Методика разработки нормативов

Введение

При планировании боевых действий расчет показателей боевых действий личного состава и подразделений и их оптимизация, то есть улучшение, производится по установлению расчетных величин затрат времени на каждую операцию в отдельности или на упражнение в целом.

Правильность проставления временных характеристик имеет первостепенное значение.

Если расчетные величины затрат времени на выполнение норматива будут занижены, то есть взяты меньшими, чем необходимо для его выполнения, то это вызовет поспешность в исполнении того или иного действия и к срыву всего норматива в целом.

Завышение расчетных величин, наоборот, может привести к напрасной потере времени и другим просчетам при ведении боевых действий по тушению пожаров.

Для того, чтобы получить оценки времени, наиболее соответствующие реальности, существует две возможности.

Для работ и для других операций, по которым накоплен достаточно большой опыт, оценки могут браться из накопленного опыта, то есть выведенных из реальных величин затрат времени на выполнение работ в ходе боевой подготовки или в ходе боевых действий на пожаре. Правомерность однозначного выбора таких временных показателей основывается на теории вероятности и будет представлять собой статистическое среднее значение определенного количества оценок продолжительности работы. Иными словами, при большом числе независимых оценок продолжительности работы среднее арифметическое полученных значений отдельных операций или всей работы в целом можно считать оценкой математического ожидания величины норматива, то есть при большом числе опытов среднее статистическое значение данной величины можно считать мало отличающимся от реального.

Отсюда вытекает важный вывод: необходимо накапливать опытные данные по всем видам боевых действий на пожаре или отдельным операциям и сводить их в справочные нормативные таблицы и каталоги, что позволит достаточно легко проставить временные показатели для оценки деятельности личного состава и подразделений. Но это не будет носить достоверный характер, и специалисты всегда будут иметь дело со случайными величинами, которые не будут носить достоверный характер для всего личного состава страны, региона, области хотя бы потому, что наблюдения являются неравноточными, у личного состава разные уровни физической подготовленности, работа выполнялась при разных условиях и множестве усложняющих факторов.

Есть и другая возможность получения указанных выше характеристик. Она основана на математических методах обработки статистических данных о расчетных величинах затрат времени на операции с пожарно-техническим вооружением и пожарной техникой.

Следует иметь ввиду, что, какими бы подробными и обстоятельными ни были исходные данные разрабатываемых нормативов, всегда остается вероятность ошибки в полученных результатах и выводах. Математика предоставляет возможность построения практически неограниченного числа моделей, с помощью которых можно достаточно точно описывать действительность. Специалистам, занимающимся исследованием закономерностей выполнения двигательных действий при работе с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением, эти модели открывают новые возможности при постановке и решении задач повышения уровня профессиональной подготовленности личного состава. Достоинства математических методов очевидны, и без их использования сегодня трудно представить обработку статистических данных в любой сфере деятельности. Из множества математических моделей, которые формируются на основе статистических данных, для нас представляют наибольший интерес модели, получаемые на основе многомерной обработки данных.

Целью многократных измерений времени выполнения работы заданного упражнения или составляющего его элемента является , в конечном итоге, оценка истинного значения измеряемой величины.

В качестве истинного значения измеряемой величины Х принимается средняя арифметическая величина измерений времени выполнения упражнения Х1, Х2, Х3 ..... Хn.

2. Построение методики составления нормативных требований по пожарно-строевой подготовке

В ныне действующих нормативах их уровень при прочих равных условиях и факторах поставлен в зависимость от случайных величин.

Во-первых, от физической подготовленности личного состава и, во-вторых, от показателей освоения операций или упражнения в целом.

Кроме того, нормативные требования должны соответствовать заданному уровню точности, учитывать условия и усложняющие факторы выполнения нормируемых упражнений.

Проведенные исследования позволяют построение нормативных требований по пожарно-строевой подготовке осуществить по совершенно иным принципам, смысл которых состоит в следующем.

Подготовка к проведению эксперимента

На данном этапе выбирается упражнение, для которого предстоит составить нормативные требования, определяется структура его выполнения, производится подробное описание двигательных действий с момента поданной команды до окончания упражнения, условий выполнения и усложняющих факторов, проверяется соответствие пожарно-технического вооружения (спасательного оборудования) техническим требованиям. Недостатки должны быть устранены до начала хронометрирования.

Для удобства описания двигательных действий для каждого исполнителя упражнение рекомендуется расчленить на элементы, по каждому из которых предстоит определить оценку продолжительности работы.

Это рекомендуется сделать по форме, приведенной в таблице 2.1.

Очень важно определить многократность повторений операций (элементов) и упражнения в целом.

Следующим очень важным обстоятельством данного этапа является получение объективной информации о физической подготовленности личного состава, привлеченного для участия в эксперименте, и тем самым исключение зависимости разрабатываемого норматива от случайных величин в этой области.

Подбор исполнителей осуществляется по уровню общей выносливости и функциональной подготовленности (общей физической подготовленности). В этих целях следует применять степ-тест, основанный на методе функциональной пробы PWС170 с дозированной физической нагрузкой.

Пожарный в повседневной одежде при температуре окружающей среды 18-22 0С выполняет две последовательные дозированные физические нагрузки при восхождении на ступеньки в течение 4 минут. Первая нагрузка заключается в подъеме на ступеньку высотой 25 см и спуске с нее со скоростью 20 восхождений в одну минуту под метроном, вторая (она проводится через две минуты после первой) - в подъеме на ступеньку высотой 50 см и спуске с нее при тех же условиях. Пульс прощупывается пальцем на лучевой артерии кисти руки или (при наличии аппаратуры) дистанционно. Частота сердечных сокращений (ЧСС) измеряется в начале 4-й минуты каждой из нагрузок в течение 10 секунд.

После этого для каждого пожарного, участвующего в эксперименте, рассчитывается индекс общей физической подготовленности по формуле:

850 - 30 f1

PWC = 5 + ----------- , ( 1 )

170 6 (f2 - f1)

где f1 , f2 - частота сердечных сокращений после первой и второй физических нагрузок за 10 с.

Для удобства выпишем показатели (1) в таблицу 1, произведем расчеты по формуле и полученные значения PWC170 занесем в седьмую графу таблицы для каждого участника эксперимента.

Таблица 2.1

Результаты расчета интегрального показателя общей физической подготовленности (PWC170)

N f1 f2 6(f2-f1) 30f1 850 - 30f1 PWC170 Уровень физичеcкой подготовленности пож.
11.1 16.1 I
n 17.2 22.2 IV

Получив таким образом индекс PWC170 и сопоставив его значение с данными таблицы 2.2, можно определить уровень общей физической подготовленности каждого исполнителя с учетом его возраста.

Таблица 2.2

Показатели, характеризующие уровень физической подготовленности пожарных относительно их возраста

Возраст лет Уровень физической подготовленности
  низкая средняя высокая очень высокая
  I II III IV
до 29 16,2 16,2-19,3 19,3-20,9 20,9
от29до39 14,9 14,9-17,9 17,9-19,1 19,1
от39до49 13,4 13,5-16,4 16,4-17,9 17,9
от50до59 12,0 12 -14,9 14,9-16,4 16,4

Пусть, например, у первого испытуемого индекс PWC170 равен 16.1, а у n-го испытуемого - 22.2. Сопоставление их с соответствующими показателями таблицы 2.2 для возрастной группы до 29 лет показывает, что в первом случае уровень физической подготовленности будет очень низким, то есть I, во втором (для n) - очень высоким, то есть IV. Полученные уровни проставим в графу 8 таблицы 1.1.

Вывод: для участия в экспериментах допускаются пожарные, имеющие среднюю и высокую физическую подготовленность, так как испытуемые этих групп имеют наиболее близкие параметры физической подготовленности.

Наши рекомендации