Особенности охраны имущества при его транспортировке.
Для решения задачи обеспечения сохранности материальных ценностей (грузов) используются разные методы. Один из эффективных механизмов ее решения — сигнально-индикаторный метод.
Обеспечение сохранности следует понимать как организацию и реализацию системы мер с целью нейтрализации потенциальных или реальных угроз, ведущих к материальным потерям. Сохранность — это не только обеспечение должного количества товаров, но и его качества.
По данным международных страховых экспертных оценок, угроза потерь материальных ценностей только по таким факторам, как халатность и кражи, составляет минимум 15 % годового оборота компаний.
Под халатностью понимаются грубое обращение с грузами, нарушение установленных процедур, в том числе порядка доступа, температурных режимов и пр.
Традиционно применяются пять групп методов обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей:
· технические средства;
· физическая охрана, усиленная спецсредствами;
· аналитика;
· правовая защита;
· страхование.
Каждый из этих методов наряду с высокими достоинствами обладает и недостатками. Поэтому для успешного решения вопросов сохранности необходимо наличие нескольких независимых рубежей защиты, их грамотное сочетание, а также постоянное совершенствование и поиск новых методов, способов и решений для борьбы с безответственными лицами и злоумышленниками.
Сохранность — это всегда противоборство между угрозами и защитой. Можно сказать, что идет постоянная борьба интеллектов между злоумышленниками и службой защиты. Другими словами, это постоянная борьба брони и снаряда. Своевременная и достоверная информация об источниках и характере угроз дает возможность выстраивать грамотную, адекватную угрозам систему реагирования.
Специалистам известны достоинства всех пяти традиционных групп защиты, поэтому мы не будем их освещать. Они бесспорны. Поэтому отметим лишь недостатки.
Установка таких технических средств, как видеонаблюдение, традиционные сигнализации, электронные системы доступа в помещения и т.п., в некоторых случаях не представляется возможной, к примеру из-за особенностей технологических процессов или в силу отсутствия источников питания, и довольно часто затруднительна с точки зрения затрат. Еще одной проблемой, связанной с такими системами, может являться вмешательство в данные с внесением в них нежелательных информационных изменений.
Что касается второй группы методов, то здесь следует иметь в виду, что даже хорошо подготовленная физическая охрана, усиленная спецсредствами, по понятным специалистам причинам продолжает сама быть источником угроз. Даже повышение затрат на такой довольно дорогостоящий метод не дает прямо пропорционального повышения сохранности материальных ценностей. Более того, при приемке/передаче ценностей и грузов временные затраты выходят за рамки эффективности логистических цепочек, особенно в современных условиях высокой конкурентности. Если довести до крайности желание удостовериться при каждой приемке/передаче товаров в его полной сохранности на складе или в грузовой машине, то нетрудно представить, сколько времени понадобится, например, на то, чтобы вскрыть все коробки и проверить весь товар по количеству и качеству!
Теперь об аналитике. Даже при хорошо поставленной аналитике или выполнении требований экономической безопасности все равно остается проблема своевременности получения и достоверности информации.
Правовые методы защиты всегда базируются на доказательной базе. Соответственно часто отсутствие обоснованной доказательной базы и является слабым местом этой группы методов.
Прежде чем мы отметим слабости метода страхования, напомним, что он рассматривается нами (как и все уже отмеченные выше) без применения других методов защиты, так сказать, в чистом виде. Итак, при наступлении страхового случая возникают серьезные трудности по выявлению причин и условий, способствующих наступлению нежелательной ситуации. Например, при работе в жестких рамках логистических цепочек от поставщиков какого-либо товара (комплектующих, сырья и т.д.) к производителям и далее к потребителям недоставка (недопоставка) означает серьезные нарушения во всей цепочке, и ущерб здесь иногда трудно себе заранее представить и оценить в целях страхования.
Хорошо подготовленный специалист, работа которого связана с предотвращением материальных потерь, все это понимает и именно поэтому такой специалист постоянно совершенствует все пять групп методов.
Следует обратить внимание на так называемый синтетический метод — сигнально-индикаторный метод обеспечения сохранности, который в последнее время получает все большее распространение. Сигнально-индикаторный метод — это комплекс организационных и правовых аспектов создания системы реагирования на основе информации о состоянии таких специальных технических устройств, как сигнальные устройства (пломбы) и индикаторы внешних воздействий.
Сильные стороны метода — простота монтажа и любая глубина детализации информации об источниках и характере угроз; независимость от источников питания; выявление причин и условий, способствующих нарушениям; объективное доказывание; мониторинг действий ответственных лиц; высокая экономическая эффективность.
Слабой стороной метода является специфика считывания сигнала при срабатывании системы защиты. Именно эта специфика и привела к появлению сигнально-индикаторного метода вместо обычного использования пломб и индикаторов. Другими словами, установка пломб и индикаторов ведется с целью сбора, хранения и использования информации о контролируемых событиях.
Для понимания сути указанного метода очень важно уяснить, что представляют собой его базовые технические элементы — сигнальные устройства и индикаторы. Поэтому дадим им определения и обозначим круг решаемых с их помощью задач.
Индикаторные устройства — это технические средства, позволяющие определять такие события прошлого, как нежелательное изменение температуры, отклонение от вертикального положения и грубое обращение с объектами. С помощью упомянутых устройств решаются задачи подтверждения качества товаров через удостоверение соблюдения заданной температуры на всем пути следования, правильного положения объектов и бережного с ними обращения.
Сигнальные устройства — это технические средства, обладающие устойчивой совокупностью двух качеств: признаками оригинала и способностью фиксации поверхностных следов при своем снятии и повторном использовании. Эта главная функция сигнальных устройств может сочетаться с такими дополнительными функциями, как силовой замок, упаковка, затяжка и др. в одном комплексном устройстве. Задачи, решаемые сигнальными устройствами: удостоверение качества объекта, его подлинности, неприкосновенности, принадлежности определенному изготовителю, наличие права собственности на объект у получателя.
В процессе создания эффективных технологий сохранности с применением сигнальных устройств и индикаторов необходимо обращать особое внимание на надежность поставщиков этих устройств, процедуры приобретения, перевозки, хранения, проверки, ведения сопровождающих технологию документов, установки, инспекции, снятия и утилизации, а также на подготовку собственного персонала.
В случае обнаружения потерь должно быть проведено расследование всех обстоятельств дела. Обнаружение криминального вскрытия или подделки может происходить уже при осмотре сигнальных устройств. Необходимо обращать внимание на признаки нарушения целостности: повреждения маркировки, царапины, деформации, насечки, вмятины, подклеивания и др. Правильное применение защитной программы с использованием сигнальных устройств дает возможность сузить круг подозреваемых лиц, получить ориентирующую информацию и часто непосредственно обличить виновных. Применяемый в программе обеспечения сохранности последующий контроль, то есть детальное исследование частей сигнальных устройств (после того как они были использованы и проверены на месте), не исключает в случае потерь проведение экспертиз, в которые могут входить и сложные лабораторные методы для определения факта вмешательства, попытки взлома или фальсификации пломбы.
С помощью экспертиз пломб можно ответить на следующие вопросы:
- имело ли место криминальное вскрытие и повторное навешивание пломб;
- имеет ли пломба какие-либо повреждения;
- каким способом повреждена пломба;
- каким орудием оставлены следы (повреждения) на представленной пломбе;
- какой матрицей и каким способом наносилась маркировка, имеются ли повреждения, подвергалась ли пломба разрезу, разрыву, перетиранию, излому, подклеиванию и пр.;
является ли данная пломба поддельной целиком или фальсифицированы только ее элементы;
- выполнена ли пломба в рамках данного производственно-технологического процесса;
- выполнена ли пломба данным производителем;
- является ли данная маркировка пломбы оригинальной;
- выполнена ли данная маркировка данной матрицей;
- не оставлены ли повреждения на представленной пломбе обнаруженным в ходе расследования предметом или одним и тем же предметом на нескольких пломбах.
Общие положения и особенности охраны грузов при перевозке на различных видах транспорта
Одним из основных условий предупреждения и эффективного отражения преступного посягательства на фирму является постоянный анализ складывающейся вокруг неё криминальной обстановки. Источниками получения информации о готовящемся нападении являются: правоохранительные органы, осведомители из преступной среды, нештатные сотрудники безопасности, сотрудники фирмы и члены их семей. Во многом облегчает эту задачу чётко организованное наблюдение, регулярно ведущееся дежурными охранниками или специальными сотрудниками службы безопасности. В некоторых СБ заведены и регулярно ведутся специальные журналы наблюдения, в которых фиксируется любая информация о событиях, происходящих в фирме и вокруг неё. Эта информация ежедневно анализируется работниками политического отдела или начальником СБ.
Основными признаками, свидетельствующими о возможном нападении, является обнаружение лиц, проявляющих повышенный интерес к работе охраняемой организации и СБ:
- использующих слуховые окна чердаков, окна подъездов, квартир, кафе, магазинов для ведения наблюдения за фирмой;
- делающих попытки в различных инстанциях получить документацию о планировке помещений и объектов фирмы;
- сотрудников, фиксирующих здания и территорию фирмы с помощью видеоаппаратуры;
- пытающихся проникнуть на территорию фирмы без разрешения
и т.д.
В числе других видов предпринимательской деятельности важное место занимают услуги, связанные с охраной грузов в период их транспортировки.
Основанием для сопровождения грузов является двухсторонний договор, заключённый между собственником и охранной организацией.
При заключении договора на сопровождение груза Руководителю охранной организации следует проверить правильность оформления документов на перевозку груза, его принадлежность собственнику, наличие требуемых лицензионных карточек на право занятия перевозочной деятельностью на автомобильном транспорте Российской Федерации, а у иностранных владельцев транспортных средств – допуска для въезда на территорию Российской Федерации с регламентированным посещением. При этом принимать установленные законом меры по недопущению случаев перевозки материалов и ценностей, запрещённых к вывозу из Российской Федерации и ввозу на её территорию.
По способу перемещения грузов различают перевозки:
- железнодорожные;
- автомобильные;
- воздушные;
- водные (речные и морские).
В зависимости от количества грузов, их ценности, срочности доставки перевозки могут осуществляться железнодорожными эшелонами, в специальных вагонах (полувагонах, платформах) в составе грузовых поездов, в почтово-багажных вагонах специальных и пассажирских поездов, в купе пассажирских поездов, колоннами и одиночными автомобилями, специальными рейсами грузовых самолётов, в грузовом отсеке или салоне рейсовых пассажирских самолётов, а также могут быть выполнены смешанным способом.
Маршруты перевозок бывают местные (в пределах одного города, района) и дальние (региональные, межрегиональные).
Для охраны грузов в пути следования, с учётом дальности перевозки, времени года, климатических условий, подготовленности охранников, характера груза и условий обеспечения его сохранности, а также предполагаемой нагрузки на охранников, выделяется наряд по сопровождению груза в составе:
- на 1-7 вагонов – 3 человека;
- на 8-14 вагонов – 6 человек;
- свыше 14 вагонов – до 15 человек;
- в самолёте, в купе – по 2-3 человека;
- на автомобиле – от 2 до 4 человек;
- в колонне автомашин – по 1 охраннику на каждую машину плюс 2-3 резервных человека.
До убытия к месту получения груза для сопровождения старший наряда должен получить:
- предписание на выполнение задания;
- командировочные и проездные документы;
- список личного состава наряда с указанием вида и номеров оружия и боеприпасов;
- доверенность на получение и сопровождение груза;
- оружие и боеприпасы к нему;
- сигнальные красные и жёлтые флажки и фонари.
Перед отправлением старший наряда проверяет готовность личного состава, их экипировку, укомплектованность снаряжения.
На наряд сопровождения возлагаются обязанности:
¨по обеспечению надёжной охраны независимо от количества груза;
¨сохранению в строгой тайне характера груза, пунктов его отправления и назначения;
¨задержанию лиц, пытающихся посягнуть на охраняемый груз и отражению возможных нападений;
¨обеспечению сохранности сопровождаемых грузов с момента принятия их под охрану и до сдачи в пункте назначения;
¨приёму неотложных мер к сохранности грузов при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях;
¨правильному использованию средств связи, знанию световых, звуковых и других сигналов, применяемых на транспорте.
Личному составу наряда по сопровождению грузов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
¨самостоятельно поверять содержимое сопровождаемых вагонов, контейнеров и упаковки, открывать замки, запоры, нарушать пломбы и печати;
¨допускать посторонних лиц к сопровождаемым грузам.
Перед выполнением и в ходе выполнения задачи по охране грузов необходимо:
1) разработать схему маршрута перевозки грузов автомобильным, водным и воздушным транспортом с учётом пунктов остановок, формирования поездов, наличия на станциях, в портах, городах и других населённых пунктах органов внутренних дел, мест дислокации органов управления железнодорожным, водным и воздушным транспортом и т.п.;
2) уточнить особенности хранения оружия, служебной документации в пунктах приёма-сдачи под охрану (из-под охраны) грузов;
3) в необходимых случаях организовывать взаимодействие нарядов (по маршруту следования) с территориальными органами внутренних дел, в том числе с подразделениями ГИБДД, органами внутренних дел на транспорте;
4) определить порядок поддержания связи с грузополучателями (грузоотправителями), особенности приёма и сдачи грузов, условия размещения личного состава наряда;
5) подобрать и подготовить охранников, в первую очередь старших охранников, при этом учитывать моральные качества, наличие материальной заинтересованности, умение действовать в сложной обстановке, обеспечить полную укомплектованность группы;
6) организовать и осуществлять контроль.
До выезда наряда сопровождения к месту приёма груза отрабатываются практические навыки:
1) непрерывность наблюдения за охраняемым транспортом и подступами к нему;
2) сбор группы при возникшей необходимости;
3) поддержание связи внутри группы. Связь в наряде осуществляется с использованием носимых радиостанций, а также проводных и сигнальных средств;
4) действия охраны по сигналу;
5) порядок выхода охранников из вагона на межпутье;
6) отражение нападения;
7) действия охраны при пожаре, аварии;
8) меры безопасности.
Старший охраны перед выполнением задачи должен уяснить:
1) место и время прибытия охраны для получения (сдачи) груза;
2) порядок поддержания связи с заказчиком;
3) особенности приёма (сдачи) грузов у представителей заказчика;
4) условия размещения охранников в ожидании приёма (после сдачи) груза под охрану;
5) порядок убытия охраны в свои фирмы.
Прибыв на станцию (в аэропорт) отправления груза, старший наряда сопровождения совместно с другими охранниками должен выполнить следующие требования:
1) прибыть к грузоотправителю за 1 час до приёма;
2) предъявить документы;
3) проверить документы у заказчика;
4) уточнить количество и тип вагонов, время готовности и порядок приёма транспорта под охрану;
5) согласовать требования по оборудованию помещения для охраны;
6) согласовать требования по опломбированию вагонов и мест;
7) согласовать требования по креплению и закрытию груза.
Если приёмка и отправление грузов осуществляется на самолётах, то при перегрузке багажа 1 охранник находится в машине, а старший наряда – в самолёте.
В пути следования по железной дороге смена постовых производится на остановках продолжительностью 10 минут и более через каждые 2-4 часа движения. Если времени для смены постовых окажется недостаточно, то она прекращается до следующей остановки поезда. На остановках проверяется исправность крепления грузов, число мест, надёжность запоров дверей и люков, а также целостность пломб, усиливается охрана за счёт выставления постовых.
К охраняемым вагонам допускаются работники транспорта для осмотра, смазки ходовых частей и ремонта охраняемых вагонов.
Постовые размещаются:
- во время движения поезда – на тормозных площадках (в тамбурах) охраняемых или находящихся вблизи от них вагонов, а при отсутствии тормозных площадок – на платформах со специальным ограждением или в вагоне, где размещается наряд сопровождения;
- во время стоянки – около охраняемых вагонов по обеим сторонам их.
При переформировании поезда следить, чтобы все охраняемые вагоны были включены в состав.
Обязанности старшего группы
Старший группы обязан:
¨выставлять охранников на посты по табелю постов;
¨усиливать охрану грузов во время остановок;
¨следить за соблюдением правил перевозки грузов;
¨устанавливать контакт и отрабатывать порядок взаимодействия с поездной бригадой;
¨докладывать руководству о происшествиях, нарушениях правил перевозки грузов, задержках в пути;
¨не допускать расхищения грузов;
¨обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности;
¨при переформировании эшелона следить, чтобы все охраняемые вагоны были включены в состав;
¨в случае отцепки от эшелона вагона вследствие его неисправности, а также при вынужденной выгрузке груза составить об этом акт, засвидетельствовать его у представителя железной дороги и принять решение либо оставить отцепленный вагон с охраной и продолжать движение, либо отцепить все вагоны и двигаться после ремонта (перегрузки) повреждённого вагона.
Действия по прибытии в пункт назначения:
¨сообщить грузополучателю о прибытии груза;
¨по прибытии грузополучателя (его представителя) проверить у него документы на право получения груза;
¨сдать груз по описи (накладной, акту);
¨один экземпляр описи с росписью представителя грузополучателя и печатью фирмы оставить у себя;
¨в случаен предъявления претензий представителем грузополучателя составить акт, в котором подробно их указать;
¨уточнить порядок выполнения контрактных требований, связанных с возвращением группы;
¨по возвращении доложить руководству СБ о выполнении задачи.