Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов, кабин и платформ
Уходзакузовомлегкового автомобиля заключается вегомойке, поддержании чистоты ихорошего состояния окрашенных ихро- мированных поверхностей, обивки салона, в смазкеирегулировке навесных деталей кузова- дверей, капота,крышки багажника.
Впроцессе эксплуатации автомобиль лучшемытьвтениилив
закрытом помещении, так как при мойке на солнце высыхаю- щие накузове капли водыоставляют пятна.Неследуетмытьку- зов на морозе и выезжать на мороз смокрым или только что
вымытым кузовом - при замерзании воды накраске могут по- явиться трещины.
При мойке автомобиля не допускается применение морской воды,соды,керосина, бензина и минеральных масел.Призагряз- нении кузова минеральным маслом или гудроном следуеточис- тить егомягкой фланелью, слегка смоченной бензином, азатем протеретьнасухо чистойтканью.Длясохранения блескаокрашен- нуюповерхность рекомендуется полировать, предварительно вы- мывинасухопротеревповерхность. Неследуетполировать нагре- тую поверхность. Полировать кузовнадопоследовательно неболь- шими участками тонким слоем, так как полирующие составы быстро высыхают иихтруднорастирать.
Применяютследующие полирующиесоставы:полировочныйсо- ставВАЗ-3илиВАЗ-03- дляпрофилактики прихорошемсостоя-
ниипокрытияидлянезначительныхзагрязнений (1 разв1... 3мес);
шлифовочную пасту ВАЗ-1, полировочную пасту ВАЗ-2 - при
потереблеска иприналичии точечных включений наносного ха- рактера (1 - 2разавгод).
Притяжелых условиях эксплуатации защитное заводское по- крытие днища кузова можетразрушиться, поэтому послепробе- га6...12тыс.кмследуетпроверить егосостояние. Повреждения мастичного слоябезнарушения грунтовочного надовосстанавли- вать, промазавмастикой No 579(№580илиБМП-1) толщиной не менее2ммметодомраспыливания илинанесением кистью.Вслу- чаеглубокогоповреждения мастичного покрытия длязащиты ос- нования кузова откоррозии попредварительно промытой, очи- щенной отржавчины, обезжиренной ипросушенной поверхнос-
. тиследуетнанестигрунтовкуГФ-020(ФЛ-ОЗК,ГФ-073)илисвин-
:цовыйсурикнанатуральной олифе кистьюилипульверизатором.
· Сушатгрунтилисурикнеменее24чвестественныхусловиях.Пос-
лесушкиднище надопокрыть противокоррозионной мастикой.
Мастику разводят до необходимой консистенции уайт-спи- ритом илисольвентом.Сушка мастики притемпературе нениже
· 15°Стребует не менее 48ч, продолжительность искусственной сушкисокращается.
Впроцессе эксплуатации автомобиля нережеодного разав2
года следует повторно нанести защитное покрытие НГМ-МЛ в закрытые или полузакрытые полости. При отсугствии материала ИГЛ-МЛ можно использовать материал «Мовиль»или «Резис- тин». Вскрытые полости кузова противокоррозионное вещество вводятспособом воздушногоилибезвоздушного распыления. При воздушном распылении требуется сжатый воздух сдавлением
0,5...0,8МПа, краскораспылитель-пистолет сбачком, шланги и удлиненные распыляющие насадки. Лучшеекачестводостигается прибезвоздушном распылении поддавлением 9...12 МПа, кото- роепозволяет распылять материалы значительной вязкости.
ПриТОнеобходимо отрегулировать работузамковдверей,ка-
потаикрышки багажника.Передрегулировкой замкадверинеоб-
8Власов225
ходимо очертить контуры фиксатора настойке иослабить болты крепления. Если дверьзакрывается слишкомтуго,необходимосме- ститьфиксаторнаружу,еслислабо- вовнутрь;если дверьпри закрывании опускается - сместить фиксатор вверх,еслиприпод- нимается (провисание воткрытом положении) - вниз.Регулиров- кукапотаикрышки багажника выполняют аналогичным образом.
Привизуальном контроле взаимного положения дверей ипро- ема кузова можно пользоваться липкой лентой, разрезанной по меступроверяемого зазора.
Приремонте ивосстановлении элементов кузованаиболееэф- фективнымявляется узловойметод,когдаучасткикузова,под- вергающиесяизносу,механическимповреждениями сильной коррозии,вырезаютизаменяютновыми,заранееизготовленны- мидеталямииузлами.
Дляправкиирихтовкипанелейкузова применяюткомплект инструментовиприспособлений(рис.22.1),содержащийручные инструменты,атакжегидравлическийцилиндрснасосомиком-
плектомприспособленийдлявытяжкиповрежденныхмест.
Вмятины,неимеющиеперегибовивытяжкиматериала,уст-
раняютвыколоткойспециальнымидеревяннымиилирезиновы-
1 ... 2 3 4 6 |
14 13
1~Шli1111···)
~~-~- 2ss
~ |
/
15
~ 16
Рис.22.1.Комплектинструментови приспособлений дляправки ирихтов- кипанелей кузовов:
1-6 - молотки;7, 8- косынки; 9-16 -
специальныеоправки;17-19 - поддержки
мимолотками. Глубокие вмятины безострых загибов искладок начинают править сострого загиба, пологие вмятины - скрая поврежденного местапанели, постепенно перенося ударыксере- дине. Вмятины отударов правят сместным подогревом линии перегиба иокружающей еезоны на40...60мм.
Окончательную правкупроводят спомощью подцержек, кото- рыеустанавливают свнутренней стороныдеталикузова.Одновре-
менно правильным молотком по лицевой поверхности наносят частыеударытак,чтобыонипопадали наподдержку ипереноси- лись содной точки поверхности надругую, осаживая бугорки и растягивая сильными ударами мелкие вмятины. При этомудары необходимо наносить таким образом, чтобы выравнивать посте- пенно отдельные зоны поврежденного участка кузова, переходя
· отодного кдругому, недопуская чрезмерного растягивания ме- таллавследствие еговозможного утонения втомслучае,еслиуда- рынаносятся водноитожеместо.
Длязачистки сварныхшвовприменяют шлифовальный круги
· пневматические илиэлектрические шлифовальные машины.
Перекосы и перегибы устраняют, используя механические и
гидравлические растяжки скомплектом съемных оправок, рези- новыхидеревянных прокладок. Форма оправок должна соответ- ствоватьвыправляемойповерхности.Контрольперекосови про- гибасиловыхэлементовкузоваосуществляютпо контрольным меткам проемовветровогостеклаидверныхстоекспомощью поверочныхстальныхшаблонов.
Для выравнивания поверхностей отвмятин и неровностей, вызванныхприваркойдополнительныхремонтных деталей,на- кладокивставок,применяютустановкудлягазоплазменногона- пыленияполимерныхпорошков,вкачествепорошкаиспользуют
термостойкуюпластмассу ТПВ-37,которойзаполняютвсевмя- тиныдополученияровнойповерхности.
Переднанесениемпокрытияповерхностизачищаютотржав-
'чины,обезжириваютбензиномилиуайт-спиритом.Затемподо-
.греваютдо177°С,недопускаяперегреваипоявлениянаметалле
цветовпобежалости.
Каждыйнанесенный слойуплотняютцилиндрическими или
фасоннымигладилками.Выровненнуюповерхностьпослезатвер-
деваниянаплавленногослояобрабатываютшлифовальнымкру-
. гомилифибровымшлифовальнымдискомсзерном№56допол-
ноговосстановленияконтурадетали.
Дляустранениянебольшихнеровностейнанаружныхповерх-
ностях,мелкихвмятиницарапинприменяютнаплавкуоловянис- то-свинцовымиприпоями(ПОС-18илиПОС-30)иэпоксидные
мастики.
Длязащитыэлементовкузоваоткоррозииширокоприменя-
ютпленкообразующие нефтяные составысдобавлением инги-
биторов,которыеделятсянапокрытиядлязащитыднищидля защитыскрытыхповерхностейкузова.Длясниженияшумавнут- риавтомобилянаднищекузовананосятпротивошумнуюмасти- ку.Противокоррозионныеи противошумныемастикинаносятна днище кузова как снаружи, так ивнутри салона. Материалы, рекомендуемыедляпротивокоррозионной и противошумнойза- щитыднищакузоваавтомобиля,приведенывтабл.22.1и22.2.
Таблиц а 22.1