Диагностическое оборудование

9.1.Классификация средствдиагностирования автомобилей

Диагностическое оборудованиепредназначено для проверки техническогосостояниякакавтомобиляв целом,такиосновных его узловисистем.Техническоесостояниевцеломоценивается уровнембезопасностидвижения, воздействиемнаокружающую среду,тягово-экономическими характеристиками.

Основнымпринципомделениясредствтехническогодиагнос- тирования(СТД)являетсяегофункциональное назначение, т. е.от- несениексоответствующемувидуработ(рис.9.1).

Попринципу действия (методуконтроля) диагностическоеобо- рудование,взависимости отметодаизмерения, на каком оно основано, можетбытьметрическим, оптическим, виброакусти- ческимит.д.

По технологическому расположению диагностическоеоборудо- ваниеможетбытьвнешним,встроеннымисмешанным.Внешнее оборудованиеустанавливаетсявнеавтомобиляислужитдляпе- риодическогоконтроляиобслуживанияагрегатовиузловпослед- него.Встроенноеоборудованиенаходитсянепосредственнонаав- томобиле(встраиваетсявавтомобиль)иможетосуществлятькак непрерывный, такипериодический контрольвавтоматическом илиуправляемомрежиме.Смешанным оборудованиемявляется такоеоборудование,часть которогорасполагаетсянаавтомобиле (накопителиинформации), ачастьвне его- длясъема ианализа информации.

Внешнее оборудование, всвою очередь, подразделяется на подвесное,напольное, канавное.

По типуприводарабочихоргановдиагностическое оборудова- ниеможетиметьмеханический,электрический, гидравлический,

Тормозной Рулевогоуправления, Электрооборудования

системы

переднейподвески,

угловустановкиколес

исистемы освещения

ТормозныестендыСтенды,приборы Фотометры,приборы

+ +

Диагностическое оборуд08ание

(средстватехническогодиагностирования)

' +

Двигателяиегосистем Трансмиссии Токсичности отработавшихгазов

Приборы, инструменты Газоанализаторы, цымомеры

+

Дизельного Карбюраторного

Автотестеры, Мотор-тестеры компрессометры

t t t t Топливной ЦилиндропоршневойСистемы Системы аппаратуры группы зажигания питания

Рис.9.1.Классификация диагностического оборудования

пневматический икомбинированный привод (или ихкомбина- цию).

Постепениспециализации всеоборудованиеделитсянаузко- специализированное, которое можно использоватьтолькодля одноготипаподвижногосостава;специализированное, исполь- зуемоедляобслуживаниялюбыхтиповподвижногосостава.

Поподвижности диагностическое оборудованиеделится на

передвижное,переносное,стационарное.

Поуровнюавтоматизации диагностическоеоборудованиеде-

литсянаручное,механизированноеиавтоматизированное.

9.2.Средстватехническогодиагностированиясистем, обеспечивающихбезопасностьавтомобиля

Средства диагностирования тормозной системы. Проверкаэф- фективноститормозовосуществляетсяметодамиходовыхистен- довыхиспытаний(ГОСТ25478-91).

Приходовыхиспытанияхтормозовмогутприменятьсядеселе­ рометры (приборыдляопределениязамедленияприэкстренном торможении), новосновномиспользуютсяметодывизуальных наблюдений,что делаетоценкутехническогосостояниятормоз- нойсистемынедостаточнодостоверной.Поэтомувпоследнеевремя все большийакцентворганизациидиагностированиятормозов переноситсяна стендовыеметоды,обеспечивающиеобъективную оценкутормозныхсвойствавтомобиля.

Тормозныестендыбывают площадочныеироликовые. Роли- ковыепопринципудействияделятсянастендыинерционногои

силовоготипов.

Диагностированиетормознойсистемысиспользованиемпло­

щадочных тормозных стендов заключаетсявразгонеавтомобиля

ирезкомторможениипринаездеколесаминаплощадкистенда.

Взависимостиотэффективноститормозовколесаавтомобилялибо прокатываютсяпоплощадкам стенда(неисправны),либозатор- маживаются(исправны).Повеличинесилинерцииисилтрения

междуколесамииповерхностьюплощадокопределяетсяэффек- тивностьтормозовавтомобиля.

Вроликовых тормозныхстендахинерционноготипарабочимэле-

ментомявляютсядвепарыбарабанов(роликов),соединенныхс

маховымимассами,вращениекоторыхгаситсязасчет действия тормозомавтомобиля.Эффективностьтормознойсистемы опре- деляетсяинтенсивностьюгашенияинерциимасс.

Всилурядапринципиальныхнедостатков(низкаястабильность

показанийдля площадныхибольшаяметалло-иэнергоемкость-

дляинерционныхстендов)применениевсовременныхАТОина

СТОА площадочныхиинерционныхтормозныхстендовсильно затруднено.

Наибольшеераспространение получиливнастоящеевремя тор­

мозныестендысиловоготипа(рис.9.2).

Конструктивноонивыполненыввидедвух парроликов,со- единенныхцепнымипередачами(рис.9.3).Каждаяпарароликов имеетавтономныйприводотсоединенногоснимжесткимвалом

электродвигателямощностью4... 13 кВтсвстроеннымредукто- ром(мотор-редуктором).Вследствиеиспользованияредукторовпла- нетарного типа, имеющих высокие передаточные отношения (32...34),обеспечиваетсяневысокаяскоростьвращенияроликов прииспытаниях,соответствующаяскоростиавтомобиля2...4км/ч. Нароликах стендананесенынасечкаилиспециальноеасфальто- бетонноепокрытие,обеспечивающеестабильностьсцепленияко- лесс роликами.Дляобеспечениякомпактностиконструкциии удобствамонтажаблокироликовустановленывобщейраме.Стенд долженбытьукомплектовандатчикомусилиянатормознойпеда- лии обеспечиватьвозможностьопределениямаксимальнойтор- мознойсилыивременисрабатываниятормозногопривода.·

Преимуществамитормозныхстендовсилового типаявляются ихдостаточновысокаяточность,анизкаяскоростьвращенияро- ликовприиспытаниитормозовопределяетихвысокуютехноло- гичность.Наиболееудобныэтистендыприпроведенииопераци- онногоконтроля.

Средствадиагностирования системыосвещения.Посистемеос- вещениянаиболееответственной являетсяпроверкаправильнос- тиустановкифар.Диагностическоеоборудование дляпроверки фардолжнообеспечиватьконтрольнаправленностисветовогопо- токаисилусветафар.Наиболеепрогрессивнымрешениемявпя-

Рис.9.2.Стенддиаг- ностирования тор- мозныхсвойствавто- мобилей:

диагностическое оборудование - student2.ru 1- тормозныебараба- ны;2­ следящийро- лик;3­ блок конт- рольно-измерительных приборов

етсяиспользование оптической камеры, чтопозволяет значительно уменьшить габаритные размеры прибора.

Современные автомобили оснащаются фарами сасимметрич- нымраспространением светового пятна, прикотором отсекается иотбрасывается вправо левая часть луча, чемдостигается двой- ной эффект:уменьшается вероятность ослепления водителей встречных транспортных средств иувеличивается интенсивность освещения дороги непосредственно передавтомобилем.

Уасимметричныхфарпроверкаирегулированиенаправления

световогопотокапроизводитсяпривключенномближнемсвете.

диагностическое оборудование - student2.ru диагностическое оборудование - student2.ru диагностическое оборудование - student2.ru 8

5 6

49 10

+ 11

12

диагностическое оборудование - student2.ru диагностическое оборудование - student2.ru диагностическое оборудование - student2.ru диагностическое оборудование - student2.ru

13

14

+   +   +  
      Рис.9.3.     Блок     роликов     стенда     К-486:
+

1­ заземление;2­ рычаг;3­ датчиксилоизмерительнойсистемы;4­клемм- ная коробка; 5- мотор-редуктор;6- рама;7- крышка;8- опора; 9- пневмораспределитель;10­ штуцер подсоединения подъемника 2-ro блока;

11­ трап;12­ поддерживающийролик;1З­ подъемник; 14­ ведущийролик

Проверка силы света фар проводится при включенном дальнем свете спомощью фотометра.

Средствадиагностированиярулевогоуправления,переднейподвес­

ки,угловустановкиколес.Рулевоеуправлениепроверяютприбором, позволяющимопределитьсуммарныйлюфт(поуглуповоротару-

левогоколеса)- люфтомером.Износшкворневогоузлапереднего мостагрузовогоавтомобиляпроверяютприбороммоделиТ-1.

Наиболее обширная номенклатура стендов(приборов) пред- ставленадляконтроляугловустановкиколес.

Проездныеплатформенныеили реечныестендыдляпроверки угловустановкиколеспредназначеныдляэкспресс-диагностиро-

ваниягеометрическогоположенияавтомобильногоколеса. Прин- ципработыстендовможет основыватьсянанепосредственной проверкегеометрическогоположенияколесаилипоналичиюили

отсутствиювпятне контакта боковойсилы,которая, появляясь при несоответствии угловустановки колес требуемым, воздей- ствуетнаплатформу(рейку)исмещаетеевпоперечном направ- лении.Смещениерегистрируетсянаизмерительномустройстве.При необходимостидальнейшее обслуживаниеавтомобилявыполня- ютнастендах,работающихвстатическомрежиме.

Платформенные стендыустанавливаютпододнуколеюавто-

мобиля,реечные- поддве.Автомобильпроезжаетчерезстендсо скоростьюпримерно 5км/ч.

Стендыс беговымибарабанамипредназначеныдляизмерения боковыхсилв местахконтактауправляемыхколесавтомобиляс опорнойповерхностьюбарабана.Такиестендыв основномпред- назначеныдляавтомобилей,укоторыхпредусмотренарегулировка только схождения. Эти стендыметаллоемкие идорогостоящие, поэтомуиспользоватьихцелесообразнотольковкрупныхАТО.

Наши рекомендации