Исследование конъюнктуры РАП

Конъюнктура – совокупность факторов и условий, взятая в их взаимной связи и дающая представление о состоянии рынка в определенный момент времени. Одна из составных частей коммерческой деятельности авиакомпании – изучение РАП и прогнозирование.

Факторы, формирующие РАП:

· Внешние и внутренние

· Постоянные и временные

· Циклические и нециклические

1) Государственно-политические:

· Характер взаимоотношений государств, заключивших соглашения о воздушном сообщении, а также стран, через территории которых осуществляются международные воздушные перевозки

· Общая стабильность политической обстановки в мире и в отдельных регионах

· Необходимость обеспечения государственных интересов и престижа национальных авиакомпаний на международном РАП

2) Макроэкономические факторы

3) Технологические

4) Демографические

5) Природно-географические

6) Социально-экономические

7) Специальные: количество авиакомпаний в данном регионе; наличие других видов транспорта; популярность авиакомпаний-конкурентов; уровень тарифов и т.д.

8) Прочие: военные и социальные конфликты; стихийные бедствия; разовые события (олимпиада)

ПРОПУСК

Неуправляемые элементы внешнего окружения рынка

1) государственно-политическое окружение. Коммерческая деятельность авиакомпаний, выполняющих международные перевозки происходит на территории своего и других государств. Их государственно-политические и юридические системы оказывают существенное влияние на коммерческую деятельность. Государственное законодательство страны регулирует рыночную деятельность как национальных, так и иностранных авиакомпаний. Политическая обстановка в стране и мире также оказывает влияние на коммерческую деятельность. В некоторых странах проводится политика протекционизма по отношению к национальным авиакомпаниям и политика дискриминации авиакомпаний, принадлежащих другим государствам. Авиакомпании должны менять тактику коммерческой деятельности в зависимости от политического климата в соответствующих странах и в мире в целом

2) социально-этическое окружение. Необходимо учитывать не только юридические, но и социально-этические требования населений государств, куда совершаются полеты для сохранения надлежащей репутации авиакомпаний.

3) состояние макроэкономики. Важную роль в коммерческой деятельности играют такие факторы макрожкономики, как спад или подъем производства, инфляция, уровень банковских учетных ставок, безработица, налоговая политика государства, также носящие регулярный характер отраслевые (частичные) кризисы. Авиакомпания должна учитывать , как современное состояние макроэкономики, так и тенденции развития отдельных ее сфер.

4) конъюнктура мирового рынка авиаперевозок. Риск, связанный с падением спроса на воздушные перевозки сопряжен с крупными финансовыми затратами и в отдельных случаях приводит к финансовому краху отдельных авиакомпаний.

Методы анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка авиаперевозок

1. Факторный анализ. Определяются основные конъюнктурообразующие факторы, влияющие на формирование спроса и развитие перевозок. Они отбираются так, чтобы учитывалась их динамика и взаимодействие в условиях рынка. Определяются связи между динамикой авиаперевозок и этими факторами

2. Структурный анализ. Здесь рассматриваются показатели состояния рынка авиаперевозок, которые могут быть представлены количественно. Объем перевозок по каждому виду, средние цены на перевозки, динамика прироста или уменьшения объема перевозок, коэффициенты занятости кресел, средняя прибыль перевозчиков, ну и т.д.

3. Неформальные методы:

a. Метод опроса экспертов

b. Метод чартов. основан на графическом анализе динамики отдельных экономических показателей. Используется для изучения соотношения спроса и предложения

c. Методы экстраполяции. Рассматривается отдельный показатель в изоляции от других связанных с ним параметров. Предполагается, что основные закономерности прошлого сохранятся и в будущем. Достоинство: ограниченный объем необходимых статистических данных, когда отсутствует другая информация кроме собираемых авиакомпанией статистических материалов.

Наши рекомендации