Итопливно-энергетических ресурсов
Наавтомобильномтранспортеиспользуются следующие изде- лия иматериалы: подвижной состав, агрегаты, запасные части, автомобильные шины,аккумуляторы идр.
Надолюзапасных частей (ЗЧ) приходится около 70%номен-
клатуры изделий и материалов, потребляемых автомобильным
транспортом.Номенклатура ЗЧдлягрузовыхавтомобилей - свы- ше15тыс.наименований; длялегковых автомобилей населения - около 1Отыс.наименований.
Запасныечастиделятсянамеханическиедеталииузлы;детали иузлытопливной аппаратуры;деталииузлыэлектрооборудова- нияиприборов;подшипники качения; изделияизстекла,рези-
ны,асбеста,войлокаитекстиля, пробки,пластмассы,картонаи бумаги.
Автомобильные.шиныиаккумуляторыневходятвноменкла-
туруавтомобильныхЗЧ,поэтомуихраспределяютиучитывают
отдельно.Номенклатурааккумуляторов,используемыхнаавтомо- билях,составляетоколо 10наименований.
Наавтомобильномтранспортеиспользуетсяоколо60наиме- нованийгорючегоисмазочныхматериалов:бензины(А-76;А-80; АИ-92;АИ-93;АИ-95;АИ-98);дизельноетопливо(ДЛ;ДЗ;ДА); газообразноетопливо(СНГ- сжиженныенефтяныегазы;СПГ- сжатыеприродныегазы);моторныемасла(более10марок);транс- миссионныемасла(более1О марок);пластическиесмазки(более
10марок).
Используетсяоколо20наименованийтехническихжидкостей: охлаждающие, тормозные, амортизаторные идлягидроподъем- ныхсистем,пусковыежидкости.
. Дляуходазаавтомобилями иремонтаприменяютсялакокра-
сочныематериалы:лаки, краски,грунтовки,шпатлевки,раство- рителиит.д.;всегоболее100наименований.
Обслуживаниеиремонт автомобилейсвязанысиспользова- ниемтехнологическогооборудования:уборочно-моечного;подъем- но-транспортного;смазочно-заправочного;диагностического; ре- монтногоидругого,атакжеспециальногоинструмента.Всегона- считываетсяболее200наименований.
Используютсяи прочиематериалы:металлы,режущийи ме- рительный инструмент, электротехнические иремонтно-строи-
тельныематериалы,спецодежда.
Хранитьвседетали,выпускаемыевкачествеЗЧ, вАТО нера- ционально.Этоприводиткувеличениюстоимостизапасов,уве-
личению площадей складскихпомещений икнеэффективному использованиюзапасов- большаяихчастьостаетсялежать«мерт- вымгрузом».Сдругойстороны,выходдеталиизстрояноситслу- чайный характер, итеоретически вАТОвлюбоевремяможет потребоватьсялюбаяизЗЧ.
Этасложнаязадачарешаетсяпутемцентрализации хранения
различныхпономенклатуреиобъемузапасовЗЧнаскладахраз-
личныхуровней.
Наскладах АТОхранятминимальныезапасынаиболее«ходо- вых»деталей.Наскладахследующегоуровняноменклатурадета-
лейшире,азапасыпокаждомунаименованию больше.И,нако-
нец,вся номенклатура ЗЧ исамые большие запасы покаждому наименованию деталей хранятся нацентральном складе, напри- мер, завода-изготовителя автомобиля.
Способ определения номенклатуры иобъема хранения запас- ныхчастей, которые следуетхранить наскладахразличного уров- ня,ипроцесс поддержания этихзапасов наоптимальном уровне, принято называть управлением запасами.
Процессуправления запасамина складахразличногоуровня осуществляется разнымиметодами.Восновунаиболеераспростра- ненного положено деление всей номенклатуры ЗЧ для каждой модели.автомобилей почастоте спроса на группы, например А, В, С.
Перваягруппа(А) - детали высокого спроса, включает всебя около 1О%общей номенклатуры ЗЧ.Имиудовлетворяется около
85%заказов потребителей.
Вторая группа(В) - детали среднего спроса, включает всебя
15% общей номенклатуры, ноими удовлетворяется только 1О %
спроса наЗЧ.
Третья группа(С) - детали редкого спроса, включает всебя
75% общей номенклатуры,ими удовлетворяется до 5% спроса наЗЧ.
Всоответствии сраспределением деталей погруппам органи- зуетсясистема обеспечения ЗЧ.В АТОхранятвосновном детали группыА.Детали группВи С хранят наскладах болеевысокого уровня.
Всвязисколебаниемспроса,особеннонаскладахнизкогоуров- ня, необходимы резервные запасы,превышающие средний спрос вединицу времени.
Стандартный размер заказа Qприближенно определяется по формуле
где V- годовая потребность вдеталях встоимостном выраже- нии; S- издержки, связанные с оформлением и получением заказа;С- затраты нахранение единицы запаса.
Запасные частихранятся в закрытых складахнамногоярусных стеллажах закрытого (клеточного) или открытого (полочного) типов.
Агрегатыавтомобилей хранятся наполуна деревянных насти- лах,кузова икабины - поднавесом.
Дляудобства отыскания деталей ихрасполагают поагрегатно в порядке номенклатурных номеров агрегатов (позаводским ката-· логам). Настеллажахустанавливают ярлыки с соответствующими надписями, вкоторыхприводится номенклатурный номеринаи-
менование детали по каталогу ичисло деталей, имеющихся на складе.
Материалы при хранении разбивают наследующие основные
группы: металлы; инструменты иприспособления; химикаты; ре- монтно-строительные материалы; спецодежда; станки ипринад- лежности кним; прочие материалы.
Дляудобстваработыскладакаждая изэтихгруппделится на1О
подгрупп по признаку однородности материалов, подгруппы,в свою очередь, делят на 10 частей, каждая из которых получает свойноменклатурный трех-иличетырехзначный номер. Этодает возможность расположить материалы на складе вопределенной последовательности.
Шины хранят притемпературе -10... +20°Свзащищенных от
солнечного светапомещениях.
Камеры хранят наспециальных вешалках сполукруглой пол- кой слегка накачанными, припудренными тальком или вложен- ными вновые покрышки иподкачанными довнутреннего разме- рапокрышки. Прихранении навешалках шины икамеры перио- дически (через·1...3 мес)необходимо поворачивать, меняя точку опоры.
Аккумуляторные батареихранят всухихскладских помещени- яхпритемпературе выше О0Сзащищеннымиотпрямогопопада-
ниясолнечныхлучей.Гарантийныйсрокхранениясухозаряжен- ныхбатарей- 2года.
Раздел 5