Глава 1. понятие и сущность таможенных экспертиз

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Понятие и сущность таможенных экспертиз……………………….5

1.1 Экспертиза и ее виды…………………………………………………………5

1.2 Методика проведения таможенных экспертиз…………………………...…9

ГЛАВА 2. Таможенная экспертиза и порядок ее проведения…………..……10

2.1 Порядок назначения таможенной экспертизы…………………………..…10

2.2 Порядок и срок проведения таможенной экспертизы………………….…12

ГЛАВА 3. Таможенный эксперт. Его права и обязанности………………..…13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………....17

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..23

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Таможенном кодексе Таможенного Союза.

Согласно Таможенному кодексу таможенного союза одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, который закреплен в статье 150 ТК ТС, - все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.[2, с. 77].

С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенных экспертиз и исследование товаров. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.

Таможенная экспертиза товаров, документов и транспортных средств имеет большое значение и в целях государственной безопасности, и в целях международной торговли. Подчас именно таможенная экспертиза позволяет вовремя остановить движения некачественных товаров на потребительский рынок. В этом состоит актуальность тематики курсовой работы.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей назначения и проведения таможенной экспертизы.

Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:

1. Ознакомиться с понятием, а также видами и методами таможенных экспертиз.

2. Охарактеризовать порядок назначения и проведения экспертизы.

3. Изучить права и обязанности таможенного эксперта.

Объект исследования данной работы составляют таможенные правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ при производстве таможенной экспертизы.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие рассматриваемые правоотношения.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ

ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ ВИДЫ

Термин "экспертиза" происходит от латинского "expertus", что означает "опытный, сведущий". Когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) познаний.

Если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, то назначается экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о них, либо о совершении операций (действий) в отношении данных товаров и транспортных средств. Такие экспертизы получили название таможенных экспертиз.

А в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (далее ТК ТС) таможенная экспертиза есть организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Характерными признаками таможенных экспертиз являются:

1) подготовка, назначение и проведение таможенных экспертиз должны осуществляться с соблюдением специального правового регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, и других заинтересованных лиц (декларанта, таможенного брокера и др.);

2) проведение экспертного исследования основано на использовании специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

3) дача заключения, которое таможенные органы рассматривают при принятии решения.

Предмет таможенной экспертизы составляют фактические данные, исследуемые и устанавливаемые при проведении таможенного контроля. В основном эти данные касаются проверки товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу и предъявляемых для таможенного оформления.

Объектами таможенных экспертиз, исходя из положений ст. 138 ТК ТС, могут служить:

1) товары и транспортные средств, находящиеся под таможенным контролем;

2) документы, содержащие сведения об указанных товарах и транспортных средствах;

3) документы, содержащие сведения о совершении операций (действий) в отношении указанных товаров и транспортных средств.

Таким образом, в качестве объектов таможенных экспертиз может выступать все, что в той или иной степени связано с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и требует для своего исследования специальных знаний либо необходимо для таких исследований.

Согласно статье 143 ТК ТС в целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.

Единоличная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.

Комиссионная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение таможенного эксперта (эксперта).

Комплексная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов (экспертов). Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения таможенного эксперта (эксперта), по которой проводил таможенную экспертизу.

Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Первичная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.

Дополнительная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, назначаемая по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту (эксперту).

Повторная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз.

Повторная таможенная экспертиза поручается комиссии, состоящей из 2 (двух) и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (экспертов), проводившего (проводивших) первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта (эксперта) они не участвуют.

Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза.[2, с. 73].

В соответствии со ст. 200 УПК РФ комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы. Комиссионная экспертиза проводится несколькими экспертами одной специальности, на решение которых поставлены одни и те же вопросы.

В соответствии со ст. 201 УПК РФ судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной.[3, c.93].

Для исследования каждого вида объектов в экспертизе разрабатываются специальные методики экспертного исследования, т.е. системы научно обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры), применяемых в ходе исследования. Об этом речь пойдет в следующем разделе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Таможенная экспертиза есть специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела. Как видно из перечисленного таможенная экспертиза товаров включает в себя расширенное исследования не только состояния товаров, но и сопровождающих документов.

Для исследования каждого вида объектов в экспертизе разрабатываются специальные методики экспертного исследования, т.е. системы научно обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры), применяемых в ходе исследования.

2. При производстве экспертизы выносится постановление. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения.

Срок проведения экспертизы назначает должностное лицо только в процессе таможенного контроля; причем срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования или согласованию с начальником экспертно-криминалистической службы.

По результатам проведенного исследования экспертом составляется заключение.

3. Права и ответственность эксперта регламентированы статьей 378 ТК РФ, а также статьями 140 и 141 ТК ТС (в отношении стран-участниц таможенного союза). В соответствии с которыми эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; право участвовать в проведении таможенного контроля. Также эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Эксперт обязан соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, № 15, ст. 1691.

2. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (в ред.Протокола от 16.04.2010 года)) // официальный сайт комиссии Таможенного союза. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.

3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (с изменениями на 19 декабря 2016 года)
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля" // "Таможенный вестник", № 13, июль, 2010.

5. Додокин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Додонкин, И.А. Жебелева, В.И. Криштофович. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.- 215 c.

6. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации // под ред. А.Н. Козырина. М., 2009. - 1056 с.

7. Таможенное право: учебник // отв. ред. О.Ю. Бакаева. - М.: Норма, 2008. - 560 с.

8. Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела / С.П. Жданов // "Юридическое образование и наука". - 2009. - № 1. – 321 с.

9. Богомолова А.А. Таможенное право : Конспект лекций / А.А Богомолова. - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2008. - 49 с.

10.Гоман К.В. Становление и развитие криминалистики в России : учебник / К.В Гоман . - М.: Просвещение, 2009. - 74 с.

11.Гамидулаев С.Н., Николаева С.Л.. Товароведение и экспертиза в таможенном деле : учебник / С.Н Гамидулаев, С.Л Николаева. - М.: Троицкий мост, 2010 - 14 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЭКСПЕРТА(ЭКСПЕРТА)

                           
 
(наименование таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящего(ей) таможенную экспертизу, местонахождение)
Мне,   ,
(должность лица таможенного органа или иной уполномоченной организации,
 
принимающего (ей) участие в проведении таможенной экспертизы,
 
наименование экспертной организации)
в связи с решением о назначении таможенной экспертизы от "   "     г.
по ДТ N   ,
  и/или реквизиты иных документов (книжка МДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля)  
руководителем экспертного учреждения
 
(наименование таможенного органа или иной уполномоченной организации,
 
принимающего (ей) участие в проведении таможенной экспертизы)
разъяснены права и обязанности таможенного эксперта, предусмотренные статьей 140 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта по статье 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупрежден.  
     
(подпись)   (инициалы, фамилия)
    "   "     г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЭКСПЕРТА (ЭКСПЕРТА)

                                                                       
N   составлено "   "     года   г.  
Я,  
  (инициалы, фамилия эксперта таможенного органа или иной уполномоченной
  ,
организации, принимающего (ей) участие в проведении таможенной экспертизы)
квалификация  
  (образование, специальность, указанная в документе об образовании,
  ,
сведения об экспертной специальности, стаж экспертной работы и т.д.)
на основании решения о назначении таможенной экспертизы от "   "     г.
по ДТ N  
  и/или реквизиты иных документов (книжка МДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля)
 
(указывается должностное лицо таможенного органа,
 
вынесшего решение о назначении таможенной экспертизы)
произвел таможенную экспертизу в период с ____ ч. _____мин. "   "     г.
до ____ч. ______мин. "   "     г.  
На таможенную экспертизу в соответствии с решением о назначении таможенной
экспертизы от "   "     г.  
по ДТ N   представлены:
  или реквизиты иных документов (книжка НДП, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и прочие документы таможенного контроля)  
 
1.
2.
3.
На разрешение таможенного эксперта поставлены следующие вопросы:
1.
2.
3.
                                                                       


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1. Внешний осмотр

2. Исследование

3. Синтезирующая часть
(в комплексных экспертизах при необходимости)
ВЫВОДЫ

     
Таможенный эксперт (эксперт)    
    (подпись)
     
    (инициалы, фамилия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Понятие и сущность таможенных экспертиз……………………….5

1.1 Экспертиза и ее виды…………………………………………………………5

1.2 Методика проведения таможенных экспертиз…………………………...…9

ГЛАВА 2. Таможенная экспертиза и порядок ее проведения…………..……10

2.1 Порядок назначения таможенной экспертизы…………………………..…10

2.2 Порядок и срок проведения таможенной экспертизы………………….…12

ГЛАВА 3. Таможенный эксперт. Его права и обязанности………………..…13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………....17

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..23

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Таможенном кодексе Таможенного Союза.

Согласно Таможенному кодексу таможенного союза одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, который закреплен в статье 150 ТК ТС, - все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.[2, с. 77].

С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенных экспертиз и исследование товаров. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.

Таможенная экспертиза товаров, документов и транспортных средств имеет большое значение и в целях государственной безопасности, и в целях международной торговли. Подчас именно таможенная экспертиза позволяет вовремя остановить движения некачественных товаров на потребительский рынок. В этом состоит актуальность тематики курсовой работы.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей назначения и проведения таможенной экспертизы.

Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:

1. Ознакомиться с понятием, а также видами и методами таможенных экспертиз.

2. Охарактеризовать порядок назначения и проведения экспертизы.

3. Изучить права и обязанности таможенного эксперта.

Объект исследования данной работы составляют таможенные правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ при производстве таможенной экспертизы.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие рассматриваемые правоотношения.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ

ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ ВИДЫ

Термин "экспертиза" происходит от латинского "expertus", что означает "опытный, сведущий". Когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) познаний.

Если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, то назначается экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о них, либо о совершении операций (действий) в отношении данных товаров и транспортных средств. Такие экспертизы получили название таможенных экспертиз.

А в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (далее ТК ТС) таможенная экспертиза есть организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Характерными признаками таможенных экспертиз являются:

1) подготовка, назначение и проведение таможенных экспертиз должны осуществляться с соблюдением специального правового регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, и других заинтересованных лиц (декларанта, таможенного брокера и др.);

2) проведение экспертного исследования основано на использовании специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

3) дача заключения, которое таможенные органы рассматривают при принятии решения.

Предмет таможенной экспертизы составляют фактические данные, исследуемые и устанавливаемые при проведении таможенного контроля. В основном эти данные касаются проверки товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу и предъявляемых для таможенного оформления.

Объектами таможенных экспертиз, исходя из положений ст. 138 ТК ТС, могут служить:

1) товары и транспортные средств, находящиеся под таможенным контролем;

2) документы, содержащие сведения об указанных товарах и транспортных средствах;

3) документы, содержащие сведения о совершении операций (действий) в отношении указанных товаров и транспортных средств.

Таким образом, в качестве объектов таможенных экспертиз может выступать все, что в той или иной степени связано с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и требует для своего исследования специальных знаний либо необходимо для таких исследований.

Согласно статье 143 ТК ТС в целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.

Единоличная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.

Комиссионная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение таможенного эксперта (эксперта).

Комплексная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов (экспертов). Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения таможенного эксперта (эксперта), по которой проводил таможенную экспертизу.

Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Первичная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.

Дополнительная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, назначаемая по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту (эксперту).

Повторная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз.

Повторная таможенная экспертиза поручается комиссии, состоящей из 2 (двух) и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (экспертов), проводившего (проводивших) первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта (эксперта) они не участвуют.

Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза.[2, с. 73].

В соответствии со ст. 200 УПК РФ комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы. Комиссионная экспертиза проводится несколькими экспертами одной специальности, на решение которых поставлены одни и те же вопросы.

В соответствии со ст. 201 УПК РФ судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной.[3, c.93].

Для исследования каждого вида объектов в экспертизе разрабатываются специальные методики экспертного исследования, т.е. системы научно обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры), применяемых в ходе исследования. Об этом речь пойдет в следующем разделе.

Наши рекомендации