Организация чартерных перевозок
Классификация чартеров
По типу загрузки:
1) Пассажирские
2) Грузовые
3) Смешанные
По типу маршрута:
1) По регулярному маршруту
2) Вне маршрута
По времени перевозки:
1) Разовая перевозка. Заказчик фрахтует ВС для перевозки группы пассажиров в определенное время; отдельный рейса, когда выполняются полеты туда-обратно, может быть загружен только в одном направлении
2) Чартерная цепочка. Это серия полетов, выполняемых с определенной последовательностью и между определенными пунктами по челночной системе многократно туда-обратно по контракту с одним и тем же заказчиком.. Отличаются от регулярных рейсов тем, что места не продаются широкой публике
3) Тайм-чартер. ВС фрахтуется на определенный период, поступая в полное распоряжение заказчика. Право использовать емкость ВС передается заказчику не на рейс, а на определенный срок, но сусловиям использования оговоренных маршрутов. При этом заказчик оплачивает все то время, в течение которого ВС находится в его распоряжении.
По типу организации чартера:
1) инклюсив-тур – чартерныепереовзки групп туристов по существенно сниженным тарифам, когда заключается контракт с туристической фирмой. Является частью тура, в котором предусматривается оказание других услуг (гостиница, питание, наземные перевозки, экскурсии и т.д.). Этот чартер формируется организатором тура и оплачивается перед отправлением. Как правило, используется чартерная цепочка
2) эфинити-чартер – чартерная перевозка групп сотрудников одной организации или членов одного клуба. Контракт заключается непосредственно с организацией или клубом
3) сплит-чартер – тот же самый эфинити-чартер для нескольких организаций или клубов
4) блок-чартер – прадажа турфирме или организации блока мест на регулярный рейс по чартерной цене. Это выгодно авиакомпании и выгодно туристической фирме, так как эти места продаются по цене ниже, чем на регулярный рейс.
Договор чартера
Договор чартера служит правовым документом на выполнение чартерной перевозки. В договоре указывается: наименование сторон, тип воздушного судна, цель фрахтования, количество пассажиров, багажа, грузов, почты, место и время отправления и назначения перевозки, цена чартера нетто, цена брутто, в которую включаются комиссионные, аэропортовые и другие сборы, которые оплачиваются заказчиком, права и обязанности перевозчика и заказчика.
Обязанности перевозчика: своевременно предоставить воздушное судно определенной вместимости; своевременно выполнить и выполнять все формальности, необходимые для осуществления полетов; получение разрешения авиационных властей на выполнение чартерной перевозки на пролет тех или иных территорий, своевременно оформить все перевозочные документы, чартерные билеты; перевозчик несет ответственность перед пассажирами, отправителями в соответствии с положением об ответственности перевозчика, предусмотренным в воздушном кодексе.
Права перевозчика: переносить или отменять вылет, совершать в течение полета посадки, изменять маршрут или прекращать полет, а также уменьшать загрузку в соответствии с условиями договора.
Обязанности заказчика: обеспечение своевременной доставки пассажиров или грузов в аэропорт; обеспечение наличия у пассажиров необходимых документов на въезд в страну назначения или транзита; при грузовом чартере обеспечить разрешение на ввоз, вывоз или следование груза транзитом; своевременное внесение платы. Как правило, 10% стоимости чартера вносится при подписании контракта, 50% - за 45 дней до начала чартера, 100% - не позже, чем за тридцать дней до начала чартера. Заказчик обязан компенсировать дополнительные расходы, которые могут быть понесены перевозчиком в случае нарушения заказчиком первоначальных условий договора.
Права заказчика: отказаться от договора с оплатой неустойки, размер которой указывается в договоре. Если отказ за 15-21 дней до начала чартера, то, как правило, неустойка составляет 25%, если 8-14 дней, то 50%, если до 7 дней, то 75% процентов.
Сторона освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, если докажет, что это произошло не по ее вине. Перевозчик не несет ответственности перед заказчиком в случае непригодности воздушного судна к эксплуатации, возникшей не по вине перевозчика.
Стоимость чартерной перевозки может устанавливаться в соответствии с летным временем. За основу принимается стоимость одного летного часа, которая зависит от типа ВС и других факторов: конъюнктуры рынка перевозок, условий соответствующих коммерческих соглашений между авиакомпаниями. На установление цены влияют государственные ведомства. Может быть оплата в зависимости от расстояния и количества мест. На конкретный тип ВС устанавливается цена за единицу расстояния.
После подписания договора выполняется запрос на разрешения выполнения чартерных полетов по диспетчерским либо дипломатическим каналам. Если существует между двумя государствами межправительственное соглашение, то именно диспетчерские каналы, если их нет, то другой уровень.