Между велосипедом и двтомобилЕМ
Нет слов, велосипед - одно из самых остроумных творений че-ловека, и ему суждена долгая жизнь. Но это скорее спортивный вид транспорта, очень комфортабельным его не назовешь: поза напря-женная, нужно уметь сохранять равновесие, далеко не все могут легко на нем научиться ездить. На мокрой скользкой дороге вело-сипед особенно неустойчив. А в дождь и в жару от солнца некуда спрятаться. Тяжелый багаж на велосипеде - опять же проблема. А главное, велосипед - экипаж на одного. Бывают, правда, тандемы, даже трое-четверо и более чеповек садятся на одного «коня», но это скорее - езда цирковая, в цирке, как известно, и на одном колесе по трое ездят...
Какова же альтернатива велосипеду? И здесь люди весьма пре-успели. На смену «мускулоходам» еще в прошлом веке пришли мо-торные средства: автомобиль, мотоцикл, позже самолет. Взять авто-мобиль - комфорт, скорость, а главное - коллективный транспорт. Сегодня жизнь без автомобиля уже невозможна, он обеспечил че-ловечеству невиданные возможности. Но принес и множество бед. Об отравлении атмосферы автомобилями сегодня знают даже дети, положение стало настолько серьезным, что если не предпринимать решительных мер, то «любимое дитя» века уничтожит своих «рсди-телей». Однако экологически чистый автомобиль - пока утопия, еще не очень скоро появится в широком пользовании двигатель на без-вредном топливе. По оценкам специалистов, реальные результаты можно ожидать пишь в середине XXI века. А еще автомобиль спо-собствует распространению такой «эпидемии» нынешнего века как гиподинамия. Явление это сложное, социапьно опасное. В нашей стране гиподинамией в той или иной степени страдает почти поло-вина (!) населения. Во многих развитых странах, где автомобилей гораздо бопьше, чем у нас, ее уже давно пытаются одолеть: разви-
509А ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?
вают массовый спорт, приучают детей к нему с раннего возраста и, конечно, вспомнили о нашем старом друге - велосипеде.
Но выше мы говорили о том, что велосипед не обеспечивает то-го комфорта, к которому привыкли поколения автомобилистов. Вот здесь-то и встал вопрос: а нельзя ли соединить преимущества вело-сипеда и автомобиля? Так родилось это чудо - прекрасный гибрид велосипеда и автомобиля с названием «веломобиль».
Дадим одно из распространенных определений веломобиля: это транспортный экипаж, приводимый в движение мускульной энергией человека, имеющий не менее трех колес, расположенных не в одну линию.
Считается, что родина веломобиля - США. Здесь в 1971 году авиационный инженер Р. Бундшух спроектировал и изготовил авто-мобиль с педальным приводом - педикар. С этого времени автомо-бильные державы мира (США, Япония, Западная Германия) начали серийно производить веломобили. Сейчас они выпускаются во мно-гих странах мира.
Ради исторической правды следует заметить, что веломобиль, по-видимому, значительно старше велосипеда. Приведенное выше определение можно без натяжки отнести к экипажам С. Стевена (1600 г.), Г. Ганштеля (1649 г.), Ля Рошеля (1693 г.), Л. Шамшуренко-ва (1752 г.) и другим. Таким образом, современному веломобилю почти четыреста лет, он еще раз подтверждает, что новое - хорошо забытое старое.
На рис. 9.7 изображена простейшая конструкция веломобиля, со-бранного из двух складных велосипедов типа «Аист» и дополнитель-ного комплекта деталей, или велоконструктора, освоенного в 80-х годах новгородским предприятием «Автоспецоборудование».
Веломобиль на четырех колесах - значит, устойчив в статике.
Рис.9.7. Простейшая конструкция четырехколесного веломобиля «Наташа» с детским сиденьем
яо
Между велосипедом и автомобилем
Можно остановиться у перекрестка или просто полюбоваться окру-жающим пейзажем. Два удобных сиденья похожи на автомобильные кресла. В середине - такое же удобное кресло для ребенка. На-стоящий семейных экипаж! Веломобиль имеет перед велосипедом неоспоримое преимущество: он представляет собой транспортное средство коллективного пользования. А для умельцев это прекрас-ный объект для технического творчества.
Большая проблема для владельца веломобиля - где его хранить в условиях тесноты наших городских квартир. Изображенный на рис. 9.7 веломобиль легко разбирается, так же быстро и собирается.
Вокруг веломобиля в России и других странах бывшего Союза сплотились его приверженцы, образовапись клубы веломобилистов или, как они сами себя порой называют, энтузиастов биотранспорта. В мае 1986 года был создан Московский клуб экологического био-транспорта, который способствовал возникновению аналогичных клубов в Николаеве, Ижевске, С.-Петербурге, Екатеринбурге. Появи-лись веломобильные объединения также в Вильнюсе, Паланге, Нов-городе, Риге, Полтаве, Киеве.
Чем же всех их веломобиль привлек?
На веломобиле в отличие от велосипеда посадка ездока может быть самой различной: сидя в кресле, лежа на спине, даже на жи-воте. В итоге энергия используется чрезвычайно целесообразно, с минимальными потерями. Неудивительно, что на специальном одно-местном гоночном веломобиле «Вектор» установпен мировой рекорд скорости за счет мышечной энергии человека - около 100 км/час. Тот же веломобиль в двухместном варианте позволил повысить мировой рекорд скорости до 110 км/час (!). Такие высокие результа-ты достигаются благодаря сни-жению массы машины (23 кг) и тщательной проработке аэро-динамической формы кузова-обтекателя (коэффициент аэро-динамического сопротивления -0,11; для сравнения - у авто-мобиля «Жигули» он равен примерно 0,38-0,40). Причем при езде на веломобиле чело-век расходует в 5 раз меньше энергии, чем при ходьбе.
Чем же отпичается вело-мобиль от велосипеда? Глав-ное - удобная, низкая посадка членов экипажа. В результате специальных исследований вы-яснилось, что при положении человека в полулежачем по-ложении, когда ноги работают почти на уровне головы, и если при этом человек закрыт кузовом-обтекателем, то сопро-
тивление воздуха в движении Рис.9.8. Вепомобипь с закрытым снижается почти в 10 раз. кузовом «Кроха»
Я1А ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?
Ведь велосипедист, начиная со скорости 30-40 км/час, тратит почти всю свою энергию на преодоление сопротивления воздуха. Так что понятны рекордные достижения веломобилей.
Итак, главное преимущество веломобиля перед велосипедом -низкое сопротивление воздуха. Второе - удобная, спокойная посадка не на жестком вепосипедном седле, а в кресле.
Веломобили особенно бпагоприятствуют людям, имеющим разные недуги и физические недостатки: увечья конечностей, дефекты зре-ния, болезни позвоночника, сердечно-сосудистой системы, вестибу-пярного аппарата и многое другое. Кстати, инвалидная коляска с ручным приводом - это тоже веломобиль и, как известно, на коля-сках тоже проводят соревнования и рекордные заезды. Но и для здоровых людей привод веломобиля не обязателыно педальный: он может быть ручным, комбинированным (ручным и ножным). Неда-ром веломобилями широко пользуются космонавты в период адапта-ции после дпителыных космических полетов.
А если веломобиль снабжен кузовом (рис. 9.8), то уровень ком-форта пассажиров будет не ниже, чем в автомобиле. Но поскольку ездоки в веломобиле выделяют много тепла, вентиляция кузова должна обеспечивать нормальные условия теплообмена.