Конкуренцияв сфере автосервисных услуг
Прианализедеятельностиавтосервиснойорганизации необ- ходимопроведениеоценкиегоконкурентоспособности. Впроцес- сеоценкиконкурентоспособностинеобходимоучитыватьвозмож- ностьицелесообразность:
• выполнениягарантийногообслуживаниянарядуспроведе-
ниемобычных видовобслуживанияиремонта;
• удобстварасположения сервиснойорганизации (близкоот дома илиработыклиентов, наличия развитойинфраструктуры
общественногоавтотранспортадляполученияотремонтирован-
ногоавтомобиляидр.);
• приемлемогоилиболеенизкогоуровняцен(чтохарактерно
дляорганизацийсузкойспециализациейнаотдельныевидыра-
бот);
• индивидуальногоподхода,большеговниманиякпотребнос-
тямклиентуры(чтохарактернодлямелкихавтомастерских,со- здающихусловиядляприсутствияклиентоввпроцессеремонта,
общениясмастерамиит.д.);
• деловых, приятельских или родственных отношений свла- дельцами автосервисных организаций, бесплатного взаимовыгод- ногообмена услугами;
• более длительного периода работы втечение суток (втом числев выходныедни),удобныечасыработыавтосервисной орга- низации дляклиентуры;
• обеспечения высокого качестваисвоевременности выполне- ния сервисных работидр.
Приэтомизучение рынкаиконкурентов имеетособенное зна-
чение вусловиях быстрого расширения спектра услуг, высокой рентабельности идолжно бытьнаправлено натежеобласти, ко- торыеявляются предметоманализасобственного потенциалаорга- низации:
возможные стратегии конкурентов; текущее положение конкурентов; финансовые возможности;
предпринимательская философия икультура;
цели конкурентов.
Дляпрактического сбораданныхможетбытьиспользовано све- дение необходимой информации кчетыремэлементам,аименно:
целинабудущее;
текущиестратегии;
представленияовозможностях;
возможностиконкурентов.
Исследованиедеятельностиконкурирующих автосервисных организаций,какианализспроса,осуществляетсявтриэтапа:
выявлениедействующихипотенциальныхконкурентов;
анализ показателейдеятельности, целейистратегииконку- рентов;
выявлениесильныхи слабыхсторондеятельностиконкурентов. Анализконкуренциинарынкеосуществляетсяврамкахобщей системысбораиобработкиинформации,действующейворгани-
зации.
Выявлениедействующих ипотенциальныхконкурентовпро- водится,какправило,наосновеодногоизподходов:первыйсвя-
зансоценкойпотребностейвуслугах,удовлетворяемыхнарынке основными конкурирующимисервиснымиорганизациями; вто- ройориентируетсянаклассификациюконкурентоввсоответствии
стипамиприменяемойрыночнойстратегии.
Припервомподходеконкурирующиесервисныеорганизации группируютсявсоответствиистипомпотребностей,которыеудов- летворяютихуслуги,ивыделяютсяследующиеосновныегруппы конкурентов:
• организации,ориентирующиесянаудовлетворениевсегоком- плексазапросов, предъявляемыхпотребителемкданномувиду услуг;
• организации, специализирующиеся наудовлетворении спе- цифических потребностей отдельных сегментов рынкауслуг;
• организации, намечающие выходнарынок саналогичными услугами;
• организации, обслуживающие другиерынкианалогичных ус- луг,выходкоторых наданный рынок является вероятным.
Восновеподобной группировки лежитсоответствующая клас-
сификация услуг,удовлетворяющих тойилииной потребности.
Припроведении анализа конкурентов необходимо ответитьна
вопросы табл.45.1изаполнить еесвободные ячейки.
Таблица 45.1
Анализконкуренциииконкурентоввсфереавтосервисныхуслуг(форма)
№ п/л | Постановка вопросапри исследовании объектаилиметод егоанализа | Харакгеристи- каиоценка фактического состояния дел | Прогноз положения дел. Оценкаегопоказате- лямиидействияпоего улучшению. |
1. | Ктоосновные конкуренты вашейорганизациинарын- кеуслугпокаждому сегменту? | ||
2. | Какиеметодыконкурентной борьбыонииспользуют? | ||
3. | Какуюдолюрынказани- маеткаждыйконкурент? | ||
4. | Каковыперспективы развития конкуренции? | ||
5. | Каковыуконкурентов цены,ценоваяполитикаи качествоуслуг? | ||
6. | Каковысильныеислабые стороныкаждого конкурента? | ||
7. | По отношению ккаким конкурентам выдействуете успешнееипочему? | ||
8. | Каковавозможная реакция конкурентов на: введениеновыхуслуг нарынок? изменение ценваших услуг? увеличениедолирынка вашейорганизации? |
Окончаниетабл.45. 1
No п/п | Постановкавопросапри исследованииобъектаили методегоанализа | Характеристи- каиоценка фактического состояниядел | Прогнозположениядел. Оценкаегопоказате- лямиидействияпо его улучшению |
9. | Какиестратегиистимули- рованиясбытауслугпри- меняютвашиконкуренты? | ||
10. | Чтовызнаетеобихтехно- логиипроизводства сервисных услуг? | ||
11. | Каковы ихофициальные данныеоприбылях и убытках? | ||
12. | Числоработающиху каждого конкурента? | ||
13. | Каконирекламируют новыеуслуги? | ||
14. | Какониподбирают себе управляющих(менеджеров)? | ||
15. | Каковаунихобстановка со снабжением запасны- мичастямииматериала- ми? |
Второйподходпредусматриваетпроведениеанализапоказате- лейдеятельности,целейистратегииконкурентов, чтоявляется важнейшимтребованиемпроведенияисследованияконкуренции нарынке.Прогнозповеденияконкурентовстроитсянаосновеучета следующихфакторов:
размера,темповростаиприбыльностиорганизацийконкурен- тов·' .
мотивовицелейихпроизводственно-сбытовойполитики;
текущейипредшествующейстратегии сбыта;
структурызатратнапроизводство;
организациипроизводстваисбытауслуг;
уровняихуправленческой:культуры.
Набазеанализауказанныхфакторовформулируютсявыводыо сильныхислабыхсторонахстратегииконкурентов.Приэтоммо-
гутбытьполученыследующиеприблизительныеданные:
численностьперсонала,структурапрямыхинакладныхрасхо-
дов;
сравнительнаястоимостьсырья,запасныхчастей,материалов
икомплектующихчастей;
Таблица 45.2
Анализсильныхислабых сторон конкурентовисобственной организации(форма)
Факторы, характеризующие организацию | Преимущества | Недостатки | Оценка |
Менеджмент организацииПредпринимательская культураи философия Целииформулируемыестратегии Системамотивациисотрудников | |||
Производство Оборудование Гибкостьпроизводственных процессов Качествопроизводственного планирования иуправления | |||
Научныеисследования иразвитие Интенсивностьирезультаты Ноу-хау Использование новых информационных технологий | |||
Марк:етивrОрганизациясбытауслуг,комплек- тующих,запасныхчастейи материалов Расположение сбытовыхфилиалов Фаза«жизненногоцикла»у важнейшихпродуктов | |||
КадрыВозрастнаяструктура Уровеньобразования Квалификация имотивация менеджмента | |||
Финансы Долясобственногокапитала Финансовый баланс Возможностиполучения кредитов |
капиталовложениявосновнойкапитализапасы;
объемпродажуслуг.
Определениесильныхи слабыхсторондеятельностиконкурен-
тов- этоконечный итогмаркетинговогоисследованияконку-
ренции нарынке, вкотором концентрируется результат анализа всехаспектов производства, финансов истратегии автосервисных организаций-конкурентов и формулируются выводы овозмож- ныхспособах противостояния им.
Всесторонний анализ приведенных характеристик деятельнос- тиконкурентов (см. форму, указанную втабл.45.2), втомчисле
выявление ихсильныхислабыхсторон, позволяет фирме, прово- дящей маркетинговые исследования, сделатьвыводы относитель- новозможных вариантов выходанарынок илидальнейшего рас- ширения рыночной доли сервисных услуг.
Глава 46
МАРКЕТИНГОВЫЙАНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЕМКОСТИ РЫНКА И СПРОСА НААВТОСЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ
Проектирование СТОАвусловияхактивного рынка невоз- можнобезиспользования программныхметодовизучениярын- касреды,в которойпредполагаетсясозданиеорганизацииавто- сервиса.Поэтомунеобходимаскорректированная на рыноксис- темаметодикпредварительной оценки, анализа ирасчетовос- новныхпоказателейпроектируемойстанции,гдеважнанетоль- коточностьполучаемыхпараметров,нострогая логическаяпос- ледовательностьвыполнения работыпообоснованиюирасчету СТОА(рис.46.1).
Сервисноеобслуживаниетребуетопределенныхкапитальных
вложенийипривлечениятрудовыхресурсов.Увеличениеобъема сервисных услугдаетвозможность получениядополнительной
прибыли.Приорганизациисервисного обслуживаниявозникает необходимостьвпроведенииисследований, связанныхсмарке- тинговыманализомиопределениемпредполагаемогообъемасер- висныхуслугвопределенном регионе.Этотобъемдолженбыть освоенсуществующейисоздаваемойсетьюсервисныхорганиза- ций.
Общаялогикаанализаобъемауслугсводитсякследующему.
1.Врегионевисходный моментвремениt0имеется определен-
ныйавтомобильныйпарк(J,рис.46.2),которыйдиктуетисходя из его конструкции,технического условия, возраста, условий
эксплуатации идругихфакторов определенныйобъем(потреб- ность)вуслугахпоТОремонту2идругимвидамработ.
2.Этапотребностьчастично(илиполностью)покрываетсясу-
ществующейсетьюсервисныхорганизаций3.Причемчастьавто-
мобилейилиопределеннаяноменклатурауслугможетобслужи-
I ПроектированиеСТОЛ
1
t t
Оценкапараметроввнешнейсреды регионаразвитияСТО
Определениепараметровпроекти- руемойстанциитехобслуживания
Определение потенциальных потребителей услугавтосервиса
Анализконку- рентнойсреды всфереуслуг автосервиса
1=1
+
Маркетинговыйанализипрогнози- рованиеемкостирынкаиспроса
наавтосервисныеуслугиврегионе
1
+ + +
1
Общиепо- ложенияпо определе- ниюпроиз- водственных мощностей
Расчет ГОДОВЫХ объемов
сто
,
Расчет числа постов
Требованияктерритории,помеще- ниям, планировкеипроизводственной мощностиподразделенийавтосервиса
Рис.46.1.Структурный графпроектирования станциитехнического обслуживания автомобилей
Показатели
Б ...... 2 .. ...... б.о,...:;;..... |
Рис.46.2.Схемапрогнозирования из- мененияразмерапарка,необходимого ифактическогообъемовуслугсервис- нойсистемырегиона:
А- прогнозизмененияразмерапарка;Б-
з »>
в»>
прогнозизменениянеобходимогообъема сервисныхуслуг врегионе;В - прогноз измененияфактическогообъемасервисных
1о Кратко- срочный
11. Средне- срочный
услугврегионе;t0 исходныймоментвре- мени;t1- окончаниепериодакраткосроч-
прогноз прогноз
ного прогноза; 12 окончание периода
среднесрочногопрогноза;Л- предпола-
гаемыйразрыв
ватьсяиливыполняться вдругихрегионахилисилами самихвла- дельцев.
3.Данная ситуация неявляется стабильной:вперспективе ра-
стетпаркАинеобходимый | объемуслугБ;увеличиваются | мощ- |
ности (засчетрасширения, | реконструкции, технического | пере- |
вооружения) существовавшей висходный момент сети органи-
заций В.
4.Очевидно, длятогочтобырешить, нужноливданном реги- оне ставить сам вопрос оразвитии или строительстве ивводе в эксплуатацию сервисной организации, следует оценить предпо-
лагаемый разрыв Л к моменту времени t1междунеобходимым объемомуслуг5итем,которыйможетобеспечить существующая сетьсервисныхорганизацийприеемодернизации6.
5.Сложностьданнойзадачиприреальнойеепостановкеиреше- ниисостоитвпрогнозированиипотенциальныхпотребностейифак- тическихвозможностейсуществующейсетисервисныхорганиза- ций,которыефункционируют подвлияниеммногих переменных факторовинеапроксимируютсялинейнымизависимостямиили
<<ОТдостигнутого».
6.Этиреальносуществующиенапрактикесложностирешают-
сяследующимобразом.РазмерпаркаврегионеАпрогнозируется сиспользованиемлогистическойзависимостиисучетом дина- микиегоразвитиявпрошлом,состояниявнастоящемипоказа-
телейнасыщенияавтомобиляминаселениявбудущем.
РазмерпотребныхуслугБпрогнозируетсянаоснованиирос-
таразмерапарка,измененийинтенсивностииусловийэксплуа-
тации, техническогоуровняпарка,долипотенциальных услуг,
удовлетворяемыхсуществующейсетьюсервисных организаций
региона.
Потенциальная возможностьсуществующейсетисервисных
организацийрегионаможетоцениваться:
экспертно;
детальнойпроработкойвозможностей ростапропускнойспо- собностидействующихорганизаций(засчетрасширения,много-
сменной работы,механизации, повышения квалификации пер- соналаит.п.).
Размерлагаt~= t1- t0воценкепрогнозируемыхпоказателей
(спросанауслуги)определяетсяпродолжительностьюсозданияи
согласованияпроектно-разрешительнойдокументации,строитель-
ствомивводом вдействиеновойорганизации,т.е.2...3годами.
Величиналагаt;=t2- t0припрогнозированииразмерапарка
дляполученияболееустойчивыхрезультатовдолжнасоставлять
неменее5лет.
Однимизглавныхфакторов,определяющихмощностьитип
сервиснойорганизацииявляетсячислоисостававтомобилейпо
моделям,находящимся взоне обслуживания развиваемой или
вновьпроектируемой станции, атакжечислоихзаездовнаобслу- живание иремонт (загод,месяц, сутки).
Приобосновании мощности иразмеров какдействующей, но
развиваемой, так ивновь проектируемой СТО необходимо учи- тыватьналичиеипропускную способность действующих органи- заций автосервиса вданном регионе (районе), возможность их совершенствования иразвития.
Развитие мощности действующих организаций автосервиса, а также проектирование ипоследующее строительство любой но-
войСТОнеобходимоувязыватьс перспективой увеличения парка автомобилейинасыщенности населенияими,изменениями вкон- струкции автомобилей, условийихэксплуатации идругимифак- торами.
Отграмотного технико-экономического обоснования вомно- гомзависитпоследующаяработаСТО.МощностьСТОдолжнабыть такой, чтобыобеспечивалась прибыльность ипривлекательность еедляклиентурыСТО.Приэтомпривлекательностьнарядусуров- нем цен и составом предоставляемых услуг определяется каче- ством ипродолжительностью обслуживания. Поэтому организа- ция автосервиса должна иметьопределенный резерв мощности, который позволяет погасить сезонную неравномерность потреб- ности вТОиремонте автомобилей.
Общаяпостановка задачимаркетингового исследования иана- лизаразвития илистроительства новой организации автосерви-
сасводитсякследующему:в определенном регионе (районе,тер- ритории) для обслуживания и ремонта легковых автомобилей имеется рядсервисных организаций - СТО.Требуется провести оценкуцелесообразности развития илисоздания вэтомжереги- оне (районе, территории) ещеодной СТО, определить еенеоб- ходимуюмощностьитипприусловии,чтовнастоящий моменти наперспективу будетобеспечен спросклиентуры науслугиавто- сервиса.
Маркетинговый анализспросанауслугиврегионе вупрощен- номвидеможетсодержатьследующиеосновные этапы:
1 этап - определение основных показателей, характеризую-
щихпотребность региона вуслугахавтосервиса;
2этап- оценка спроса науслугиавтосервиса врегионе;
3 этап- прогнозирование динамики изменения спросанаус- лугиавтосервиса врегионе.
Определениеосновныхпоказателейпотребностирегионавуслу- гах автосервиса. Наосновании исходныхданных(численности жителей региона, насыщенности региона легковыми автомоби- лями, динамики ихизменения идр.)дотекущего момента ина перспективу определяются следующиепоказатели:
числолегковых автомобилей врегионе;
годовыепробеги автомобилей (помоделям);
наработка, тыс.км,наодин заездавтомобиля наСТО; годовоечислозаездовавтомобилейрегионанаСТО. Числолегковыхавтомобилейврегионе
н.1 =А-1п-1/1000,
(46.1)
гдеА; численностьжителейрегионавi-ймоментвремени;п, насыщенность регионалегковыми автомобилями вi-й момент времени(i= 1 - текущиймомент;i= 2- перспектива).
Например:для i=1,А1=48000жителей,п,=100автомобилейN1=
=48000·100/1000=4800автомобилей;дляi=2,А2 =78000жителей,
п2 =150автомобилейN2=78000·150/1000=11 700автомобилей.
Приопределениидинамики изменения числалегковыхавто-
мобилейврегионеилинасыщенности имирегионазадаваемый временнойлаготмоментавремениt;=т долженсоставлятьне менее5лет.
Решениеданнойзадачиможетбазироватьсянаиспользовании логистическойзависимости, учитывающейдинамикуизменения насыщенностинаселениярегиона легковымиавтомобилямив прошлом,состояниянасыщенностивнастоящемибудущем.
Произведемрасчетвусловияхэтогопримеравремени,необ-
ходимогодлядостижения насыщенности населения автомоби- лямип2 =птах =150авт./1000жит.
Изменениенасыщенностиотвремениtимеетвид:
n1=
nmaxnm
' |
(46.2)
где п,,,- насыщенностьнаселениярегионалегковымиавтомоби- ляминатекущийгод(t=т);птах предельноезначениенасы- щенности;q коэффициент пропорциональности, характеризу- ющийинтенсивностьизменениянасыщенности;т индекс(но- мер)текущегогода.
Ввыражении(46.2)qлриметвид:
т т |
q=_ t=I t=I
L L |
n~ax n,2 2nmaxL,п;+ n;
t=I t=It=I
(46.3)
гдеп, значениенасыщенностивtмгоду;Ьп, приростнасы- щенностиот(t - 1)-годоtгогода,т.е.
Ьп, =п,п,_1•(46.4)
Например,дляисходныхданных,представленныхвтабл.46.1, характеризующихизменениенасыщенностизагоды,предшеству- ющие текущему(т.е.заt<т)инатекущийгод(t=т), значения
коэффициента qинасыщенности п,(дляt~т)равны
(2· 502+10· 602+17·752 +25· 1002)-150(2 · 50+17· 60+
q=- 1502(502 +602+752+1002)- 2· 150(503+603 +753+1003) +
+17·75+25· 100) =О 0024673·
+(504 +604 +754+1004) ' '
для2003г.,т.е.дляt= т=4,насыщенность равна
п,= п;= 100авт./1000 жит.;
ДЛЯt=5(2004Г.)
nrs =
150· 100
=
- 100+(150-100)ехр[-0,0024673· 150(5-4)]
=115,5авт./1000жит.;
дляt=6(2005г.)
150· 100
- |
=121,1авт./1000жит.;
для t=10(2009г.)
150·100
п,-10==
- 100+(150- IOO)exp[-0,0024673·150(6- 4)]
=142,3авт./1000 жит.
Таким образом,заданная(перспективная) предельнаянасы- щенность населения автомобилями п2 =пmзх = 150авт./1000жит. можетбытьдостигнута через(11- 4)=7лет.
Таблица 46.1
Пример динамики изменения насыщенности регионалегковыми автомобилями натекущий ипредшествующие емугоды"
Годы т, | Годыt;, (1,= т,1999) | Насыщенность п,авт./1ООО жит. | Прирост насыщенности Лп, |
о | о | ||
4=т |
*Насыщенностьрегионап,дляtsтопределяетсянаосновестатистических отчетныхданных.
nt>авт./1000 жит.
п= 121,1(насыщенность намомент запуска СТО) Кратко срочный Среднес прогноз про |
-
рочный гноз
t=4 t=6
(расчетныйгод (год запуска
текущего проектируемой периода) СТО)
Рис.46.3.Прогнознасыщенности регионаавтомобилями
t,годы
Графическая иллюстрация прогноза изменения насыщенности регионаавтомобилями представлена нарис.46.3.
Годовое количество обращений (заездов) автомобилей регио- нанадействующие СТОравно
N N с;
(46.5)
Г·I
= iвi~'
Е,
гдеi индекс текущего (1)периода иперспективы (2);Bi доля
владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО; Lr;
среднегодовой пробег автомобилей; Е, средняя наработка ав- томобиля наобращение наСТО.
Например, для i= 1 (2003 г.), В1=0,3, Lr, =15тыс. км,Lt=
= 8тыс. км Nr,= 4800· 0,3· 15/8= 2700 обращений; для i = 2
(после2009г.),~2 =0,45, Lr2=15 тыс.км, Е: =8тыс. км Nr2=
= 11700·0,45·15/8=9872обращения.
Оценкаспросанауслугиавтосервисаврегионе.Вупрощенном
видеоценка можетбазироваться нарезультатахэкспертной оцен-
ки текущего состояния спроса и перспектив развития для рас- сматриваемой совокупности СТОрегиона.
Врамкахтекущегосостояния спросадлядействующих СТОре- гиона оценка осуществляется последующим показателям:
фактическое годовоечисло обращений наk-юСТО, Mk;
удовлетворение спроса на kй СТО, Wk,%.
Втожевремянеобходимо проведение экспертной оценки дей-
ствующих СТОсточки зрения ихближайших перспектив разви-
тия навременном лаге, равном tл=2 ...3 годам,втечениекото- рыхпредусматривается созданиеисогласованиепроектно-раз- решительной документации, строительствоивводвдействие новой,конкурирующейснимиорганизациив рассматриваемом регионе.
Приэтомэкспертизапроводится попоказателям,оцениваю- щимвозможность увеличениячислаобращенийпослеразвития конкретногоСТО,чтоопределяется:
какправило,сложившейсяконъюнктуройрынкауслугпоТО
иремонтуавтомобилейврегионеидинамикой ееизменения, выявляемойнаосновеопытакомпетентныхпредставителей(экс- пертов)рассматриваемыхСТО;
финансовымивозможностямиразвитияСТО;
наличиемземельногоучастка,егодостаточнойплощадью,про- изводственнымиплощадямииихрезервом,техническойвозмож- ностьюреконструкцииирасширенияСТО.
Экспертамиввыбранныхорганизацияхвыступаюткомпетент-
ныеспециалисты,занимающиесявопросами менеджмента,мар- кетинга,управленияпроизводством(техническийдиректор,ком- мерческийдиректор,егозаместители,специалистыпланирую-
щихподразделений,сервис-менеджерименеджер поприемкеи выдаче автомобилей,мастера,начальникпроизводства,началь- никисменидр.).
Оценкаудовлетворенного инеудовлетворенногоспросапро- водитсянаосноведанных,характеризующихфактическоегодо-
воечислообращений М,ипроцентудовлетворенияспросана
kй стоwk.
В данномслучаеподудовлетвореннымспросомпонимается
числообслуженныхнаСТОавтомобилей(числообслуженныхза-
ездов).Причемнеобходимоиметьввиду,чтообщийгодовойспрос
М,т.е.фактическоечислозаездовнарассматриваемыеСТО,мо- жетпревышатьгодовоечислозаездовавтомобилейрассматривае-
могорегионаNr.,
(дляi= 1),посколькуданныеСТОмогутобслу-
живатьавтовладельцевдругихрайонов.
Удовлетворенныйспроспоk-йСТО
м.,=мkwk/100, (46.6)
гдеk- индекс(номер)СТО;Wk- удовлетворенныйспрос,%.
Общийгодовойспрос
к
M=LMk.
k=l
ОбщийудовлетворенныйгодовойспроснавсехСТО
к
н;=rмYk"
k=I
(46.7) (46.8)
Неудовлетворенный спрос повсем СТОдля всехмоделей ав- томобилей
Мну=М Му.(46.9) Есливеличины общегогодовогоспроса Мбольшегодового числаобращений Nг,натекущийпериод,томожноопределить
годовойспросклиентурыиздругихрегионов,т.е.
М'=М-Nг1•1•(46.10) Максимальныйгодовойспроснадальнююперспективу(i=2)
сучетомобслуживанияклиентурыдругихрегионовможетбыть приближенноопределенизвыражения
м>Nr·,.2 +М', еслиМ'>О;
~ - {NГjc2,еслиМ'5.о. (46.11)
Примеррезультатоврасчетадляпредварительновыявленных наосновеэкспертизы значений М,и Wkподвумдействующим СТОпредставленвтабл.46.2.
Величинанеудовлетворенного спросанатекущийпериодрав- наМну= 5000- 3720= 1280обращений.Этосоставляет25,6%от общегогодовогоспроса.ЧислообращенийнаСТОклиентурыдру-
гихрегионовсоставляетМ'=5000-2700=2300.Максимальный годовойспроснадальнююперспективу(i=2),т.е.черезt?..8лет,
будетравен:м~?..9872+2300,т.е.болеечем12172обращения.
Такимобразом,через7лет,посравнениюссегодняшнимсо-
стоянием,появляетсянеобходимостьвпотенциальномдополни-
тельномудовлетворенииТОиремонтаавтомобилейнаСТОре-
гионавразмере(12172- 720)=8452обращения.
Наосновеполученныхрезультатов ииханализаможетбыть приняторешениео строительственовойСТО,посколькунатеку-
щиймоментвремениимеетместозначительныйнеудовлетворен- ныйспроснауслуги.Темболее через8летзначениеспросана услугивырастетзначительно,т.е.болеечемв2,4раза.Однакодля полученияболееточныхрезультатовтребуетсяпроведениерасче- тов,связанныхсоценкойдинамикиизмененияспросанауслуги
Таблица 46.2
Оценкаудовлетворенногоспроса, числообращений,науслуги автосервиса врегионенатекущийпериод(пример)
NоСТО | Годовой спросМ1с | Удовлетворение спросаW., % | Удовлетворенный спросМУ1с |
Итого |
13 Власов 385
автосервиса врегионеинаегоосновеопределения рациональной мощности строящейся СТО.
Ilрогнозированиединамики измененияспросанауслугиавто сервисаврегионе.Приоценкепрогнозируемыхобъемовуслуграз- мервременноголагаопределяетсяпродолжительностьюсоздания исогласованияпроектно-разрешительнойдокументации,строи- тельствомивводомвдействиеновойСТОи,какправило,со- ставляет2...3года.Приэтомрешениеданнойзадачитакже может базироватьсянаиспользованиилогистическихфункцийсучетом текущегоМи максимального перспективногогодовогоMrспро- совнауслуги,атакжескоростиизмененияспроса,выражаемой черезкоэффициентпропорциональности<р, достигнутыйспросу ипотенциальнуювеличинунеудовлетворенногоспросаMr- у.При заданнойилиимеющейсядинамикеизмененияспросаУр =f{ti) наретроспективномпериоде,т.е.затлетдорассматриваемого текущегомомента{tj$ т,имеетсявозможностьвопределении для задаваемого временного лага коэффициента пропорцио- нальности<р ипрогнозныхзначенийизмененияспросанауслуги поТОиремонтулегковыхавтомобилейу1наСТОрассматривае- могорегиона.
Приэтомкоэффициент<р изначенияспросанауслугипого- даму1определяютсяизвыражений:
(46.12)
и
Yr =
МпМ
-------------
(46.13)
М+(Мп-М)ехр[-<рМп(t-т)}
гдеt номерагодов,относительнокоторыхопределяетсядинами- каизмененияспроса;т номертекущегогода(2003г.);у1- значениеспросавtмгоду;Лу1 приростспросаот(t- 1)-годо tгогода,т.е.
Луr =Yr- Yt-1·(46.14) Например,дляисходныхданных,представленныхвтабл.46.3, характеризующихизменениеиприростспросанауслугипоТОи
ремонтунатекущийt= типредшествующиеt<темугоды,
значениекоэффициентаер равно:
(0,1· 3,12)+(0,4·3,52)+(0,5· 4,02)+(1· 5,02)-
ср =- 12,172(3,12+3,52 +4'02 +5,02) -2. 12,17х ~
~ -12,17(0,1 ·3,1 +О,4· 3,5+О,5· 4+1 ·5) =ооl6S2. х(З,13+3,53 +4,03+5,03)+(3,14 +3,54+4,04 +5,04) '
Таблица 46.3
ПримердинамикиизмененияспросанауслугипоТОиремонту автомобилейнатекущийипредшествующиеемугоды"
Годыл: | Годыt; (t,=~ -1999) | Изменение спросанауслуги У,, тыс. обращенийвгод | Приросты измененияспроса Лу1,тыс. обращенийвгод |
о | 3,0 | о | |
3,1 | 0,1 | ||
3,5 | 0,4 | ||
4,0 | 0,5 | ||
4=m | 5,0 | 1,0 |
*Изменение спросау,дляt~ топределяется наосновестатистическихот- четныхданных.
Прогнознаяоценкадинамикиизмененияспросанауслугиу1в регионенавременномлаге, соответствующем окончаниюстрои- тельстваизапускаСТО,равном2годам(т.е.дляf= 4,t==5иf=6):
спроснаконецтекущегогода(t == т= 4)
= |
Yr4
- 5,О+(12,17-5)ехр[-О,О1652· 12,17(4-4)]
=5,Отыс.обращенийвгод;
спроснаконец 1-гогодапослепроектнойотработкииначала строительстваСТО(дляt= 5)
_ 12,17·5,О
Yr=s
5,О+(12,17-5)ехр[-О,01652· 12,17(5- 4)]=
=5,6тыс.обращенийвгод;
спроснаконец2-гогодаиокончаниястроительстваСТО(для
t=6)
_ 12,17·5,О
У,=б 5,0+(12,17-S)exp[-0,01652·12,17(6-4)]=
=6,21тыс.обращенийвгод.
Такимобразом,разрывмеждуспросомнаб-йгодитекущим удовлетвореннымспросом (дляt=т=5)составляет(6210- 3720)=
=2490обращений.
Всвоюочередь,прогнозируемый спрос науслугипоkй СТО наближайшуюперспективусучетомееразвития(наосновеэкс- пертизы,проводимойсучетом требований,изложенныхранее) определяетсяизвыражения
(46.15)
гдеak- возможноеувеличениечислаобращенийнаСТОнабли- жайшуюперспективусучетомееразвития,полученноенаосно- веэкспертныхоценок.
Например,дляпредварительноопределенныхakдля1-йи2-й СТО,равныха1=1,3иа2=1,4соответственно,значенияМпkбудут: Мп1=1760·1,3=2288обращенийиМп2 =1960·1,4=2744обраще- ния.
Общеевозможное(прогнозируемое)числообращенийнасу-
ществующиеСТОрегионасучетомихразвития
к
и;=rмПk'
k=l
(46.16)
ДлянашегопримераМ;равно:М;=2288+2744=5032обра- щения.
Сучетомспросанауслугинаконец2-roгода,т.е.окончания
строительстваивозможноговводавдействиеновойСТО(Уп=Yr=6),
дополнительныйспроснауслугисоставит:
Мд.у=Уп- М; (46.17) Длярассматриваемогопримерадополнительныйспроссоста-
вит:Мд.у=621О - 5032= 1178обращений.
Такимобразом,окончательнопринимается:Мд.у:5 1200обра-
щений.
Графическаяиллюстрацияизмененияспросанауслугипред-
ставленанарис.46.4.
Анализрезультатов,представленныхнарис.46.4,показывает,
чтоприперспективноммаксимальномгодовомспросеMr=12172 обращения,намоментзапускастроящейсяСТО(t=6,Т;=2005г.) общийспросврассматриваемомрегионесоставитУr=б=Уп=6210 заездов.Втожевремявозможноепрогнозируемоегодовоечисло обращенийнасуществующиеСТОсоставитМ;= 5032.Следова- тельно,потенциальныйдополнительныйспроснауслугивреги- оненамоментзапускапроектируемойСТОМд.усоставит1178об- ращений.
Наданном рисунке М;= 3720представляетсобойвеличину удовлетворенногогодовогоспросаврегионенатекущийпериод
(t=4).
Всвоюочередь, условноприкрепленноечислоавтомобилейк
проектируемойСТОсоставит:
|
Уп=у6=6210 Мду=1178 --------~----------Mn=5032 ------------------ М=у4 =5000------ 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Рис.46.4.Графическая иллюстрация прогнозного изменения спросана услугиврегионепообслуживаниюподвижногосоставанамножествеСТО
Длярассматриваемогопримера:А=
билей.
(15/8)0,45
(46.18)
=1396автомо-
Среднеечислозаездоводногоавтомобилянапроектируемую
СТОвгодсоставит:
Длярассматриваемогопримера:
год.
(46.19)
-- |
= |
d |
139
Аналитические параметрыоценки потенциала истепени освое- ниярынкаавтосервисных услуг.Паркавтомобилейрегионаиди- намикаегоизмененияявляютсяпотенциальнымрынкомдляреа- лизации услугпообслуживаниюиремонту,запасныхчастейи принадлежностей. Наданныхопаркеиспросенауслуги может бытьоснованрасчет некоторыхоценочныхпоказателей,вкаче- ствекоторыхмогутвыступать:
сервисныйпотенциалрынка;
степеньосвоениярынка;
дополнительный потенциалрынка сервисныхуслугидругие
показатели.
Таксервисныйпотенциалрынкаопределяется:
длятекущего периода (i= 1),прип1= пт:
SП,Р1 ::: Mtp' (46.20)
дальней перспективы (t=2)привыходенамаксимальную на- сыщенностьнаселениярегионалегковымиавтомобилями(п2=nmax):
Sn.p2=Mr..fp, (46.21)
ближайшей перспективы, т.е.намоментвводавдействиепро- ектируемой СТО:
SП,Р(rп)=Упfр.(46.22) ВданныхвыраженияхtPестьсредняятрудоемкостьТОиремон-
та,приходящаяся наоднообращение автомобиля наСТО.
Степеньосвоения рынкаможетбытьопределена:
длятекущего периода (i=1):
S0.p, =Mytp. (46.23) Вданном примере S0.p1=3720tPчел.-ч;
прогноза наближайшую перспективу, т.е.намомент вводав
действие проектируемой СТО:
S0.p=Мпfр.(46.24) Вданном примере S0.p= 5032tPчел.-ч.
Длявсехсервисных предприятий сучетомвновьсоздаваемого
прогноз степениосвоения рынканаближайшую перспективу оп- ределяется извыражения:
SO,P(rn>~ Ynfp.(46.25) Например, для t= 6S0.p= 6210tPчел.-ч.
Выражение (46.24) справедливо для действующих сервисных
организаций безучетавновьсоздаваемого.
Дополнительный потенциал рынка сервисных услугопределя- етсякакразность междусервисным потенциалом истепеньюос-
воения рынкадлясоответствующего периода времени, т.е.:
(46.26)
Dп.р
=SП,Р(Уп)-Sо.р·
(46.27)
Глава 47