Транспортирование экскаваторов.
Способ транспортирования универсальных экскаваторов зависит от типа экскаватора и расстояния, на которое требуется его перебазировать.
На большие расстояния экскаваторы перевозят железнодорожным транспортом, на расстояние до 100—150 км экскаваторы на гусеничном ходу перевозят с помощью тяжеловозных прицепов, а пневмоколесные — своим ходом или на буксире. На расстояние 5—10 км в пределах одной площадки экскаваторы на гусеничном ходу транспортируют собственным ходом.
А б
в
Рис.56. Транспортирование экскаваторов:
а – ж/д транспортом; б – на жесткой сцепке
за тягачем; в – на трейлере.
По железной дороге экскаваторы перевозят в соответствии с разработанными и утвержденными Министерством инфраструктуры правилами погрузки и крепления экскаваторов на железнодорожных платформах. В этих правилах указано, что любой груз, установленный на платформе, должен входить в габарит. Необходимо, чтобы во всех случаях нагрузка на каждую из тележек четырехосной или двухосной платформы не превышала половины подъемной силы данной платформы (для двухосной платформы допускается разница в нагрузках на оси не более 2 тс, для четырехосной — не более 3 тс). Указывается необходимое число растяжек, число проволок в каждой растяжке и диаметр проволоки, число гвоздей для крепления досок и брусков и т. д. Размеры экскаваторов с ковшами емкостью 0,15—0,8 м3 находятся в пределах габарита 1-В. Их перевозят на железнодорожных платформах без разборки механизмов поворотной платформы.
Экскаваторы с ковшом емкостью 1—2 м3 частично разбирают. Все части экскаватора укладывают на подкладки и крепят на платформе растяжками, причем ходовая часть и поворотная платформа должны быть надежно застопорены.
Перед погрузкой на железнодорожную платформу экскаватор тщательно очищают от грязи, а после погрузки трущиеся части смазывают, сливают топливо из баков и воду из радиатора. Аккумулятор отправляют незаряженным.
Экскаватор въезжает на железнодорожную платформу собственным ходом с грузовой рампы или по наклонной площадке из шпал. Чтобы платформа не опрокинулась при погрузке, под ее торцовую балку подставляют домкрат или шпальную клетку. Колеса платформы стопорят железнодорожными башмаками.
На платформе ковш прямой лопаты опускают на подкладки из досок на минимальном расстоянии от ее торцового борта. Затем опускают стрелу, предварительно установив деревянный брус так, чтобы он поместился между рукоятью и стрелой. Под заднюю часть поворотной платформы устанавливают деревянные козлы или клетку из хорошо скрепленных шпал.
Во избежание перемещения экскаватора вдоль платформы по концам обеих гусениц укладывают упорные брусья, которые прибивают к полу платформы гвоздями. Гвозди вбивают в брусья в шахматном порядке. В брусьях не должно быть трещин. Чтобы не допускать поперечных перемещений экскаватора, вплотную к внутренним сторонам гусениц также прибивают к полу гвоздями брусья.
Каждый экскаватор должен быть закреплен за тележку или за боковые гусеничные рамы проволочными растяжками, которые необходимо располагать вдоль платформы. Поворотную платформу со стороны противовеса и со стороны рабочего оборудования, стрелу и ковш также укрепляют растяжками. Во время установки экскаватора и его закрепления следует включать тормоз механизма поворота и, если имеется, стопор. При погрузке экскаватора, оборудованного драглайном или краном, стрелу разбирают. Головную часть стрелы и вставки грузят отдельно.
При транспортировании на тяжеловозном прицепе его ставят хвостовой частью к экскаватору, опускают погрузочные трапы и затормаживают все колеса прицепа. Экскаваторы грузят на прицеп своим ходом или с помощью лебедки, установленной на тягаче. После погрузки трапы поднимают в транспортное положение. Погруженный экскаватор надежно закрепляют, для чего используют упорные уголки на площадке прицепа, трапы (в качестве концевых упоров), деревянные брусья и проволоку. Расчаливают экскаватор на прицепе так же, как и на железнодорожной платформе. Ковш укладывают на подкладку в передней части кузова.
Во время перевозки экскаваторов на прицепах необходимо учитывать качество дорог, прочность мостов и т. п. Маршрут согласовывают с организациями, ведающими дорожным хозяйством, и с Госавтоинспекцией. При перевозке экскаваторов с ковшом емкостью от 0,35 м3 и выше поезд должен иметь специальные знаки в виде красных флажков на его левой (по ходу) стороне.
При передвижении экскаваторов собственным ходом перед перегоном необходимо выполнить следующее:
• включить и поставить на стопор тормоз механизма поворота; выключить стабилизаторы колес у пневмоколесных экскаваторов; проверить наличие топлива и масла в баках;
• проверить работу: тормозов механизма хода при включенном двигателе, звукового сигнала и освещения (при передвижении ночью), стреловой лебедки, тормозов главной лебедки, которые должны надежно удерживать рабочее оборудование в поднятом положении;
• поставить стрелу так, чтобы ее головные блоки находились примерно на одном уровне с блоками двуногой стойки, и включить стопор лебедки подъема стрелы; установить ковш на высоте 1 м от земли, включить и поставить на стопор тормоз главной лебедки; смазать трущиеся детали гусеничного хода.
При перегоне экскаваторов на пневмоколесном ходу не разрешается переключать скорости хода во время движения на подъемах, уклонах и через железнодорожные переезды.
Буксирование экскаваторов на пневмоколесном ходу производится автотягачами. Перед буксированием отключают передний мост, вынимают полуоси заднего моста, фланцы устанавливают с картонными прокладками для защиты подшипников от грязи, включают стопор поворота, открывают на слив напорный золотник и оба обратных клапана, завертывают до упора гайку шунта напорного золотника и гайки шунтов обратных клапанов.
При буксировании ковш поднимают на 0,3—0,4 м над бортом автомашины, а стрелу расчаливают так, чтобы при повороте точно следовать за автомашиной. Это достигается перекрестным креплением ковша к кузову.