Вопрос 13 Фонтанный способ добычи нефти.
Фонтанная эксплуатация скважин является одним из наиболее эффективных способов добычи нефти, особенно на новых площадях. Поскольку он не требует дополнительных затрат энергии на подъем жидкости, а при его применении используют исключительно энергетические ресурсы пласта, фонтанный способ добычи нефти, кроме того, является наиболее дешевым. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами эксплуатации скважин, таких как:
простота оборудования скважины;
отсутствие подачи энергии в скважину с поверхности;
возможность регулирования режима работы скважины в широких пределах;
удобства выполнения исследований скважин и пласта с применением практически всех современных методов;
возможность дистанционного управления скважиной;
значительная продолжительность межремонтного периода работы (МРП) скважины и др.
Конструкция
При достижении определенной степени обводненности продукции скважин, снижения пластового давления и уменьшения количества газа, поступающего из пласта, пластовая энергия не обеспечивает процесс фонтанирования скважины на заданных режимах. Фонтанирование скважины прекращается. Для подъема жидкости необходимо подавать с дневной поверхности определенное количество энергии.
ОТВЕТ НА ВОПРОС №28
В настоящее время к основным видам транспорта нефти и нефтепродуктов относятся трубопроводный, водный, железнодорожный и автомобильный. Самым экономичным видом транспорта является трубопроводный. К преимуществам этого вида транспорта нефти и нефтепродуктов относятся:
- низкая стоимость перевозок;
- возможность строительства трубопроводов в любом месте и направлении и на требуемые расстояния;
- простота обслуживания;
- бесперебойность работы и гарантированное обеспечение потребителей, независимо от погодных условий, времени года и суток.
- высокая степень автоматизации;
- снижение потерь нефти и нефтепродуктов при их транспортировании и т.д.
Железнодорожный транспорт. Перевозка нефти и нефтепродуктов осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах. Преимущества железнодорожного транспорта:
- этот вид транспорта универсален, он может перевозить все виды нефти и нефтепродукты в любых объёмах;
- по железным дорогам обеспечивается равномерная доставка нефти и нефтепродуктов в любое время года с высокой скоростью;
- железнодорожный транспорт имеет разветвленную сеть в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах, что позволяет доставлять нефть и нефтепродукты в большинство объектов потребления.
Недостатки:
-высокие капитальные вложения при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий;
-сравнительно высокие эксплуатационные затраты;
-значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и погрузочно-разгрузочных работах;
-необходимость создания специальных сливо-наливных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цистерн.
Распространенным способом транспорта нефти и нефтепродуктов является водный транспорт. Перевозка нефти и нефтепродуктов осуществляется сухогрузными и нефтеналивными судами. Сухогрузами перевозятся нефть и нефтепродукты в небольших металлических емкостях (бочках и др.) непосредственно на палубе. Основная масса нефти и нефтепродуктов перевозится в трюмах, а также в танках (емкостях), располагаемых на палубе. Нефтеналивные суда бывают следующие: танкеры морские и речные; баржи морские (лихтеры) и речные.
Танкер – это самоходное судно, корпус которого разделен на отсеки системой продольных и поперечных переборок. Морские баржи (лихтеры) используются для перевозки нефти и нефтепродуктов в тех случаях, когда танкеры не могут подойти непосредственно к причалам для выгрузки или погрузки.
Преимущества водного транспорта:
-сравнительно низкая стоимость перевозок;
-практически неограниченная пропускная способность водных путей;
-возможность доставки нефтепродуктов и нефти в отдаленные районы страны, где нет железных дорог;
Недостатки:
-небольшая скорость водного транспорта;
-сезонность перевозок по речным путям;
-порожние рейсы судов в обратном направлении.
Автомобильный транспорт час то и наиболее эффективно используется в районах, в которые невозможно доставить нефть и нефтепродукты железнодорожным или водным транспортом. Автомобильные перевозки осуществляются в бочках, емкостях, а чаще всего в автомобильных цистернах.
Достоинства автомобильного транспорта:
-быстрота доставки;
-возможность доставки нефти и нефтепродуктов в места, значительно удаленные от водных путей и железной дороги;
-большая маневренность.
Недостатки:
-сравнительно высокая стоимость перевозок;
-значительный расход топлива на собственные нужды;
-ограниченная вместимость автоцистерн и т.д.
Газ транспортируется с помощью магистральных газопроводов.
С проблемой транспорта нефти и газа связана и проблема их хранения. До сих пор основным видом хранилищ нефти и нефтепродуктов являются искусственные резервуары, находящиеся непосредственно на земле или даже опущенные ниже ее уровня. Емкость их бывает различной: от десятков тонн до десятков тысяч тонн. Обычно недалеко от крупных нефтепромыслов и в крупных морских портах сооружаются резервуарные парки. Резервуарные парки различаются по своей емкости — в одном парке таких хранилищ может быть 10—15, в другом несколько десятков
Основной недостаток наземных хранилищ — это большая испаряемость (потери), а также опасность пожара, поэтому, как правило, их строят на значительном удалении oт прочих объектов.
Газ хранится в наземных резервуарах.
Подъезжая к крупным городам — Москве, Киеву можно видеть огромные площади, занятые батареями серебристых баллонов, расположенных штабелями. Это и есть газосборные и распределительные парки. Дело в том, что в городах потребность в газе сезонная, она резко увеличивается осенью и зимой (отопительный сезон) и уменьшается летом. Все эти парки и служат своего рода распределительным механизмом, регулирующим подачу топлива потребителю.
Вопрос
Геология нефти и газа
Геология нефти и газа (геология углеводородов, нефтегазовая геология) — прикладной раздел геологии, изучающий образования и скопления углеводородов в недрах земли, с целью научно обоснованного прогноза нахождения залежей нефти и газа, выбора рационального комплекса методов их поиска, разведки, подсчета запасов и оптимального режима разработки.
Задачи геологии нефти и газа: изучение вещественного состава углеводородов и вмещающих их пород (геохимия нефти и газа), сопутствующих им вод, форм залегания в недрах земли, условий формирования и разрушения, закономерностей пространственно-временного размещения залежей и месторождений нефти и газа, их генезиса.
Главным объектом изучения геологии нефти и газа являются образования и скопления углеводородов. На минеральном уровне это пузырьки углеводородных газов, капли жидких и включения твердых углеводородов в кристаллах, а также пленки вокруг минеральных и полиминеральных зерен. На породном уровне — рассеяные углеводороды и концентрированные скопления в отдельных пластах. На надпородном уровне — это залежи и месторождения, а на литосферном — нефтегазоносные зоны и бассейны, нефтегазоносные пояса и узлы нефтегазонакопления.
Геология нефти и газа начала становление как наука в первое двадцатилетие XX века в связи с появлением и распространением двигателя внутреннего сгорания и на начальном этапе накапливала и обобщала опыт поисковых работ.
Вопрос
Гидродинамическое несовершенство скважины проявляется в том, что в призабойной зоне пласта с конечной мощностью отсутствует радиальность потока по причине, обусловленной конструкцией забоя или фильтра.
Различают два вида несовершенства скважин - несовершенство по степени вскрытия и несовершенство по характеру вскрытия.
Несовершенная скважина по степени вскрытия - это скважина с открытым забоем, вскрывшая пласт не на всю мощность, а частично (рис.4.18а).
Скважина, хотя и доведённая до подошвы пласта, но сообщающаяся с пластом только через отверстия в колонне труб, в цементном кольце или в специальном фильтре, называется несовершенной по характеру вскрытия пласта (рис. 4.18b).
На практике чаще всего встречаются скважины несовершенны как по степени, так и по характеру вскрытия пласта.
Дебит G несовершенной скважины чаще всего меньше дебита Gс совершенной, действующей в тех же условиях, что и данная несовершенная скважина. В некоторых случаях (при торпедной или кумулятивной перфорации, когда глубина прострела достаточно велика) может наблюдаться обратная картина. Отношение данных дебитов d характеризует степень несовершенства скважины и называется коэффициентом несовершенства
Коэффициент несовершенства зависит от :
от относительного вскрытия пласта
от числа отверстий, приходящихся на 1м колонны, размеров и формы отверстий;
от глубины прострела.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО :
При расчете несовершенных скважин нередко используют понятие приведенного радиуса несовершенной скважины
Это - радиус такой совершенной скважины, дебит которой равняется дебиту данной несовершенной скважины при тех же условиях эксплуатации. Таким образом, вначале находятся приведённые радиусы rпр и дальнейший расчет несовершенных скважин ведется, как для совершенных скважин радиуса rпр.
Итак, дебит несовершенной скважины можно определить, если известен коэффициент несовершенства d или приведённый радиус rпр , а также известна соответствующая формула дебита совершенной скважины. Влияние несовершенства скважины на приток при существовании закона фильтрации Дарси можно учесть величиной коэффициента С, основываясь на электрической аналогии.