Виды и периодичность технического обслуживания машин.
ВИДЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ
Техническое обслуживание автомобилей КамАЗ подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.
В начальный Период эксплуатации проводятся: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); техническое обслуживание ТО-1000, выполняемое в первые 500---1000 км пробега;
техническое обслуживание ТО-4000, выполняемое в первые 3000...4000 км пробега;
первое техническое обслуживание (ТО-1), выполняемое в первые 7000...8000 км пробега;
второе техническое обслуживание (ТО-2), выполняемое в первые 11000... 12000 км пробега.
10 Эак к»
В основной период эксплуатации проводятся: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СТО). В начальный период'эксплуатации происходит приработка деталей в агрегатах автомобиля, поэтому при проведении технического обслуживания профилактические крепежные, смазочио-очистительные и регулировочные работы должны, быть выполнены с особой тщательностью, что обеспечит надежность и экономичность работы •автомобиля, а также длительный срок «го службы. Техническое обслуживание в начальный период проводите независимо от условий эксплуатации.
В основной период эксплуатации работы по техническому обслуживанию в зависимости от категории условий эксплуатации выполняйте с периодичностью в километрах пробега, указанной ниже в .табл. 5.
5. Периодичность операций технического обслуживания, проводимых в основной период эксплуатации, в км пробега
Характеристика категорий условий эксплуатации , ТО-1 ТО-2 СТО
I. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами пригородной зоны, в пригородной зоне. Улицы небольших городов (с населением до 100 тыс. жителей)
П. Автомобильные дброги с асфальтобетонным - и приравненным к нему по коытием в горной местности. Улицы больших городов. Автомобильные дороги с щебеночным нли гравийным покрытием. Грунтовые профилированные или лесовозные дороги
III. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием в горной местности. Непрофилированные дороги и стерия. Карьеры, котлованы и временные подъездные пути
3500... | 10 000.., | 24 000 |
...4000 | ...12 000 | |
2800... | 8000.. | 19 200 |
. ...3200 | ...9600 | |
2000... | 6000.. | 14 400 |
:..2400 | ...7200 | |
Всем видам технического обслуживания в основной период эксплуатации соответствуют индивидуальные перечни операций, т. е. ни одна операция ТСМ не входит ни в ТО-2, ни в СТО, в свою очередь, операции ТО-2 не входят в СТО. При проведении технического обслуживания допускается совпадение нескольких его видов, например, ТО-1 и ТО-2, ТО-2 ц СТО. ТО-1 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО.
Сезонное техническое обслуживание проводят два раза в год — весной й Осенью. Дополнительные осенние работы выполняют одни раз в год. Расчетная периодичность выполнения СТО (для целей планирования) — 24 тыс. км для* t-й категории условий эксплуатации.
Ниже приведен перечень операций технического обслуживания Автомобилей' по видам обслуживания.
61. Особенности эксплуатации и подготовка автомобильной техники к летнему периоду эксплуатации
При подготовке машин к эксплуатации в летний период дополнительно к сезонному техническому обслуживанию проводятся:
— слив из системы охлаждения двигателя низкозамерзающей жидкости, промывка системы и заправка водой; низкозамерзающая жидкость сдается на хранение;
— отключение от системы охлаждения двигателя предпускового подогревателя и отопителя кабины;
— замена тормозной жидкости (при необходимости);
— снятие с машин средств утепления и сдача их на склад.
Сроки подготовки техники к каждому периоду эксплуатации устанавливаются приказом по военному округу. На основании этого приказа в частях организуется работа по подготовке личного состава, машин, средств технического обслуживания и парков к предстоящему периоду эксплуатации. Летний период эксплуатации машин определяется температурой наружного воздуха. Переход на летний период осуществляется при среднесуточной температуре выше +5 °С.
Особенностями эксплуатации машин в летних условиях являются: высокая температура окружающего воздуха;сильная запылённость воздуха, особенно при движении в колонне; повышенный уровень осадков.
Частые перегревы двигателя могут быть одной из причин необратимых деформаций его деталей. С повышением температуры агрегатов и механизмов масло в них также нагревается и уменьшается его вязкость. Из-за этого уменьшается толщина масляной плёнки и увеличивается износ деталей. Чрезмерный перегрев масла может стать причиной разрушения масляной плёнки и рабочей поверхности трения. На них появляются задиры, вырывы и т.д. Износ таких поверхностей при дальнейшей эксплуатации будет очень большим.
Для обеспечения надёжности и долговечности работы в летних условиях в первую очередь необходимо тщательно контролировать работу двигателя и механизмов, не допускать их перегрузки и перегрева, своевременно проверять заправку и восстанавливать уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения и электролита в АБ, точнее соблюдать правила обслуживания и установки воздухоочистителей, аккуратно дозаправлять горючие и смазочные материалы, не допуская попадания в них пыли, и тщательно предохранять механизмы от загрязнения.
62. Организация технического обслуживания. Методы технического обслуживания
Работы по TO-1, TO-2 и сезонному обслуживанию в парке проводятся на постах ПТОР личным составом подразделений технического обслуживания и ремонта с обязательным участием водителя (экипажа) машины.
Наиболее широкое распространение при техническом обслуживании машин повседневной эксплуатации в воинской части находит последовательный метод на универсальных (тупиковых) постах. Работы этим методом выполняет бригада специалистов ПТОР в составе механика-регулировщика, автоэлектрика, автослесаря, смазчика и водителя обслуживаемой машины.
Начальник ПТОР, проверив готовность машины к техническому обслуживанию, вручает водителю дефектную ведомость, в которую записываются недостатки в машине, выявленные командиром (техником) подразделения и водителем. Водитель ставит машину на пост технического обслуживанияи вручает дефектовочную ведомость механику-регулировщику). Результаты диагностирования машины механик-регулировщик (диагност) записывает в ведомость. Они являются указаниями для бригады специалистов (специалистов постов поточной линии) на устранение выявленных недостатков.
По завершении работ по техническому обслуживанию машины начальник ПТОР проверяет качество работы, делает записи в Книгу учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения, техники и имущества о проведенном обслуживании и замененных деталях и после подписей своей и водителя отправляет машину в подразделение.
Командиры подразделений несут ответственность за своевременное представление машин на ПТОР и их подготовку к техническому обслуживанию. Машина представляется на ПТОР после выполнения уборочно-моечных работ.
В зависимости от количества обслуживаемых машин, проекта ПТОР и оснащения его парковым и специализированным оборудованием и наличия квалифицированных специалистов, техническое обслуживание машин может выполняться методами:последовательным; поточным; параллельным; параллельно-последовательным.
Последовательный метод технического обслуживания характеризуется поступлением очередной машины на обслуживание после завершения всего объема технического обслуживания предыдущей машины. Такой метод обслуживания осуществляется на универсальных (тупиковых) постах бригадой специалистов в составе: механика-регулировщика, автоэлектрика, автослесаря, смазчика и водителя (водителей) обслуживаемой машины (обслуживаемых машин). Этот метод получил наибольшее распространение при техническом обслуживании машин из-за простоты организации и малых затрат на организацию постов.
Поточный метод технического обслуживания — это метод технического обслуживания группы машин, характеризуется определенным тактом перемещения каждой машины через рабочее место или переходом специализированных бригад от одной обслуживаемой машины к другой в установленной технологической последовательности.
Поточный метод характеризуется такими показателями, как такт поста и ритм технического обслуживания.
63. Организация технического обслуживания автомобильной техники в полевых условиях
Объем работ по техническому обслуживанию машинв полевых условиях определяется наставлением по АС, инструкциями по эксплуатации машин.
Техническое обслуживание №1 (ТО-1), №2 (ТО-2) и СО машин выполняется личным составом подразделений технического обслуживания и ремонта с участием водителей.
В полевых условиях техническое обслуживание машин проводится с использованием подвижных средств технического обслуживания и ремонта (МТО-АМ, МТО-АТ, МТО-40С, МТО-АТГ и др. их модификации) в порядке, установленном командиром воинской части с учетом конкретных условий.
Запрещается сокращать объем и уменьшать длительность работ, которые влияют на качество технического обслуживания машин.
Основными видами ТО в полевых условиях (ведении боевых действий)
являются : ЕТО; ТО – 1; ТО – 2; СО; Рег ТО
Основными видами работ при ТО машин являются:
дозаправка (заправка) горючим;
очистка и мойка;
проверка комплектности и укомплектованности;
чистка, промывка агрегатов, систем или отдельных сборочных единиц;
замену смазок, замену или долив масел и специальных жидкостей (воды);
замена фильтров и других элементов, отслуживших установленные сроки или отработавших назначенный ресурс и негодных к дальнейшему использованию;
проверка надежности крепежных соединений;
восстановление предельно допустимых значений параметров;
другие операции, предусмотренные эксплуатационной документацией;
устранение выявленных недостатков, отказов и повреждений.
64. Назначение, виды и категории хранения автомобильной техники
В Вооруженных Силах, где большая часть автомобильной техники находится на хранении или эксплуатируется с ограниченными годовыми нормами расхода моторесурсов, вопросы защиты от коррозионного разрушения и старения деталей имеют первостепенное значение в обеспечении надежности и боевой готовности автомобильной техники.
Под хранением изделия военной техники при эксплуатации понимается этап эксплуатации, при котором используемое по назначению изделие военной техники содержится в специально определенном для его размещения месте в заданном состоянии и обеспечивается его сохраняемость в течение установленных сроков.
Хранение машин заключается в содержании исправных и специально подготовленных машин (законсервированных с применением установленных нормативно-технической документацией средств и методов защиты от воздействия окружающей среды) в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность к использованию в установленные сроки.
Постановке на хранение подлежат все машины, использование которых не планируется на срок более трех месяцев.
Хранение машин включает: специальную подготовку машин (консервацию); техническое обслуживание в процессе хранения; проверку состояния и опробование машин; переконсервацию машин; замену (освежение) шин, аккумуляторных батарей, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов с ограниченным сроком службы.
Хранение машин может быть кратковременным (на срок до одного года) и длительным (более одного года).
Установлены четыре категории условий хранения: легкая (Л), средняя (С), жесткая (Ж), и очень жесткая (ОЖ).
При определении категории условий хранения автомобильной техники принимаются:
1) в отапливаемом помещении — легкая категория;
2) в закрытом не отапливаемом помещении — средняя;
3) под навесом — жесткая;
4) на открытых площадках во всех климатических зонах и под навесом в районах с промышленной и морской атмосферой — очень жесткая.
5)65. Порядок хранения автомобильной техники
Хранение машин заключается в содержании исправных и специально подготовленных машин (законсервированных с применением установленных нормативно-технической документацией средств и методов защиты от воздействия окружающей среды) в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность к использованию в установленные сроки.
7) Постановке на хранение подлежат все машины, использование которых не планируется на срок более трех месяцев.
8) Хранение машин может быть кратковременным (на срок до одного года) и длительным (более одного года).
9) Установлены четыре категории условий хранения: легкая (Л), средняя (С), жесткая (Ж), и очень жесткая (ОЖ).
10) При определении категории условий хранения автомобильной техники принимаются:
11) в отапливаемом помещении — легкая категория;
12) в закрытом не отапливаемом помещении — средняя;
13) под навесом — жесткая;
14) на открытых площадках во всех климатических зонах и под навесом в районах с промышленной и морской атмосферой — очень жесткая.
15) На хранение машины ставятся и содержатся технически исправными, полностью укомплектованными и специально подготовленными так, чтобы обеспечить их сохранность и возможность приведения в техническую готовность в кратчайший срок.
16) Постановке на хранение подлежат все машины, использование которых не планируется на срок более трех месяцев. Двигатели типа В-2, как установленные на машинах, так и хранящиеся на складах, подвергаются консервации при перерыве в использовании машин или при продолжительности хранения один месяц или более. Хранение машин, автомобильного имущества может быть кратковременным — до одного года и длительным — один год и более. На кратковременном хранении содержится имущество текущего довольствия. На длительном — имущество неприкосновенного запаса (НЗ).
17) Хранение машин включает:
18) специальную подготовку машин (консервацию);
19) техническое обслуживание в процессе хранения;
20) проверку состояния и опробование машин;
21) переконсервацию машин;
22) замену (освежение) шин, аккумуляторных батарей, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов с ограниченным сроком службы.
23) Машины, содержащиеся на длительном хранении, размещаются отдельно от других машин. Порядок доступа к ним определяется командиром воинской части.
24) Новые машины, а также машины после капитального и среднего ремонтов, ставятся на хранение после обкатки. Машины с установленным вооружением, спецоборудованием, подвижные средства ремонта и технического обслуживания автомобильной техники (мастерские) ставятся на хранение без обкатки шасси, которая проводится на заводе до монтажа специального оборудования или вооружения. Имущество кратковременного хранения может содержаться в легких, средних, жестких и, как исключение, очень жестких категориях условий хранения. Имущество длительного хранения содержится только в легких и средних категориях условий хранения.
25) 66.Порядок подготовки и постановка автомобильной техники на хранение.
26) О постановке машин на хранение издается приказ командира воинской части, в котором указывается:
27) порядок подготовки к работам личного состава, вид хранения, марки и номера машин, порядок оборудования мест хранения и материального обеспечения, ответственные лица за проведение работ по подготовке к хранению, порядок контроля качества выполнения работ, состав и задачи комиссии по проверке машин, подготовленных к хранению.
28) На основании приказа заместитель командира части по вооружению разрабатывает план постановки машин на хранение, в котором предусматривается: подготовка личного состава, сроки выполнения работ, обеспечение подразделений материалами и средствами обслуживания, подготовка и оборудование мест хранения, сроки готовности машин, порядок контроля качества работ и проверка командованием части готовности машин к хранению.
29) На основании плана разрабатывается план-график постановки машин на хранение, по плану части проводятся практические занятия, на которых изучаются объем и последовательность выполнения работ и правила безопасности при подготовке машин к хранению.
30) Работы по техническому обслуживанию и консервации машин выполняются на ПТОР, пунктах ЕТО и местах хранения. При этом на ПТОР, пунктах ЕТО выполняются в полном объеме работы по техническом обслуживанию и консервации агрегатов, сборочных единиц и систем, защита которых от коррозии и старения не может быть нарушена или ухудшена при перемещении машин к месту хранения (табл. 12.3).
31) На местах хранения завершаются работы по консервации машин. Для этого используется необходимое техническое оборудование ПТОР или передвижной пост консервации (ППК).
32) Ответственность за состояние и подготовку машин к хранению возлагается на командиров частей и подразделений, а также на начальников родов войск и служб, в ведении которых они находятся.
33) На машины, поставленные на длительное хранение, составляется акт закладки (освежения) материальных средств, а в формуляре (паспорте) и карточке машины делается соответствующая запись.
34) Машины, подготовленные к кратковременному хранению, проверяются командирами подразделений, подготовленные к длительному хранению — комиссией, назначенной командиром воинской части.
35) При подготовке автомобильной техники к кратковременному хранению проводится очередное ТО-1 или ТО-2, а если после предшествующего ТО-1 или ТО-2 прошло менее 3 месяцев, то — ежедневное техническое обслуживание.
36) При подготовке машин к длительному хранению консервация производится рабочеконсервационными маслами и жидкостями, консервационными и рабочеконсервационными смазками, а также защитными покрытиями с герметизацией сборочных единиц и агрегатов.
37) Применяются два метода герметизации — "заклейка" и "получехол".
38) Герметизация методом "заклейка" применяется для машин, имеющих полностью закрытый цельнометаллический сварной (литой) корпус. Сущность этого метода заключается в заклеивании влагонепроницаемым материалом и уплотнении специальной замазкой всех отверстий и щелей в корпусе (кузове) машины с размещением внутри герметизированного объема влагопоглотителя.
39) Герметизация методом "получехол" применяется для машин с цельнометаллическим, сварным корпусом и заключается в укрытии верхней (надгусеничной) части машины прочным влагонепроницаемым пленочным покрытием — получехлом. Внутри герметизируемого объема помещается влагопоглотитель, а отверстия и щели в неукрытой части корпуса промазываются замазкой.
40) Получехлы поставляются централизованно в готовом виде и рассчитаны на многократное использование. Машины, загерметизированные методом "получехол", размещаются только в хранилищах с целью защиты пленки от ветра и непосредственного воздействия атмосферных осадков.
41)Работы по герметизации выполняются при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10°С и при отсутствии атмосферных осадков.
42) 67.Порядок содержания автомобильной техники на хранении.
43) Машины на хранении содержатся в специально оборудованных местах хранения (отапливаемые и не отапливаемые хранилища, навесы и открытые площадки).
44) При размещении машин в хранилищах или под навесом расстояние между боковыми бортами машин, а также между бортами и стенами должно быть не менее 0,8 м для колесных и 1 м для гусеничных машин, между задними бортами машин и стеной или ограждением — не менее 1 м.
45) При многорядном размещении в хранилищах машины 2-го и последующих рядов должны быть сцеплены буксирными тросами с впереди стоящими машинами.
46) На местах хранения машины размещаются в порядке номеров подразделений и расчета со штатными прицепами.
47) В кабине каждой машины на стекле левой двери крепится карточка машины длительного хранения.
48) Устанавливается следующий порядок содержания машин на кратковременном хранении:
49) топливные баки, картеры агрегатов и механизмов заполнены горючим и маслами всесезонных или зимних сортов;
50) системы охлаждения двигателей содержатся заполненными водой или низкозамерзающей жидкостью с добавкой ингибиторов коррозии;
51) при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5°С вода из системы охлаждения сливается; при переводе техники на летнюю эксплуатацию допускается сливать низкозамерзающую жидкость и заливать воду;
52) аккумуляторные батареи установлены на машинах, а при температуре воздуха ниже минус 15°С снимаются и хранятся в аккумуляторной;
53) колеса и подвески автомобиля не разгружены, укрывочный брезент, и индивидуальный комплект ЗИП хранятся на машине.
54) Кроме того, при хранении машин на открытой площадке:
55) на стекле внутри кабины устанавливаются щиты из картона или другого светонепроницаемого материала;
56) при наличии укрывочных брезентов машины укрываются ими и на стекла внутри кабины щиты не устанавливаются.
57) Устанавливается следующий порядок содержания машин на длительном хранении:
58) цилиндры двигателя и компрессора законсервированы, за исключением хранения в умеренной зоне при размещении машин в хранилищах;
59) приборы системы питания законсервированы;
60) картеры агрегатов и механизмов машин заполнены всесезонными или северными рабоче-консервационными маслами и загерметизированы;
61) топливные баки машин с карбюраторными двигателями не заполнены, а их внутренние поверхности промыты и обработаны рабоче-консервационным маслом, топливные баки машин с дизельными двигателями содержатся заполненными ; системы охлаждения обработаны раствором с ингибитором коррозии и содержатся заполненными низкозамерзающей охлаждающей жидкостью. Системы охлаждения карбюраторных двигателей не заполняются и не герметизируются. Заливные горловины радиатора и расширительных бачков закрываются штатными пробками, сливные краники ставятся в положение "Открыта";
62) аккумуляторные батареи с машин сняты и хранятся в аккумуляторной, колеса и подвески автомобиля не разгружены (кроме подвески загруженных грузовых автомобилей);
63) укрывочные брезенты и индивидуальный комплект ЗИП хранятся на складе части.
64) Кроме того, при хранении машин на открытых площадках:
65) тенты снимаются, упаковываются и хранятся в закрытых помещениях;
66) колеса вывешиваются на подставки, подвеска загруженных машин разгружается;
67) машины с грузовыми платформами устанавливаются так, чтобы обеспечить небольшой уклон к заднему борту, при этом задний борт должен быть открыт;
68) шины не защищаются от воздействия прямых солнечных лучей защитными покрытиями, за исключением жаркой зоны;
69) на стекле внутри кабины устанавливаются щиты из картона или другого светонепроницаемого материала. В том случае, если машины имеют штатные наружные щиты, изнутри стекла кабины не защищаются;
70) Автомобильное имущество перед закладкой на хранение подвергается проверке на комплектность. При осмотре имущества не допускается нарушение противокоррозионной защиты поверхностей.
71) Имущество при хранении должно быть размещено так, чтобы обеспечивался доступ к нему для осмотра, технического обслуживания и транспортирования при выдаче.
72) Все имущество НЗ содержится только в деревянных ящиках (контейнерах) обрешетках или пакетах. Результаты смотров вносятся в книгу учета осмотров и испытания имущества.
73) Содержание машин на хранении — это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение их сохранности, исправности и постоянной готовности к использованию по назначению.
74) Содержание машин на хранении включает: уход, техническое обслуживание, замену (освежение), опробование, переконсервацию и контроль содержания машин в процессе хранения.
75) Уход за машинами, содержащимися на хранении, проводится с целью содержания их в чистоте, обеспечения установленного порядка хранения и поддержания в состоянии сохранности и возможности применения (использования) по назначению в установленные сроки.
76) Уход за машинами, содержащимися на кратковременном хранении, выполняют штатные водители под руководством должностных лиц подразделений .
77) Не реже одного раза в месяц пускают и прогревают двигатель до 75-80°С, проверяют его работу на всех режимах, проверяют работу агрегатов и механизмов машин путем включения передачи и перемещения машины взад и вперед.
78) После окончания работ с пуском двигателя герметизируют воздухоочистители и выпускные трубы (если машина хранится на открытой площадке).
79) Уход за машинами, содержащимися на длительном хранении, проводится силами подразделений хранения в парково-хозяйственные дни с периодичностью один раз в 6 месяцев.
80) 68. Порядок снятия автомобильной техники с хранения
81) Машины, находящиеся на кратковременном хранении, снимаются по плану эксплуатации. Машины длительного хранения разрешается снимать по специальному письменному распоряжению. О снятии машины с хранения делается отметка в паспорте.
82) Работы по снятию машин с хранения в условиях ограниченного времени выполняются в две очереди.
83) К работам первой очереди относятся работы, позволяющие пустить двигатель и вывести машину из парка:
84) - снятие с машины чехла из бумаги (брезента) и удаление пломб;
85) - установка аккумуляторных батарей (отключение проводов подзарядки малыми токами и подсоединение провода “массы” к клеммам аккумуляторных батарей );
86) - заправка топливных баков и заполнение топливом системы питания;
87) - заправка системы охлаждения;
88) - подготовка двигателя к пуску;
89) - снятие картонных щитов со стекол кабины;
90) - снятие герметизирующих чехлов с выпускной трубы, воздухоочистителя и генератора;
91) - провертывание коленчатого вала карбюраторных двигателей вручную;
92) - пуск двигателя, проверка его работы, включение системы централизованной подкачки шин, доведение давления в шинах до нормы, снятие машины с подставок, освобождение рессор от разгрузочных колодок.
93) Работы второй очереди выполняются в районе сосредоточения, на остановках или привалах. К ним относятся:
- укладка ковриков на пол кабины;
94) - очистка инструмента от консервационной смазки и укладка его на место;
- снятие герметизирующих материалов с агрегата и механизмов.
95) После снятия машин с хранения необходимо произвести контрольный пробег.
96)
69) Средства, обеспечивающие использование машин в ночных и тяжелых дорожных условиях.
70)УЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
Учет эксплуатации машин ведется:
– в путевом листе, являющемся первичным учетным документом (выполненная работа, расход моторесурсов, горючего и смазочных материалов);
– в книге учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов (расход моторесурсов и ГСМ);
– в месячном плане эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части или подразделения (расход моторесурсов, техническое обслуживание и ремонт машин);
– в формуляре (паспорте) машин (расход моторесурсов за месяц и год; регламентные работы и ремонт; замена шин и аккумуляторных батарей);
– в книге учета технического обслуживания, ремонта машин и агрегатов и расхода запасных частей (техническое обслуживание, ремонт и расход деталей и материалов);
– в годовом плане эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части (сводный учет расхода моторесурсов, технического обслуживания и ремонта машин).
71) Шина монтируется на обод колесного диска, представляя вместе с ним единую составную часть – колесо, как движитель транспортного средства. Колеса эксплуатируются в сложных и разнообразных дорожно-климатических условиях. Во время движения автомобиля, прежде всего шины подвергаются воздействиям со стороны различных препятствий: камней, гвоздей, неровностей дороги (выбоин и ухабов), острых кромок рельсовых путей, крышек канализационных люков и пр., а в условиях бездорожья – дополнительным непредвиденным факторам, угрожающим шинам и колесным дискам.
Незначительные механические повреждения резины шин (поверхностные порезы, царапины, сколы элементов протектора и т.п.) со временем разрастаются, застрявшие в канавках протектора камни, металлические и другие инородные предметы постепенно внедряются в тело покрышки, вызывая местные разрушения.
Высокая окружающая температура летом, пониженное или повышенное давление в шинах, перегрузка транспортных средств, нарушения правил вождения (резкие ускорения или торможения, заносы и пр.) приводят к чрезмерному разогреву материалов шины, ускоряя их износ и усталостные разрушения при многократных знакопеременных деформациях.
При нормальном естественном износе протектора эксплуатация шин допускается до предельного состояния, определяемого остаточной глубиной рисунка протектора (проявлением на беговой дорожке протектора индикаторов износа), установленной для различных типов транспортных средств «Правилами дорожного движения». При достижении предельного состояния по износу протектора эксплуатация шин должна быть прекращена. Такое условие принято с целью обеспечения безопасности движения, особенно на мокрых, покрытых грязью дорогах летом, а снегом и льдом – зимой.
Если нет значительных сквозных повреждений каркаса, бортов, то покрышки с полностью изношенным протектором можно восстановить наложением нового протектора (RETREAD). Некоторые шины допускают углубление протектора нарезкой (REGROOVABLE).
Для того чтобы продлить срок службы шин, надо знать, какие причины вызывают их преждевременный износ и разрушения (за исключением случайных), уметь определять и предупреждать их.
На основании многолетних наблюдений и опыта эксплуатации к основным причинам преждевременного выхода шин из строя относят:
• нарушение правил монтажа (демонтажа) покрышек на ободья;
• несоблюдение норм давления в шинах;
• перегрузку транспортных средств;
• повышенный динамический дисбаланс шин в сборе с колесом;
• неисправности узлов и механизмов ходовой части транспортных средств (отклонение от норм углов установки передних колес, схождение и развал колес, ухудшение технического состояния амортизаторов и т.д.)
• неумелое вождение транспортного средства.
План разрабатывается с использованием следующих исходных данных:
· Наличие и техническое состояние машин.
· Ресурс (срок службы) машин.
· Нормы расхода моторесурсов (за вычетом резерва округа).
· Потребность в машинах и в моторесурсах на год.
· Потребность в техническом обслуживании машин хранения.
· Потребность в регламентированном техническом обслуживании, регламентированном ремонте и замене автомобильных СПВ.
· Производственные возможности подразделений обслуживания и ремонта машин (фонда рабочего времени).
72) Исходные данные для составления месячного плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники и порядок его разработки.
. План разрабатывается с использованием следующих исходных данных:
· Наличие и техническое состояние машин.
· Ресурс (срок службы) машин.
· Нормы расхода моторесурсов (за вычетом резерва округа).
· Потребность в машинах и в моторесурсах на год.
· Потребность в техническом обслуживании машин хранения.
· Потребность в регламентированном техническом обслуживании, регламентированном ремонте и замене автомобильных СПВ.
· Производственные возможности подразделений обслуживания и ремонта машин (фонда рабочего времени).
Расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения боевой и мобилизационной готовности воинской части разрабатывается штабом воинской части совместно с заместителем командира воинской части по вооружению, начальниками родов войск и служб. Расчет составляется по соответствующим разделам плана боевой подготовки и категориям обучаемого личного состава с выделением самостоятельным подразделом потребности в автомобильной технике и моторесурсах на вождение.
Расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения хозяйственной деятельности воинской части разрабатывается заместителем командира воинской части по тылу согласно с начальниками родов войск и служб. Расчет составляется по соответствующим разделам годового хозяйственного плана воинской части с учетом обеспечения задач, не связанных с нуждами воинской части (по указанию вышестоящих штабов).
Расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения боевой и мобилизационной готовности и хозяйственной деятельности части должны составляться с учетом проводимых в воинской части мероприятий по повышению эффективности использования автомобильной техники, экономии моторесурсов и горючего. Реализация указанных мероприятий достигается:
1. Укомплектованием воинской части и подразделений автомобильной техникой в соответствии со штатом и правильным ее распределением.
2. Рациональным планированием учений, стрельб, полетов, строительных работ и хозяйственной деятельности, обеспечивающим использование для этих целей минимального количества автомобильной техники.
3. Первоочередным использованием для перевозок материальных средств автомобилей народнохозяйственного назначения, ограниченным использованием для этих целей полноприводных автомобилей новых марок.
4. Соблюдением установленного порядка использования легковых, грузовых и специальных автомобилей общего назначения и автомобильных СПБ.
5. Выбором наиболее рациональных маршрутов движения.
Анализ соответствия возможностей автомобильной службы и потребностей в автомобильной технике и моторесурсах, выполняется начальником автомобильной службы по форме, приведенной в приложении. Результаты анализа докладываются начальнику штаба и заместителям командира воинской части по вооружению и по тылу для согласования и корректирования расчетной потребности.
77) Классификация дорожно-транспортных происшествий. Основные причины, вызывающие происшествия.
-Столкновение – ДТП, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду ДТП относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (остановленным) на путях транспортным средством.
-Опрокидывание – ДТП, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
-Наезд на стоящее транспортное средство – ДТП, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
-Наезд на препятствие – ДТП, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, дерево, столб, ограждение и пр.).
-Наезд на пешехода – ДТП, при котором транспортное средство наехало на человека, или он сам <