Официальные публикации по таможенной статистике внешней торговли

Конструкционной основой таможенной статистикой внешней торговли РФ являются формы официальных публикаций.

Речь идет о выходных формах официальных публикаций в виде ежеквартальных бюллетеней и ежегодных сборников, что принято в международной практике.

Выходные формы официальных публикаций прошли международную экспертизу в ГАТТ (ВТО) и в Статистическом бюро Европейского союза (Евростат), что обеспечивает сопоставимость данных взаимной торговли РФ и ее внешнеторговых партнеров.

После прохождения международной экспертизы упомянутые выходные формы прошли межведомственное согласование более чем в десятке федеральных министерств и ведомств, вовлеченных во внешнеэкономические связи, и получили одобрение в Правительстве РФ.

В соответствии с вышеупомянутыми выходными формами официальных ежеквартальных и годовых публикаций, распределение внешней торговли РФ в разрезе групп стран осуществляется по следующей схеме:

¾ страны СНГ; страны ОЭСР; страны ЕС; страны АТЭС; страны ОПЕК.

При этом торговля с отдельными странами представляется в распределении по континентам.

В ежеквартальных бюллетенях публикуются данные о внешней торговли РФ (по экспорту и импорту): по товарным группам (два первых знака ГС); по товарным позициям в разрезе "страна-товар" (четыре первых знака ГС); по товарным позициям в разрезе "товар-страна" (четыре первых знака ГС).

При этом данные публикуются по профилирующим товарам российского экспорта и импорта, составляющим пока более 80% стоимости по экспорту и около 60% - по импорту.

Данные о торговле РФ в разрезе "страна-товар" публикуются в ежеквартальных бюллетенях по 55 странам - партнерам, совокупный стоимостной объем взаимной торговли с которыми состовляет около 90% общего внешнеторгового оборота РФ.

В ежегодных сборниках, помимо публикаций данных о внешней торговли (по экспорту и импорту): по товарным группам (два первых знака ГС), публикации статистических данных в разрезах "товар-страна" и "страна-товар" осуществляются по товарным подпозициям (шесть первых знаков ГС).

В связи с совместным решением ЦБ РФ и других ведомств об учете экспортно-импортных операций в долларах США с 1992 г. статистическая стоимость в ГТД представляется в долларах США.

В целях придания официальным ежеквартальным публикациям по таможенной статистики внешней торговли РФ большей аналитичности к последним добавлены четыре приложения, содержащие общие итоги торговли России с каждым из государств СНГ, а также данные о торговле с каждым из этих государств в разрезе "товар-страна" по профилирующим товарам российского импорта и экспорта. Эти итоговые данные приведены в российских рублях. Официальные публикации данных таможенной статистики внешней торговли РФ по вышеописанным выходным формам осуществляются в виде ежеквартальных бюллетеней, выходящих из печати на 60-й день после окончания отчетного квартала, а также в виде годовых сборников, выходящих из печати примерно на 120-й день после окончания отчетного года.

77. Статистика таможенных платежей: система первичных показателей и признаков, формы статистикой отчетности.
Объектом стат тамож платежей является налоги пошлины и сборы, взимание
Наблюдение стат там плат носит документальную основу - основным первичным документом является ТД, а также платежные документы. система первичных показателей включает основные и дополнительные показатели. К основным показателям относятся: 1 сумма начисленных платежей; 2 сума взысканных платежей; 3 сума поступивших платежей. к дополнительным показателям относятся отсрочки и рассрочки, льготы, средства в пути, авансовые платежи. К атрибутивным признакам относятся виды платежей, налогов и сборов, направление товарных потоков, оар и товарные группы, участники ВЭД, таможенные органы.
Форма стат отчетности по таможенным платежам как и по другим направлениям специальной таможенной статистики определяется ежегодным приказом от 2002 года №999 Формы 4-пл (по сборам) и 5-пл (по видам сборов) II раздел. Стат отчетность внешней торговли 28.04. 94 №180
В системе первичных показателей м. выделить основные и дополнительные. К основным показателям следует отнести:1)сумма начисленных платежей,2)сумма взысканных платежей,3)сумма поступивших платежей. К дополнительным показателям отн-ся:1)авансовые платежи,2)отсрочки и расрочки,3)освобождения и льготы,4)средства в пути. К атрибутивным признакам, по которым м. строить группировки в стат-е там. Платежей относят:1)виды платежей,2)торг.неторг. Оборот,3)валюта,4)режимы
Информ. База и формы стат. Отчетности:
Наблюдение в стат-е там. Платежей ведется на документальной основе. Первичным документом является ГТД. Основным стоимостным показателем по которому ведется начисление там. платежей является там.стоимость.
Информационная база - первичные документы:
1. ГТД, 2. платежные документы (платежные поручения); 3. документы контроля; 4. информация банка (выписки и платежные документы из банка, где открыт счет таможни). ГТД - комплексная информационная база для статистики ТП. ГТД -сложный учетно-статистический документ, отражающий в своих графах детали проводимой внешнеторговой операции. Графы ГТД - учетные регистры, со держащие различную статинф-цию. Специальные графы касаются таможенных платежей. Гр. 47 \"Исчисление там пошлин и сборов\" - это спец таблица, к-ая показывает начисление там платежей. Состоит из 5-ти столбцов: \"вид\" (указы вается двухзначный цифровой код ТП; \"основа начисления\"; \"ставка\" - размер ставки платежа; \"сумма\" - причитающая к уплате сумма; \"СП\" - способ плате жа, у/н, либо отсрочка, рассрочка). Информация 47 гр. Позволяет вести стати стику ТП в части начисленных денежных сумм. Группируя сов-ть ГТД в массивы по временным периодам можно исследовать динамику начисленных ТП, их структуру, выявить номенклатуру т-ов приоритетных для обложения ТП
Ста-а там. платежей в наст. Вр. Яв-ся практически единственным направлением в ст-ке,где помимо отчетных данных фигурируют плановые показатели или контрольные задания.Контрольные задания определяются для ГТК Правит,а ГТК уже распределяет по РТУ,а РТУ по таможням.За отчет-й период представляется информация как о поступлении там. платежей,так и о соответствии поступления там. платежей и плановых заданий. Данные по статистике там. платежей не предоставляются в открытых публикациях; исполь-ся для служебного пользования и предоставляются в формах стат. Отчетности,регламенируемым ежегодным приказом.В наст. Вр.представл-ся след. Формы отчетности: 5-ПЛ раздел 5 - по видам там. Платежей; 4-ПЛ -раздел 5 -по видам там. Сборов; 10-\"таможенные режимы\" (платежи) - раздел 1; по корректоровке ТС - форма 2 -ТСТ раздел 1 -о корректировки ТС с изменением там. Платежей.

ТСТК.

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу, или не соответствующих декларированному содержанию.

Как видно из определения, ТСТК - это необходимое "оружие" оперативных работников таможенной службы, использование которого обеспечивает экономическую и государственную безопасность страны.

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами, согласно статьи 107 ТК тс «Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля» могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяются законодательством гос-ва – члена тс. Используемые технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека.

Хорошее знание оперативно-технических возможностей ТСТК, современных методик и способов их применения, овладение практическими навыками работы с ними – все это в значительной степени обеспечивает высокий профессиональный уровень таможенного контроля, начиная с обоснованного начисления пошлины и до выявления предметов контрабанды.

Главная задача технических средств – дистанционный контроль с помощью формируемых техническим средством наборов информации, сигналов.

Преимуществами ТСТК являются:

Сокращение времени таможенного контроля;

Возможность контроля транспортных средств;

Возможность выявления закамуфлированных предметов;

Возможность не вскрывать объект таможенного контроля и получать полную информацию об объекте.

Целью применения технических средств является установление соответствия содержимого объекта данных декларирующих в документах, а так же выявления среди них материалов, предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу) на (с) территории ТС.

К техническим средствам таможенного досмотраотносится:

техника предназначенная для оптико-механического обследования объектов таможенного контроля и труднодоступных мест транспортных Они нацелены на получение максимально возможной дополнительной информации о внутреннем содержании и. строении объектов.

Технические средства таможенного поиска(локационная, досмотровая рентгеновская техника) используются для проведения непрерывной последовательной проверки объектов таможенного контроля на содержание в них тайников, сокрытых вложениий.

Второй класс ТСТК предназначен для выполнения функции оперативного визуального наблюдения за действиями находящихся в таможенных зонах лиц, представляющих оперативный интерес, с целью выявления их противоправного поведения, установления несанкционированных контактов с другими лицами, в том числе и с сотрудниками таможенной службы.

Третий класс технических средств применяется для контроля массы (веса), объема (количества) перемещаемых товаров и главным образом отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров.

Четвертый класс ТСТК призван обеспечивать контроль информации, содержащейся на различных видах носителей, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления в них материалов, запрещенных к такому перемещению,

К пятому классу ТСТК относятся технические средства, необходимые для таможенного оформления и контроля перемещаемых товаров, транспортных средств и таможенных документов, включая наложение на них соответствующих атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации).

79.

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через Государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу или не соответствующих декларированному содержанию.

К ТСТК относятся в частности Технические средства поиска и оперативной диагностики. ТСТК позволяют осуществлять таможенный контроль предметов ручной клади, международных почтовых отправлений, грузовых упаковок, а также труднодоступных мест транспортных средств.

Средства поиска являются самыми широкоиспользуемыми среди технических средств таможенного контроля. Несмотря на свою видимую простоту, технические средства поиска выполняют важнейшую функцию предотвращения преступлений, связанных с таким преступлением как контрабанда.

Примерами технических средств поиска являются: металлодетекторы, зеркала досмотровые, щупы досмотровые, эндоскопы - оптические приборы, предназначенные для досмотра труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостей с жидкостями.

Поиск и обнаружение наркотических веществ, как составляющая оперативной задачи поиска и обнаружения предметов контрабанды, в настоящее время приобрела особую актуальность. В мировой таможенной практике пока отсутствуют технические средства, позволяющие однозначно с высокой степенью достоверности обнаруживать наркотики в любых видах контролируемых объектов и оперативных условиях. Для обнаружения наркотических веществ применяются технические средства контроля на базе приборных физических и физико-химических методов и метод с использованием специально подготовленных собак, которые могут обнаруживать наркотики по летучим компонентам. Летучие компоненты наркотиков с гораздо большей эффективностью проникают через полупроницаемые мембраны упаковки, типа обычно используемой полиэтиленовой пленки, по сравнению с пылевыми частицами, поэтому в большинстве случаев собаки демонстрируют более высокую по сравнению с приборами чувствительность обнаружения наркотических веществ.

В настоящее время одним из наиболее совершенных комплектов для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ является комплект “НАРКОЦВЕТ”, который предназначен для анализа твердых и жидких объектов, растительного материала. Принципиальным отличием комплекта от известных отечественных и зарубежных аналогов является то, что в нем впервые реализована схема цифровой кодировки окраски, образующейся в результате обработки исследуемого объекта и химического реактива.

80. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК)предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

В соответствии с функциональным назначением ИДК делятся на два вида:

-- ИДК для интроскопии легковых автотранспортных средств (легковых автомашин, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин);

-- ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов, предназначенных для перевозки грузов (контейнеров, трейлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов)

Оснащение пограничных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами является одним из приоритетных направлений работы Федеральной таможенной службы на текущий и последующий годы. Внедрение ИДК позволяет значительно сократить время выполнения таможенных формальностей на границе, что в свою очередь приведет к увеличению грузопотоков, расширению внешнеэкономической деятельности.

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения; возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полом контейнеров, узлов автомашин и железнодорожных вагонов.

Аппаратура позволяет осуществить детальный, фрагментарный просмотр отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого и увеличение изображения в несколько раз. Время интроскопии одного крупногабаритного объекта составляет 15--20 мин.

На приемной площадке сканируется декларация карго-груза, информация поступает в компьютер контроля системы вместе с другими необходимыми данными, а во время процесса сканирования оператор может сравнить содержимое с заявленным.

Источники таможенного права

Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.

Основным критерием классификацию источников права является их юридическая сила. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:

1. Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация.

2. Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации.

3. Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.

4. Подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, ФТС РФ, а также совместные акты ФТС РФ с другими министерствами и ведомствами.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены Конституцией РФ, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ предопределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников тамо-женного права не входят.

В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.

Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.

Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.

1. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей",

2. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле",

3. Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах",

4. Федеральный закон РФ "Об оружии",

Субъекты таможенного права.

Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются:

• Таможенные органы;

• Государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;

• Юридические лица;

• Физические лица.

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

Специального субъекта таможенного права - таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей.

Иные субъекты - «лица» и «российские лица» двоякого рода: юридические лица – предприятия, учреждения и организации. и физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами, кроме того, к иным субъектам относятся также международные организации, имеющие отношение к таможенному делу. Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету. Физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое положение граждан характеризуется понятием правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.

Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, то своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их, гражданин должен быть дееспособным.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят в РФ и вывозят из неё товары и транспортные средства, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Монополии государства на внешнеэкономическую деятельность в РФ не существует.

83.

Таможенные органы РФ, их функции

Таможенные органы РФ – органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов РФ.

Таможенные органы образуют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба, которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

Функции таможенных органов:

– осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

– взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принуд. взысканию;

– обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

– обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

– обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

– ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, адм. правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ и др., а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;

– осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

– ведут таможенную статистику внешней торговли;

– обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с тамож. и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

– осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

– проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Наши рекомендации