Влияние государственных и международных органов на коммерческую политику авиакомпаний
Определяющей среди рыночных тенденций является тенденция к дерегулированию воздушного транспорта, то есть уход государства от регулирования.
Регулирование
Государственное регулирование – процесс проникновение государства в работу отрасли авиационных перевозок и услуг в условиях рыночных отношений. Сферы регулирования:
1) Использование воздушного пространства. Это деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных объектов (воздушных судов, ракет, дирижаблей, шаров и т.д.), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, выбросы в атмосферу и т.п.), которая может предоставлять угрозу воздушному движению.
a. государство определяет правила ИВП.
b. определяет приоритеты. При возникновении в ИВП одновременно несколькими воздушными судами, право использования предоставляется в следующем порядке
i. для отражения воздушного нападения, агрессии
ii. оказание помощи при чрезвычайных ситуациях
iii. Запуск, посадка, поиск космических аппаратов
iv. Полеты в интересах обороны (учения, перебазирование ВВС)
v. Регулярные воздушные перевозки пассажиров
vi. Полеты летательных аппаратов экспериментально авиации
vii. Регулярные перевозки грузов и почты
viii. Нерегулярные перевозки
ix. Учебные и спортивные мероприятия
x. Полеты в целях удовлетворения потребностей граждан
c. организует ИВП.
d. Определяет структуру ВП.Стрктура включает в себя:
i. Трассы воздушного движения
ii. Районы аэродромов и аэроузлов
iii. Опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ)
iv. Запретные зоны
e. Разрешает или запрещает ИВП
Государственное регулирование осуществляет:
1) Мин транспорта РФ
2) ФАВТ. Осуществляет регулирование деятельности по использованию части воздушного пространства только определенной для воздушных трасс, местных авиалиний, районов авиационных работ, гражданских аэропортов и аэродромов
2) Деятельность воздушного транспорта (перевозки и авиационные работы)
Открытие участков воздушного пространства для международных полетов
Правительства всех стран стремятся извлекать максимальный доход от ИВП своими и зарубежными авиакомпаниями. В соответствии с этим ФАВТ разрабатывает и вводит в действие воздушные трассы и другие элементы структуры воздушного пространства. Зарубежные авиакомпании заинтересованы в полетах над территорией РФ, так как это приводит к экономии топлива и полетного времени.
ФАВТ на основании распоряжения правительства открывает новые участки для международных полетов
Выдача разрешения авиакомпаниям на выполнение полетов
АК, российские и зарубежные, подают заявки на выполнение рейсов по различным маршрутам. ФАВТ следит за соблюдением интересов Российской Федерации.
Координация авиатранспортной деятельности
ФАВТ
1) проводит антимонопольные мероприятия, статистические наблюдения на воздушном транспорте , осуществляет анализ развития гражданской авиации (социально-экономического и научно-технического)
2) Разрабатывает квалификационные требования для авиаспециалистов
3) Согласовывает с государственными органами других государств маршруты и частоту полетов, квоты международных перевозок, согласовывает и утверждает аэропортовые и аэронавигационные сборы
МАК
1) Осуществляет принятие согласованной тарифной политики
2) Осуществляет упрощение пограничных и таможенных процедур
3) Осуществляет выработку механизмов антимонопольного и антидемпингового регулирования в области авиатранспортных узлов
Управление предприятиями ГА
ФАВТ
1) Создает или организует государственные учреждения ГА
2) Участвует в процессах акционирования и приватизации государственной собственности
3) Представляет интересы государства в акционерных обществах с долей государственного капитала
4) Устанавливает для всех предприятий ГА перечни и формы обязательных донесений
5.3.2.7. Схема утверждения сборов и тарифов за наземное обслуживание аэропортами федерального значения
1) Аэропорт рассчитывает и обосновывает величину сбора тарифа
2) расчеты и обоснования согласовываются ФАВТ
3) согласованные цены утверждаются федеральной службой по регулированию монополий на транспорте
4) цены регистрируются в центре расписаний и тарифов
В региональных аэропортах цены утверждаются ФАВТ.