиса врегионе.

Определениеосновныхпоказателейпотребностирегионавуслу- гах автосервиса. Наосновании исходныхданных(численности жителей региона, насыщенности региона легковыми автомоби- лями, динамики ихизменения идр.)дотекущего момента ина перспективу определяются следующиепоказатели:

числолегковых автомобилей врегионе;

годовыепробеги автомобилей (помоделям);

наработка, тыс.км,наодин заездавтомобиля наСТО; годовоечислозаездовавтомобилейрегионанаСТО. Числолегковыхавтомобилейврегионе

н.1 =А-1п-1/1000,

(46.1)

гдеА;­ численностьжителейрегионавi-ймоментвремени;п,­ насыщенность регионалегковыми автомобилями вi-й момент времени(i= 1 - текущиймомент;i= 2- перспектива).

Например:для i=1,А1=48000жителей,п,=100автомобилейN1=

=48000·100/1000=4800автомобилей;дляi=2,А2 =78000жителей,

п2 =150автомобилейN2=78000·150/1000=11 700автомобилей.

Приопределениидинамики изменения числалегковыхавто-

мобилейврегионеилинасыщенности имирегионазадаваемый временнойлаготмоментавремениt;=т долженсоставлятьне менее5лет.

Решениеданнойзадачиможетбазироватьсянаиспользовании логистическойзависимости, учитывающейдинамикуизменения насыщенностинаселениярегиона легковымиавтомобилямив прошлом,состояниянасыщенностивнастоящемибудущем.

Произведемрасчетвусловияхэтогопримеравремени,необ-

ходимогодлядостижения насыщенности населения автомоби- лямип2 =птах =150авт./1000жит.

Изменениенасыщенностиотвремениtимеетвид:

n1=

nmaxnm

'
пт+(nmax -nn,)exp[-qnntax(t-т)]

(46.2)

где п,,,- насыщенностьнаселениярегионалегковымиавтомоби- ляминатекущийгод(t=т);птах ­ предельноезначениенасы- щенности;q ­ коэффициент пропорциональности, характеризу- ющийинтенсивностьизменениянасыщенности;т­ индекс(но- мер)текущегогода.

Ввыражении(46.2)qлриметвид:

т т
L(Лпiп,2)- птахL(Лn;n,)

q=_ t=I t=I

L L
т т т

n~ax n,2 ­2nmaxL,п;+ n;

t=I t=It=I

(46.3)

гдеп,­ значениенасыщенностивt­мгоду;Ьп,­ приростнасы- щенностиот(t - 1)-годоt­гогода,т.е.

Ьп, =п,­п,_1•(46.4)

Например,дляисходныхданных,представленныхвтабл.46.1, характеризующихизменениенасыщенностизагоды,предшеству- ющие текущему(т.е.заt<т)инатекущийгод(t=т), значения

коэффициента qинасыщенности п,(дляt~т)равны

(2· 502+10· 602+17·752 +25· 1002)-150(2 · 50+17· 60+

q=- 1502(502 +602+752+1002)- 2· 150(503+603 +753+1003) +

+17·75+25· 100) =О 0024673·

+(504 +604 +754+1004) ' '

для2003г.,т.е.дляt= т=4,насыщенность равна

п,= п;= 100авт./1000 жит.;

ДЛЯt=5(2004Г.)

nr­s =

150· 100

=

- 100+(150-100)ехр[-0,0024673· 150(5-4)]

=115,5авт./1000жит.;

дляt=6(2005г.)

150· 100

-
. nr­6=100+(150- lOO)exp[-0,0024673· 150(10-4)]=

=121,1авт./1000жит.;

для t=10(2009г.)

150·100

п,-10==

- 100+(150- IOO)exp[-0,0024673·150(6- 4)]

=142,3авт./1000 жит.

Таким образом,заданная(перспективная) предельнаянасы- щенность населения автомобилями п2 =пmзх = 150авт./1000жит. можетбытьдостигнута через(11- 4)=7лет.

Таблица 46.1

Пример динамики изменения насыщенности регионалегковыми автомобилями натекущий ипредшествующие емугоды"

Годы т, Годыt;, (1,= т,­1999) Насыщенность п,авт./1ООО жит.   Прирост насыщенности Лп,
о о
4=т

*Насыщенностьрегионап,дляtsтопределяетсянаосновестатистических отчетныхданных.

nt>авт./1000 жит.

п= 121,1(насыщенность намомент запуска СТО)   Кратко срочный Среднес прогноз про
конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru --------------------------------------~-~-----.-..------,

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru -

рочный гноз

t=4 t=6

(расчетныйгод (год запуска

текущего проектируемой периода) СТО)

Рис.46.3.Прогнознасыщенности регионаавтомобилями

t,годы

Графическая иллюстрация прогноза изменения насыщенности регионаавтомобилями представлена нарис.46.3.

Годовое количество обращений (заездов) автомобилей регио- нанадействующие СТОравно

N N с;

(46.5)

Г·I

= iвi~'

Е,

гдеi ­ индекс текущего (1)периода иперспективы (2);Bi­ доля

владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО; Lr; ­

среднегодовой пробег автомобилей; Е,­ средняя наработка ав- томобиля наобращение наСТО.

Например, для i= 1 (2003 г.), В1=0,3, Lr, =15тыс. км,Lt=

= 8тыс. км Nr,= 4800· 0,3· 15/8= 2700 обращений; для i = 2

(после2009г.),~2 =0,45, Lr2=15 тыс.км, Е: =8тыс. км Nr2=

= 11700·0,45·15/8=9872обращения.

Оценкаспросанауслугиавтосервисаврегионе.Вупрощенном

видеоценка можетбазироваться нарезультатахэкспертной оцен-

ки текущего состояния спроса и перспектив развития для рас- сматриваемой совокупности СТОрегиона.

Врамкахтекущегосостояния спросадлядействующих СТОре- гиона оценка осуществляется последующим показателям:

фактическое годовоечисло обращений наk-юСТО, Mk;

удовлетворение спроса на k­й СТО, Wk,%.

Втожевремянеобходимо проведение экспертной оценки дей-

ствующих СТОсточки зрения ихближайших перспектив разви-

тия навременном лаге, равном tл=2 ...3 годам,втечениекото- рыхпредусматривается созданиеисогласованиепроектно-раз- решительной документации, строительствоивводвдействие новой,конкурирующейснимиорганизациив рассматриваемом регионе.

Приэтомэкспертизапроводится попоказателям,оцениваю- щимвозможность увеличениячислаобращенийпослеразвития конкретногоСТО,чтоопределяется:

какправило,сложившейсяконъюнктуройрынкауслугпоТО

иремонтуавтомобилейврегионеидинамикой ееизменения, выявляемойнаосновеопытакомпетентныхпредставителей(экс- пертов)рассматриваемыхСТО;

финансовымивозможностямиразвитияСТО;

наличиемземельногоучастка,егодостаточнойплощадью,про- изводственнымиплощадямииихрезервом,техническойвозмож- ностьюреконструкцииирасширенияСТО.

Экспертамиввыбранныхорганизацияхвыступаюткомпетент-

ныеспециалисты,занимающиесявопросами менеджмента,мар- кетинга,управленияпроизводством(техническийдиректор,ком- мерческийдиректор,егозаместители,специалистыпланирую-

щихподразделений,сервис-менеджерименеджер поприемкеи выдаче автомобилей,мастера,начальникпроизводства,началь- никисменидр.).

Оценкаудовлетворенного инеудовлетворенногоспросапро- водитсянаосноведанных,характеризующихфактическоегодо-

воечислообращений М,ипроцентудовлетворенияспросана

k­й стоwk.

В данномслучаеподудовлетвореннымспросомпонимается

числообслуженныхнаСТОавтомобилей(числообслуженныхза-

ездов).Причемнеобходимоиметьввиду,чтообщийгодовойспрос

М,т.е.фактическоечислозаездовнарассматриваемыеСТО,мо- жетпревышатьгодовоечислозаездовавтомобилейрассматривае-

могорегионаNr.,

(дляi= 1),посколькуданныеСТОмогутобслу-

живатьавтовладельцевдругихрайонов.

Удовлетворенныйспроспоk-йСТО

м.,=мkwk/100, (46.6)

гдеk- индекс(номер)СТО;Wk- удовлетворенныйспрос,%.

Общийгодовойспрос

к

M=LMk.

k=l

ОбщийудовлетворенныйгодовойспроснавсехСТО

к

н;=rмYk"

k=I

(46.7) (46.8)

Неудовлетворенный спрос повсем СТОдля всехмоделей ав- томобилей

Мну=М­ Му.(46.9) Есливеличины общегогодовогоспроса Мбольшегодового числаобращений Nг,натекущийпериод,томожноопределить

годовойспросклиентурыиздругихрегионов,т.е.

М'=М-Nг1•1•(46.10) Максимальныйгодовойспроснадальнююперспективу(i=2)

сучетомобслуживанияклиентурыдругихрегионовможетбыть приближенноопределенизвыражения

м>Nr·,.2 +М', еслиМ'>О;

~ - {NГjc2,еслиМ'­5.о. (46.11)

Примеррезультатоврасчетадляпредварительновыявленных наосновеэкспертизы значений М,и Wkподвумдействующим СТОпредставленвтабл.46.2.

Величинанеудовлетворенного спросанатекущийпериодрав- наМну= 5000- 3720= 1280обращений.Этосоставляет25,6%от общегогодовогоспроса.ЧислообращенийнаСТОклиентурыдру-

гихрегионовсоставляетМ'=5000-2700=2300.Максимальный годовойспроснадальнююперспективу(i=2),т.е.черезt?..8лет,

будетравен:м~?..9872+2300,т.е.болеечем12172обращения.

Такимобразом,через7лет,посравнениюссегодняшнимсо-

стоянием,появляетсянеобходимостьвпотенциальномдополни-

тельномудовлетворенииТОиремонтаавтомобилейнаСТОре-

гионавразмере(12172- 720)=8452обращения.

Наосновеполученныхрезультатов ииханализаможетбыть приняторешениео строительственовойСТО,посколькунатеку-

щиймоментвремениимеетместозначительныйнеудовлетворен- ныйспроснауслуги.Темболее через8летзначениеспросана услугивырастетзначительно,т.е.болеечемв2,4раза.Однакодля полученияболееточныхрезультатовтребуетсяпроведениерасче- тов,связанныхсоценкойдинамикиизмененияспросанауслуги

Таблица 46.2

Оценкаудовлетворенногоспроса, числообращений,науслуги автосервиса врегионенатекущийпериод(пример)

  NоСТО   Годовой спросМ1с   Удовлетворение спросаW., % Удовлетворенный спросМУ1с
Итого

13 Власов 385

автосервиса врегионеинаегоосновеопределения рациональной мощности строящейся СТО.

Ilрогнозированиединамики измененияспросанауслугиавто­ сервисаврегионе.Приоценкепрогнозируемыхобъемовуслуграз- мервременноголагаопределяетсяпродолжительностьюсоздания исогласованияпроектно-разрешительнойдокументации,строи- тельствомивводомвдействиеновойСТОи,какправило,со- ставляет2...3года.Приэтомрешениеданнойзадачитакже может базироватьсянаиспользованиилогистическихфункцийсучетом текущегоМи максимального перспективногогодовогоMrспро- совнауслуги,атакжескоростиизмененияспроса,выражаемой черезкоэффициентпропорциональности<р, достигнутыйспросу ипотенциальнуювеличинунеудовлетворенногоспросаMr- у.При заданнойилиимеющейсядинамикеизмененияспросаУр =f{ti) наретроспективномпериоде,т.е.затлетдорассматриваемого текущегомомента{tj$ т,имеетсявозможностьвопределении для задаваемого временного лага коэффициента пропорцио- нальности<р ипрогнозныхзначенийизмененияспросанауслуги поТОиремонтулегковыхавтомобилейу1наСТОрассматривае- могорегиона.

Приэтомкоэффициент<р изначенияспросанауслугипого- даму1определяютсяизвыражений:

(46.12)

и

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru Yr =

МпМ

-------------

(46.13)

М+(Мп-М)ехр[-<рМп(t-т)}

гдеt­ номерагодов,относительнокоторыхопределяетсядинами- каизмененияспроса;т­ номертекущегогода(2003г.);у1- значениеспросавt­мгоду;Лу1­ приростспросаот(t- 1)-годо t­гогода,т.е.

Луr =Yr- Yt-1·(46.14) Например,дляисходныхданных,представленныхвтабл.46.3, характеризующихизменениеиприростспросанауслугипоТОи

ремонтунатекущийt= типредшествующиеt<темугоды,

значениекоэффициентаер равно:

(0,1· 3,12)+(0,4·3,52)+(0,5· 4,02)+(1· 5,02)-

ср =- 12,172(3,12+3,52 +4'02 +5,02) -2. 12,17х ~

~ -12,17(0,1 ·3,1 +О,4· 3,5+О,5· 4+1 ·5) =ооl6S2. х(З,13+3,53 +4,03+5,03)+(3,14 +3,54+4,04 +5,04) '

Таблица 46.3

ПримердинамикиизмененияспросанауслугипоТОиремонту автомобилейнатекущийипредшествующиеемугоды"

    Годыл:     Годыt; (t,=~ -1999)   Изменение спросанауслуги У,, тыс. обращенийвгод Приросты измененияспроса Лу1,тыс. обращенийвгод
  о   3,0 о
      3,1   0,1
      3,5   0,4
      4,0   0,5
    4=m 5,0   1,0

*Изменение спросау,дляt~ топределяется наосновестатистическихот- четныхданных.

Прогнознаяоценкадинамикиизмененияспросанауслугиу1в регионенавременномлаге, соответствующем окончаниюстрои- тельстваизапускаСТО,равном2годам(т.е.дляf= 4,t==5иf=6):

спроснаконецтекущегогода(t == т= 4)

=
_ 12,17·5,О

Yr­4­

- 5,О+(12,17-5)ехр[-О,О1652· 12,17(4-4)]

=5,Отыс.обращенийвгод;

спроснаконец 1-гогодапослепроектнойотработкииначала строительстваСТО(дляt= 5)

_ 12,17·5,О

Yr=s ­

5,О+(12,17-5)ехр[-О,01652· 12,17(5- 4)]=

=5,6тыс.обращенийвгод;

спроснаконец2-гогодаиокончаниястроительстваСТО(для

t=6)

_ 12,17·5,О

У,=б ­ 5,0+(12,17-S)exp[-0,01652·12,17(6-4)]=

=6,21тыс.обращенийвгод.

Такимобразом,разрывмеждуспросомнаб-йгодитекущим удовлетвореннымспросом (дляt=т=5)составляет(6210- 3720)=

=2490обращений.

Всвоюочередь,прогнозируемый спрос науслугипоk­й СТО наближайшуюперспективусучетомееразвития(наосновеэкс- пертизы,проводимойсучетом требований,изложенныхранее) определяетсяизвыражения

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru (46.15)

гдеak- возможноеувеличениечислаобращенийнаСТОнабли- жайшуюперспективусучетомееразвития,полученноенаосно- веэкспертныхоценок.

Например,дляпредварительноопределенныхakдля1-йи2-й СТО,равныха1=1,3иа2=1,4соответственно,значенияМпkбудут: Мп1=1760·1,3=2288обращенийиМп2 =1960·1,4=2744обраще- ния.

Общеевозможное(прогнозируемое)числообращенийнасу-

ществующиеСТОрегионасучетомихразвития

к

и;=rмПk'

k=l

(46.16)

ДлянашегопримераМ;равно:М;=2288+2744=5032обра- щения.

Сучетомспросанауслугинаконец2-roгода,т.е.окончания

строительстваивозможноговводавдействиеновойСТО(Уп=Yr=6),

дополнительныйспроснауслугисоставит:

Мд.у=Уп- М; (46.17) Длярассматриваемогопримерадополнительныйспроссоста-

вит:Мд.у=621О - 5032= 1178обращений.

Такимобразом,окончательнопринимается:Мд.у:5 1200обра-

щений.

Графическаяиллюстрацияизмененияспросанауслугипред-

ставленанарис.46.4.

Анализрезультатов,представленныхнарис.46.4,показывает,

чтоприперспективноммаксимальномгодовомспросеMr=12172 обращения,намоментзапускастроящейсяСТО(t=6,Т;=2005г.) общийспросврассматриваемомрегионесоставитУr=б=Уп=6210 заездов.Втожевремявозможноепрогнозируемоегодовоечисло обращенийнасуществующиеСТОсоставитМ;= 5032.Следова- тельно,потенциальныйдополнительныйспроснауслугивреги- оненамоментзапускапроектируемойСТОМд.усоставит1178об- ращений.

Наданном рисунке М;= 3720представляетсобойвеличину удовлетворенногогодовогоспросаврегионенатекущийпериод

(t=4).

Всвоюочередь, условноприкрепленноечислоавтомобилейк

проектируемойСТОсоставит:

   
Мж=12 172     .  
   
   
   
   
у

  Уп=у6=6210 Мду=1178 --------~----------Mn=5032 ------------------ М=у4 =5000------   2 3 4 5 6 7 8 9
конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru о 1

Рис.46.4.Графическая иллюстрация прогнозного изменения спросана услугиврегионепообслуживаниюподвижногосоставанамножествеСТО

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru Длярассматриваемогопримера:А=

билей.

(15/8)0,45

(46.18)

=1396автомо-

Среднеечислозаездоводногоавтомобилянапроектируемую

СТОвгодсоставит:

Длярассматриваемогопримера:

год.

(46.19)

--
=
d
- 11786=О,844обращенияв

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru 139

Аналитические параметрыоценки потенциала истепени освое- ниярынкаавтосервисных услуг.Паркавтомобилейрегионаиди- намикаегоизмененияявляютсяпотенциальнымрынкомдляреа- лизации услугпообслуживаниюиремонту,запасныхчастейи принадлежностей. Наданныхопаркеиспросенауслуги может бытьоснованрасчет некоторыхоценочныхпоказателей,вкаче- ствекоторыхмогутвыступать:

сервисныйпотенциалрынка;

степеньосвоениярынка;

дополнительный потенциалрынка сервисныхуслугидругие

показатели.

Таксервисныйпотенциалрынкаопределяется:

длятекущего периода (i= 1),прип1= пт:

SП,Р1 ::: Mtp' (46.20)

дальней перспективы (t=2)привыходенамаксимальную на- сыщенностьнаселениярегионалегковымиавтомобилями(п2=nmax):

Sn.p2=Mr..fp, (46.21)

ближайшей перспективы, т.е.намоментвводавдействиепро- ектируемой СТО:

SП,Р(rп)=Упfр.(46.22) ВданныхвыраженияхtPестьсредняятрудоемкостьТОиремон-

та,приходящаяся наоднообращение автомобиля наСТО.

Степеньосвоения рынкаможетбытьопределена:

длятекущего периода (i=1):

S0.p, =Mytp. (46.23) Вданном примере S0.p1=3720tPчел.-ч;

прогноза наближайшую перспективу, т.е.намомент вводав

действие проектируемой СТО:

S0.p=Мпfр.(46.24) Вданном примере S0.p= 5032tPчел.-ч.

Длявсехсервисных предприятий сучетомвновьсоздаваемого

прогноз степениосвоения рынканаближайшую перспективу оп- ределяется извыражения:

SO,P(rn>~ Ynfp.(46.25) Например, для t= 6S0.p= 6210tPчел.-ч.

Выражение (46.24) справедливо для действующих сервисных

конкуренцияв сфере автосервисных услуг - student2.ru организаций безучетавновьсоздаваемого.

Дополнительный потенциал рынка сервисных услугопределя- етсякакразность междусервисным потенциалом истепеньюос-

воения рынкадлясоответствующего периода времени, т.е.:

(46.26)

Dп.р

=SП,Р(Уп)-Sо.р·

(46.27)

Глава 47

Наши рекомендации