Велопоходы в летнем оздоровитЕЛыюм лагере

В отпичие от кружков при шкопе, центре детского творчества, по месту жительства, где формируется постоянный детский коллектив, существующий обычно несколько лет, кружок велотуризма в летнем лагере позволяет формировать лишь временный детский коллектив, сущВЕЛОТУРИЗМ В ШКОЛЕ И ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ

на раскачку, на лишние организационные и хозяйственные хлопоты. Все допжно быть подготовлено к приему детей, задано и расписано до мелочей заранее, отработано и апробировано. В основу деятель-ности кружка может быть положена трехцикловая модель подготовки и проведения походов, т.е. организация трех велопоходов в течение одной смены.

После первой недели занятий в кружке с группой проводится однодневный велопоход (с приготовлением обеда в полевых услови-ях). После второй недели занятий проводится велопоход с ночлегом в полевых условиях. Оба похода являются учебными как этапы под-готовки и проведения итогового зачетного многодневного (трех-четырехдневного) велопохода в конце третьей, начале четвертой недели пребывания кружковцев в летнем лагере. Основная цель работы кружка - обучение элементарным основам велосипедного туризма, выполнение норматива на значок «Юный турист» (дпя ре-бят среднего возраста) и на значок «Турист России» (для ребят старшего возраста).

Кружок велотуризма в оздоровительном лагере должен иметь самые простые и надежные дорожные велосипеды, комплект запас-ных частей к ним, набор инструментов и приспособлений дпя регу-лировки и ремонта велосипедов, а таюке необходимые комплекты личного и группового туристского снаряжения и, по возможности, -автомобиль сопровождения. Маршруты велопоходов должны быть четко определены и апробированы заранее, в отличие от маршру-тов, которые прокладывают кружковцы школ, станций юных туристов. Маршруты должны начинаться и заканчиваться в лагере, а если это невозможно, то для подъездов должен быть использован лагерный автотранспорт (автобус, грузовой автомобиль). Начало деятельности кружка должно сразу же вызвать активный интерес у ребят. Таким начапом могут являться: велосипедная прогулка в окрестностях ла-геря, в близлежащий лес с организацией перекуса и активного от-дыха на красивой поляне или у реки (игра в мяч, бадминтон), орга-низация в лагере на спортивной площадке сначала индивидуальных, а затем групповых велоигр и велоэстафет, фигурной езды на вело-сипеде. Можно соединить велопрогулку и игры в одно мероприятие.

В основе работы кружка в летнем оздоровительном лагере ле-жит подготовка к зачетному степенному велопоходу, который пред-полагается совершить кружковцам через три недели занятий, поэто-му целесообразно исключить из программы кружка все то, что на-прямую не работает на эту цель. При этом первый однодневный поход (на 30-40 км) является прикидочным, второй - двухдневный (на 50-80 км) - генеральной репетицией перед зачетным походом.

IX А ЕСДИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?

Тандемы

Тандем - это разновидность велосипеда, на котором два или не-сколько ездоков располагаются один за другим, сохраняя посадку велосипедиста. Наибопьшее распространение получили двухместные одноколейные тандемы, конструкция которых полностью повторяет велосипед, но удлиненная рама позволяет разместить второе седло и, соответственно, второй педальный привод. Тандемы такого вида выпускаются зарубежной промышленностью.

Тандем имеет преимущества перед веломобилем на загруженных городских улицах и дорогах, но недостатки двухколесного экипажа проявляются у тандема в большей степени, чем у велосипеда. На тандеме нужно уметь ездить, причем как на переднем, так и на заднем седле.

Познакомим читателя с несколькими вариантами тандемов само-деятельных конструкторов.

Тандем «Синус» киевских умельцев (рис. 9.1) - в полном смыс-ле слова семейная машина, рассчитанная на экипаж из двух взрос-лых и двух детей. В качестве основы использован спортивно-турист-ский велосипед. Удлиненная рама позволила установить второе сед-ло и второй педальный привод. Переднее колесо - управляемое, над ним смонтировано сиденье для ребенка и дополнительный педальный привод - из четырех членов экипажа трое принимают участие в общей работе ногами. Очень важно, что передний привод автоном-ный, дает возможность младшему «работнику» экономить свои силы. Установка переднего сиденья обусловила существенное изменение конструкции руля: он сильно развит и крепится непосредственно на передней вилке. Заднее колесо и его привод не претерпели измене-ний. Над ним установлено кресло еще для одного ребенка. Интерес-ным решением является установка спаренного клещевого тормоза на заднее колесо, а также возможность буксировки двухколесной тележки для багажа.

Другая двухколесная конструкция создана пензенскими велотури-стами на базе спортивно-туристского велосипеда с 10 передачами. Предназначена для дальних сложных велопоходов. Рама разборная, на трех фланцевых соединениях (рис. 9.2, 9.3), каждое - на четырех болтах М6. Фланцы к трубкам привариваются. Задняя часть рамы -от спортивно-туристского велосипеда (не претерпевает никаких из-

18—1732

505ествующий всего 24-28 дней. Именно поэтому здесь нет времениА ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?

Рис.9.1. Двухколесный семейный тандем «Синус» киевских вепотуристов

менений). Передняя часть выполнена из рамы велосипеда «Старт-шоссе». Вилка - от «Туриста». Ободья колес - от него же. На верхней и нижней ветвях цепи установлено по компенсатору, благо-даря чему не требуется жесткая синхронизация, уменьшается износ и вытягивание цепи в сложных дорожных условиях. Дпя повышения эффективности торможения поставлены два тормоза на заднее ко-

Рис. 9.2. Общий вид двухколесного тандема пензенских велотуристов

Тандемы

Рис.9.3. Схема двухколесного тандема пензенских велотуристов

лесо, оба рычага установлены у

правой рукоятки руля, причем

можно действовать рычагами в

отдельности и вместе. Тормоз-

ные скобы крепятся с обеих

сторон относительно подседель-

ных стоек рамы. Второй руль

установлен сзади седла водите-

ля. Шатун со звездочкой перед-

него седока расположен слева, у

второго вепосипедиста - на валу каретки - три звездочки: одна сле-

ва (соединена цепью с передней большой звездочкой), две - справа.

На ровных дорогах скорость набирается быстро и без особого труда.

Тандем легко проходит по тропинкам и лесным дорогам. Устойчи-

вость хорошая, затруднений в управлении не ощущается. Время на

разборку-сборку при посадке в поезд дальнего следования увеличи-

вается по сравнению с обычным велосипедом в два раза.

А этот тандем - трехколесный. Конструкция соединительного узла придает жесткость задней раме. При наличии запасных перед-ней вилки и колеса тандем можно быстро превращать в два вепо-сипеда. Соединительный узел состоит из подседельных стоек рамы 1 (рис. 9.4), цепной вилки 2, части шатунов педалей 3, узла каретки 4 и стержня вилки переднего колеса 5. Все эти детали можно взять от старого велосипеда. Два левых шатуна перепилить на расстоянии 5-7 см от центра большого отверстия, сточить так, чтобы оставшие-ся стержни вошли в трубы цепной вилки, затем их приварить. Бывшие подседельные стойки 1 тоже прива-рить к трубам цепной вилки. Стер-жень передней вилки обточить и приварить к кареточному узлу. В валу каретки выточить паз 7 с той

Рис.9.4. Схема изготовления трехколесного тандема

18*

507А ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?

Между велосипедом и автомобилем

же стороны, что и паз на другом конце вала. Детапь 3 надевается на вал кареточного узпа так же, как и шатуны педалей. Цепная вилка 2 соединяется с осью заднего колеса первого велосипеда, а стойки 1 отверстиями 6 прикрепляются к удлиненному подседельно-му болту.

Тандемы-спарки. Очень интересные машины можно получить, соединяя тандемы или велосипеды параллельно. Одна из таких ма-шин «Весна» показана на рис. 9.5, автор - В. Воробьев из подмос-ковного города Бронницы. Он использовал велосипеды практически без изменений, соединив их поперечными тягами и установив меж-ду ними дополнительное сиденье.

Рис. 9.5. Велосипед-спарка «Весна»

Любители езды большим коллективом могут изготовить спарку на 6-8 мест. Один из вариантов такой машины показан на рис. 9.6. Конструкция ее весьма несложна и видна на фотографии. Естест-венно, для таких больших нагрузок велосипедные колеса не годятся, и спедует применять колеса от мопедов или даже мотоциклов.

Экипаж тандема должен иметь навыки совместной езды, так как сохранение равновесия в этом случае - дело общее. Если в приво-де тандема нет промежуточных обгонных муфт или муфт свободного хода, как это сделано на машине, показанной на рис. 9.1, то езда, а особенно торможение, требует точной согласованности действий членов экипажа. Еще более усложняется езда на тандеме, если дополнительный груз располагается на передней вилке. В этом слу-чае тандем еще и плохо управляется, езда на нем становится опасной.

Рис.9.6. Вепоспарка на шесть человек

Наши рекомендации